Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, ОРД является разновидностью пра­воохранительной деятельности. Поэтому в ФЗ «Об ОРД» можно было бы дополнить «ОРД - вид правоох­ранительной деятельности, осуществляемой ...». Предложенная формулировка о понятии ОРД наибо­лее полно отразило бы ее сущность, как вида право­охранительной деятельности. Возможно, подтолкнула бы законодателя привести оперативно розыскную дея­тельность в соответствии с иными видами правоохра­нительной деятельности, а именно к законодательно­му регулированию процедуры его осуществления. Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности всегда осуществ­лялась в целях борьбы с преступностью и с целью обеспечения процесса доказательства.

Глава 2. Практические аспекты оперативно-розыскной деятельности

2.1 Сущность и значение поисковой деятельности подразделений,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

«Оперативно-розыскная деятельность - «вид деятельности, существляемой гласно и негласно оперативно-розыскными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом (далее- органы, осуществляющие оперативно­розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человек и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». [6, С. 29]

Разведывательно-поисковой характер этой государственно-правовой формы борьбы с преступностью вытекает из смысла приведенного выше законодательного определения ее понятия и закрепленных в Федеральном законе задач оперативно-розыскной деятельности, в числе которых названы: «выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации». [11, С. 11]


Вполне очевидно, что решение каждой из перечисленных задач предполагает осуществление оперативно-розыскных мероприятий,

направленных, прежде всего на сбор (получение) информации о тех объектах правовой защиты, которые определены Федеральным законом.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность, представляет собой систему оперативно-розыскных мероприятий, включает в ее состав различные их категории в зависимости от содержания и направленности последних, характера решаемых задач, функциональных особенностей и субъектов осуществления, а также соблюдение (ограничение) прав и свобод участников оперативно-розыскной деятельности.

В зависимости от специфики решаемых задач важной составной частью рассматриваемой системы оперативно-розыскных мероприятий составляют те из них, которые обеспечивают выявление, предупреждение раскрытие и расследование преступлений, обнаружение разыскиваемых лиц и предметов преступного посягательства, а также оперативное обеспечение мер государственного принуждения, назначается по приговору суда. Именно они в теории оперативно-розыскной деятельности именуются «разведывательно-поисковыми мероприятиями», и именно они раскрывают сущность рассматриваемого вида деятельности в целом и поисковой деятельности (оперативного поиска) в особенности.

Оперативный поиск является первой стадией оперативно-розыскного процесса, как элемент любой познавательной деятельности и как система организации, имеющая свою особую правовую природу, основания и принципы организации.

С учетом сказанного необходимо подчеркнуть, что нами разделяется высказанное в литературе точка зрения, согласно которой «система разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых преимущественно негласно с применением присущих той или иной службе средств, методов и форм, составляет сущность оперативно-розыскной деятельности [5]».

Не вступая в полемику по поводу предлагаемых многими авторами определений понятия «поисковая деятельность», «оперативный поиск» и других терминов для обозначения рассматриваемой организационно­тактической формы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, поскольку это уже обстоятельно сделано в ранее опубликованных работах и подготовленных диссертационных исследованиях, следует в качестве примера привести точку зрения С. Е. Матвеева, А.С. Вандышева, Б.Я. Нагиленко, И.Н. Зубова и Ю.Ф. Кваша работы которых по данной проблематике являются определенным шагом в теоретическом исследовании проблемы. По их мнению, оперативный поиск представляет собой «комплекс оперативно-розыскных,


организационных и иных правовых мероприятий, осуществляемых различными правовыми подразделениями органов внутренних дел РФ согласно их компетенции в интересах создания собственной информационной сети, обеспечивающий выявление преступлений и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших обнаружение разыскиваемых лиц». Бесспорно и то, что оперативный поиск - исходная стадия оперативно-розыскного процесса, результаты которого могут использоваться для проведения, прежде всего иных оперативно-розыскных мероприятий согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об ОРД». [17, С. 39]

Как справедливо отмечает в этой связи Ю.Ф. Кваша: «Отличительная черта рассматриваемого комплекса оперативно­розыскных мероприятий в том, что все иные формы ОРД основываются на его результатах. Однако это возможно при условии установления достоверности первичной информации, дополнительной ее детализации, обусловливающий возможность использования данных, сигнализирующих о криминальных признаках, в интересах решения различных задач ОРД ...» [10, С. 39]

Таким образом, в общем виде выявления (поиск) первичных оперативно-розыскных данных представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий, осуществляемых субъектами оперативно­розыскной деятельности для обнаружения, проверки и накопления сведений, содержащих новые (ранее не известные органы внутренних дел) специальных знания, имеющие значение для решения задач борьбы с преступностью. Следовательно, направление оперативного поиска предполагает - поиск среди населения; в местах концентрации лиц, представляющих оперативный интерес, и сбыта похищенного имущества; в криминальных группах, среди лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, отбывающих уголовное наказание. Рассматривая данное определение понятия поисковой деятельности в качестве базового представляется необходимым уточнить наши позиции по этому вопросу.

