Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности в России
1.1 Понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности
1.2 Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности
Глава 2. Практические аспекты оперативно-розыскной деятельности
2.2 Процесс познания как основа оперативно-розыскной деятельности
Введение
Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.
Научная разработанность: разработкой рассматриваемых вопросов занимались Китрова Е.В., Кузьмин В.А., Доля Е.А., Григорьева Л.Г., Крапива И.И., Вайпан В.А.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством (в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Предмет: исследуемая совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере оперативно -розыскной деятельности.
Цель курсовой работы: исследование оперативно - розыскной деятельности как вида деятельности.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятия и задачи оперативно-розыскной деятельности в России
- охарактеризовать оперативно- розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности
- проанализировать сущность и значение поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Исходя из цели курсовой работы имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности в России
1.1 Понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности
Сущность оперативно-розыскной деятельности определяется в ст. 1 ФЗ «Об ОРД». В соответствии с названной правовой нормой под оперативно-розыскной деятельностью понимается регламентированная законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных аппаратов, осуществляемая посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из видов правоохранительной деятельности государства, которая осуществляется с использованием негласных возможностей в интересах защиты общества и государства. В сферу таких интересов входит обеспечение государственной безопасности, суверенитета государства, его территориальной целостности, обороноспособности, экономики, борьбы с преступностью и коррупцией, защиты личности от преступных посягательств и других составляющих. [4]
Оперативно-розыскная деятельность отождествляется с разведывательной, сыскной деятельностью, что предполагает определенную скрытость осуществляемых мероприятий, направленную прежде всего на обеспечение эффективной защиты охраняемых законом интересов общества в целом и отдельных граждан в частности. Негласность осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий представляет собой важнейшее условие их результативности, основанное на получении полной и объективной информации об обстоятельствах, которые могут негативно сказаться на охраняемых общественных интересах. Негласность снижает уровень противодействия со стороны враждебных обществу элементов, включая иностранные разведки. Скрытость оперативно-розыскной деятельности является своего рода реакцией государства по отношению к внешним и внутренним силам, посягающим на интересы общества и государства. Тайная деятельность антигосударственных, антиобщественных элементов определяется их естественным стремлением избежать ответственности за преступное вмешательство в дела государства, какой-либо его структуры или отдельно взятой личности. Скрытой деятельности враждебных государств, преступности внутри государства не может не противопоставляться адекватная деятельность самого государства в целях обеспечения своих интересов, интересов общества и граждан. [14, С. 19]
Изложенное со всей очевидностью свидетельствует о том, что оперативно-розыскная деятельность является разновидностью правоохранительной деятельности государства и носит юридический характер, поскольку включает в себя все требования (признаки) правоохранительной деятельности. Однако не все правоохранительные органы наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Соответствующими полномочиями наделяются только такие государственные органы, для которых борьба с преступностью и правонарушениями составляет основное содержание их деятельности. Перечень таких государственных органов устанавливается федеральным законом. При этом в самой структуре правоохранительных органов их руководителями определяется перечень оперативных подразделений (оперативных аппаратов), полномочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Основным законом, определяющим содержание оперативно-розыскной деятельности, является ФЗ «Об ОРД». [8, С. 19]
В этом Законе формулируются задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности, система оперативно-розыскных мероприятий и другие общие вопросы. Организация и тактика оперативно-розыскной деятельности регламентируются ведомственными нормативными актами и составляют государственную тайну.
Задачи оперативно-розыскной деятельности сформулированы в ст. 2 ФЗ «Об ОРД»:
– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
– добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
– установление имущества, подлежащего конфискации. [4]
1.2 Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности
Используемый ныне термин «оперативно-розыскная деятельность» был введен в практический оборот только после принятия в 1958 году Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и УПК РСФСР от 27 октября 1960 года. Впервые научное обоснование понятия ОРД как вида общественной практики было дано А.Г.Лекарем в 1966 г: «ОРД есть основанная на законах и подзаконных актах система разведывательных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников» [15. с. 34]. В дальнейшем в процессе развития теории ОРД вводились дополнения и уточнению этого определения. В ФЗ «Об ОРД» от 12 августа 1995 года впервые законодательно было закреплено понятие ОРД, как вида деятельности осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Таким образом, со времени появления термина и определения о сущности «оперативно-розыскная деятельность» и его законодательного закрепления, на фоне сроков развития науки, прошел весьма короткий период времени. Особенно это ярко выражено по сравнению с многими юридическими терминами и понятиями используемыми многие столетия (например, со времен Римского права). Поэтому можно смело предположить, что еще неоднократно будут вноситься изменения и уточнения о сущности ОРД, его целях, задачах и т.д. [4]
Практически, одновременно в начале 60-х годов 20го века в юридической среде появилось понятие «правоохранительная деятельность». В настоящее время отсутствует законодательно закрепленное понятие «правоохранительная деятельность». Однако, уже существуют разные теоретические взгляды о сущности этого вида деятельности. Наверное, одним из наиболее известных и научно обоснованных является определение предложенное профессором К.Ф. Гуценко «Правоохранительная деятельность эта государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка». В соответствии с существующими теоретическими разработками правоохранительная деятельность связана с охраной права и обладает определенными признаками.
