Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Успешная деятельность подразделений осуществляющих ОРД, полиции по борьбе с преступлениями, отнесенных к их компетенции, предполагает, как нами отмечалось выше, современное их обнаружение и обеспечение по выявлению, предупреждению и полного раскрытия и расследования. Несвоевременное обнаружение преступлений, по которым предварительное следствие обязательно влечет за собой существенные негативные последствия, а именно: разоблачение активно действующих опасных преступников требует в дальнейшем больших усилий криминальной полиции, привлечения дополнительных сил и средств; запоздалые меры криминальной полиции имеют своим следствием формирование общественного мнения о низком уровне ее оперативной осведомленности и реализации правоохранительной функции государства в целом и соответственно о фактической безнаказанности преступников; последнее обстоятельство благоприятствует созданию социально опасной среды, продуцирующей преступность.

Преступления, совершаемые в общеуголовной сфере, чаще всего, являются неочевидными, т.е. лица, совершившие и их соучастники неизвестны, поэтому оперативные работники, осуществляющие ОРД, для выявления, раскрытия, неочевидных преступлений, как правило применяют в совей деятельности принцип «от преступления к преступнику». Иногда, если должностные лица, осуществляющие ОРД по материалам оперативного поиска заведено оперативно-поисковое дело и осуществлено оперативное документирование, позволяющее судить о том, что конкретно установленные лица занимаются преступной деятельностью, то по таким материалам оперативно-поискового возможно принять решение для их реализации в целях возбуждения уголовного дела. При таком подходе, можно использовать принцип «от преступника к преступлению», так как в процессе расследования (при производстве следственных и иных процессуальных действий) возможно выявить дополнительные доказательства о совершении других преступлений связанных в совокупности с совершенным преступлением. Этот принцип всегда используют должностные лица, осуществляющие ОРД при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности.

Участники таких преступлений применяют различные ухищрения для маскировки своих преступных действий, уничтожая или укрывая от правоохранительных органов источники криминалистически значимой (ориентирующей и доказательственной) информации, чтобы избежать установленной законом ответственности. Поэтому работникам органов предварительного следствия и дознания, осуществляющие ОРД, чаще всего приходится иметь дело с данными, позволяющими лишь предположить наличие преступления или косвенно его подтверждающими. В подобных случаях, возникает необходимость обнаружения и фиксирования оперативно-розыскных и поисковых данных, которое бы позволили в большей или меньшей степени определить наличие признаков преступления, круг лиц, преступивших закон, характер предполагаемого ущерба и т.д. Эти фактические данные помогают оперативному работнику сделать обоснованное предположение о наличии (отсутствии) обстоятельств, подлежащих доказыванию в режиме уголовного судопроизводства, позволяющие в соответствии со ст. 143 УПК РФ, должностное лицо, осуществляющее ОРД по материалам оперативно­розыскного дела составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. Подобный рапорт является поводом для предварительной проверки согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ. В соответствии с ч. 1 (2) ст. 144 УПК РФ полученные данные, сведения, в ходе проверки содержания рапорта, могут быть использованы в качестве оснований для возбуждения уголовного дела. [3]


2.2 Процесс познания как основа оперативно-розыскной деятельности

Поскольку одной из задач оперативно-розыскной деятельности является по­иск и обнаружение фактических данных, отражающих и воссоздающих события

преступлений, имевших место в прошлом во всех их юридически значимых чер­тах, постольку такая деятельность представляет собой процесс познания.

Оперативный работник, исследуя фактические данные, характеризующие обстоятельства совершенного преступления, тем самым приобретает необходи­мые для решения оперативно-розыскных задач знания, иначе говоря, познает со­бытие преступления.

Преступление, будучи явлением объективной действительности, имеет раз­нообразные внутренние и внешние связи, носящие как необходимый, так и слу­чайный характер. При совершении противоправных действий преступник ис­пользует:

специально приспособленные оружия;

вступает в определенные отношения с другими лицами соучастниками и потерпевшими);

нарушает порядок расположения вещей и тем самым способствует обра­зованию новых связей и отношений, которые выступают в виде различных сле­дов преступлений. Выявляя подобные фактические обстоятельства, оператив­ный работник познает сущность раскрываемого им преступления.

Независимо от условий совершения преступления, несмотря на ловки и ухищрения с целью сокрытия следов противоправных действий в соответствии с законом всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, благодаря свойству отражения такие следы в большинстве случаев сохраняются всегда. [5, С. 19]

Познание оперативным работником фактических обстоятельств подго­товки, совершения и сокрытия следов преступления - это, по существу процесс установления истины. Оперативный работник в результате оперативно-розыск­ных мероприятий приобретает определенные знания о признаках преступления, в том числе о способе, мотивах и целях его совершения, о лицах, причастных к нему. Познание объективной действительности присуще всей деятельности опе­ративных работников органов внутренних дел.