Во-первых, один из признаков проявляется в том, что правоохранительная деятельность осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия.
Второй признак состоит в строгом соответствии принимаемых юридических мер воздействия предписаниям закона.
В-третьих характерным для правоохранительной деятельности является то, что она реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур. [10, С. 40]
Наконец, еще один существенный признак правоохранительной деятельности проявляется в ее реализации специально уполномоченными на то государственными органами.
Несмотря на отсутствие в настоящее время законодательно закрепленных задач правоохранительной деятельности, нельзя утверждать об их отсутствии. Эти задачи можно обнаружить в уголовнопроцессуальном кодексе, Законе «О полиции», Законе «Об ОРД» и других нормативно-правовых актах. Не углубляясь на указанную тему можно констатировать, что основные задачи правоохранительной деятельности направлены на защиту прав и интересов личности, общества и государства.
Исходя из указанных направлений, правоохранительной деятельности определяются ее функции, они многогранны начиная от защиты конституционного строя страны до оказания правовой помощи гражданам. Снова разные авторы к этому вопросу подходят по разному, кто-то указывает большее количество, кто-то меньшее количество функций. Для выполнения этих функций специально созданы государственные органы, которые называются правоохранительными органами.
На основе вышеизложенного материала можно построить силлогизм («умозаключение» - в котором из двух данных суждений (посылок) получается третье (вывод)). Раскрытием и расследованием преступлений занимаются правоохранительные органы. Органы внутренних дел (полиция) занимаются раскрытием и расследованием преступлений. Значит, ОВД (полиция) является правоохранительным органом. [13, С. 178]
Теперь вспомним вышеуказанные признаки правоохранительной деятельности и посмотрим на оперативно-розыскную деятельность через призму этих признаков. Элементарный анализ показывает, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется путем воздействия юридических мер, в соответствии установленными нормами и специально уполномоченными на то государственными органами, т.е. соответствует трем из четырех основных признаков правоохранительной деятельности. Но один из признаков правоохранительной деятельности, а именно реализация, мер юридического воздействия, в установленным законом порядке осуществляется к сожалению в неполном объеме.
Один из основных направлений правоохранительной деятельности является борьба с преступностью, которая в свою очередь состоит из нескольких видов. Потому, что быстрое и полное раскрытие всех, особенно совершенных организованными группами, тяжких и особо тяжких преступлений, зависит от организации управления и эффективного использования всех имеющихся сил и средств правоохранительных органов. Результативное противодействие преступности, возможно только при комплексном применении государством специальных сил, средств, форм и методов.[4]. Среди основных видов этой деятельности, кроме осуществления правосудия по уголовным делам и исполнения его решений, можно назвать предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность. Все перечисленные виды этого направления правоохранительной деятельности, как известно, четко осуществляется в рамках уголовно
процессуального и уголовно-исполнительного кодексов, где в достаточно полной мере определена процедура проведения следственных действий и исполнение наказаний. А вот оперативно-розыскная деятельность не имеет законодательно закрепленной процедуры его осуществления, ФЗ «Об ОРД» только регламентирует оперативно-розыскные мероприятия, посредством проведения которых реализуется эта деятельность. Ведь все оперативные подразделения являются составными элементами единой системы правоохранительных органов и призваны решать одну из важнейших задач - борьбу с преступностью [6]. Даже административные дела, заводимые по менее тяжким правонарушениям, рассматриваются в рамках административного процессуального кодекса. Поэтому напрашивается необходимость законодательного закрепления процедуры осуществления оперативнорозыскной деятельности. Конечно, эта идея не является новой, об этом уже давно пишут многие специалисты в области ОРД и уголовного процесса. Законодательное закрепление процедуры осуществления оперативно-розыскной деятельности безусловно облегчило бы использование его результатов в доказывании по уголовным делам.