Как элементы познания чувственное и рациональное раздельно не суще­ствуют. Чувственное впечатление в свете разума приобретает новую окраску, но­вое содержание, поскольку абстрактное мышление значительно глубже чув­ственного познания и обогащает, расширяет его разницы. Наряду с этим чув­ственное познание снабжает разум необходимой информацией о внешнем мире.


Взаимно дополняя и обогащая друг друга, чувственное и рациональное, или логическое составляют диалектическое единство.

Диалектический переход от чувственного к рациональному познанию про­исходит в процессе практической деятельности человека. Выявление, предупре­ждение, пресечение и раскрытие преступлений как вид общественной деятель­ности уполномоченных на то государственных органов также представляет со­бой практику.

Оперативно-розыскные мероприятия, будучи и содержанием ОРД, позво­ляют оперативному работнику накопить определенный запас чувственных впе­чатлений от восприятия выявленных и обнаруженных им фактических данных.

Чтобы отобрать из массива фактических данных те, которые связаны с про­тивоправными действиями разрабатываемых лиц, оперативные работники ОВД должны проделывать сложную мыслительную работу.

Знания об обстоятельствах совершения преступления, полученные опера­тивным работником посредством осуществления оперативно-розыскных меро­приятий и зафиксированные в соответствующих документах (объяснениях, ак­тах, протоколах, рапортах, меморандумах, справках и др.), используются, прежде всего, для предупреждения, пресечения, своевременного и полного рас­крытия преступления.

Переходя к организационной функции ОРД как подсистеме объекта позна­ния, необходимо отметить ее структурно - содержательную характеристику, по- разному формулируемую в специальной литературе.

Заключение

В курсовой работе и была исследована оперативно-розыскной деятельности как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов.

ОРД является разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами. Понятие основание включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать как обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности.


Правовой основой ОРД является совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. Правовое регулирование условно можно разделить на четыре раздела. Ведущим пунктом этой структуры можно назвать конституционный раздел. В него входят нормы Основного закона и решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности норм. К международно-правовым относятся акты общего характера, ратифицированные, утвержденные, принятые РФ или к которым РФ присоединилась. Следующим разделом является законодательный раздел. В него входят настоящий Федеральный закон, УК, УПК, УИК и иные ФЗ, содержащие нормы, регулирующие ОРД.

Принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативных аппаратов, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании. Принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» придало принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.

Принцип законности заключается, прежде всего, в том, что все участники ОРД, обязаны, безусловно и точно, соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие ОРД. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом и закреплен в ст. 2 Конституции РФ. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД, в первую очередь, распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности и заключается в организации и осуществлении ее, таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц тактику, формы и методы, средства совершения конкретных оперативно-розыскных действий, ОРМ, операций. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств сформулирован в ст. 1 Настоящего Закона а, следовательно, он отражает сущность ОРД и поэтому включен в определение оперативно-розыскной деятельности.

Список использованных источников


  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 439
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016)//Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)//Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921
  4. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"//Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349
  5. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности. - М.: Норма, 2013.-289с.
  6. Горяинов К.К., Кваша Ю.И., Сурков К.В. Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности. - М.:БЕК, 2014.-361с.
  7. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник. 3-е изд. - М.: Зерцало, 2012.-211с.
  8. Захарцев С.И. Оперативно-розыскная политика // Правовое поле современной экономики. - 2012. - № 11.-С. 14-19
  9. Захарцев С.И. Теория и правовая регламентация оперативно-розыскных мероприятий: Дис. ... докт. юрид. наук. - СПб., 2004.-201с.
  10. Кваша Ю. Ф. Организация и тактика оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Организационно-тактические формы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Лекции. - М. : Академия МВД РФ., № 5.- 2011.- С. 32-40
  11. Кваша Ю. Ф., Матвеев С. Е., Сурков К. В. Оперативно­розыскная деятельность органов внутренних дел. Словарь-справочник. - Новгород - Москва, 2015-255.с.
  12. Кваша Ю.Ф., Зубов И.Н. Сущность разведывательно-поисковой работы в сфере и инфраструктуре социально­аномальной среды. Оперативный поиск: в Кн. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов под ред. В.Б. Рушайло - СПб, 2012.- 467с.
  13. Нагиленко Б.Я., Вандышев А.С. Теория оперативного поиска: В кн. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ре. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова - М.: ИНФРА-М,- 2015.—446с.
  14. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Б. Рушайло. - СПб, Изд-во Лань, 2012.-172с. .
  15. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. - М.: Зерцало, 2012.-301с.
  16. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова - М., 2014.- 448 с.
  17. Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учеб. пособие. - М.:Норма, 2015.-145с.