Во - первых, речь, по нашему мнению, должна идти не только о выявлении (поиске) оперативно-розыскных данных, но и поиске других видов социальной информации о ранее неизвестных органам внутренних дел лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес.

Во - вторых, в данном понимании поисковая деятельность (оперативный поиск является исключительной прерогативой оперативных подразделений осуществляющих ОРД, а не всех служб и сотрудников органов внутренних дел, которые осуществляют отдельные поисковые мероприятия (например, ГИБДД, участковые инспектора полиции, миграционной службы и др).


Например, осуществление оперативно-розыскной деятельности возлагается на полицию органов внутренних дел МВД Российской Федерации. В структуре полиции ГУ МВД РФ по субъектам России включены подразделения осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, как уголовный розыск; экономическая безопасность и противодействие коррупции; оперативно-розыскная часть собственной безопасности; отдел национального центрального бюро Интерпола; оперативно-розыскное бюро; бюро специальных технических мероприятий; цент по противодействию экстремизму; оперативно­розыскная часть по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защиты и отдел оперативно-розыскной информации ГУ МВД РФ субъектов России.

На уровне управления уголовного розыска оперативно-розыскную деятельность осуществляют следующие отделы (отделения): отдел зонального контроля; отдел организации агентурно­оперативной работы; сопровождение оперативно-розыскных мероприятий и защиты информации; отделение организации оперативно-розыскной деятельности в сфере несовершеннолетних; отдел координации деятельности органов внутренних дел по розыску лиц; отделение по розыску преступников; отдел организации раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений против личности; отделение организации раскрытия преступлений против половой неприкосновенности; отдел организации раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений против личностей прошлых лет; отдел по организации раскрытия разбойных нападений и грабежей; отдел организации раскрытия преступлений с незаконным оборотом оружия взрывчатых веществ и взрывных устройств; отдел организации раскрытия преступлений против собственности насильственного характера; отделение организации раскрытия краж из жилища граждан; отделение организации раскрытия мошенничеств общеуголовной направленности; отдел организации раскрытия преступлений, связанных с транспортом; отдел организации раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (отделение по противодействию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков синтетического происхождения и отделение по противодействию преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков опийной и канаписной группы ); отдел по организации раскрытия преступления общеуголовной направленности; отделение по борьбе с лидерами преступной среды, пресечении деятельности этнических преступных групп.

Организационно-методическое сопровождение выше перечисленных подразделений осуществляющих оперативно-розыскную деятельность обеспечивают следующие службы уголовного розыска: руководство и отдел организационно-методического обеспечения оперативно-служебной деятельности (отделение методической работы и отделение организации оперативно-служебной деятельности) и бюро регистрации несчастных случаев. Сотрудники этих отделов и служб не осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Вместе с тем они имеют допуск к оперативно-­розыскной деятельности.


В структуре управления экономической безопасности и противодействия коррупции организационно-методического и аналитического сопровождения осуществляют подразделения этих служб, как отдел информационно-аналитического обеспечения; отдел организации оперативно-розыскной деятельности; отделение регистрации и учета; отдел зонального контроля и рассмотрения жалоб; отделение рассмотрения жалоб сотрудники которых допущены к оперативно-агентурной работе, однако сами не осуществляют оперативно-розыскную деятельность. [5, С. 45]

В структуре управления экономической безопасности и противодействия коррупции имеет следующие отдел и отделение осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: отделение по подрыву экономических основ организованной преступности; отдел по борьбе с преступлением в сферах ТЭК, промышленности, строительства и оборота земель; отделением по борьбе с преступлениями в сфере строительства; отдел по борьбе с преступлениями в кредитно-финансовой сфере, внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетчеством; отдел по борьбе с преступлениями в сфере агропромышленного комплекса, лесопромышленного комплекса, биоресурсов, потребительского рынка и интеллектуальной собственности; отделением по борьбе с преступлениями в сфере АПК; отделением по борьбе с незаконным оборотом этилового спирта; отдел противодействия налоговым преступлениям; отделением противодействия преступности в сфере реализации целевых программ; отдел противодействия преступности в бюджетной сфере; отделение по борьбе с преступностью в сферах ЖКХ, здравоохранения и образования.

Другие подразделения системы МВД РФ, как оперативно-розыскная часть (собственная безопасность); национальное центральное бюро Интерпола; оперативно-поисковое бюро; бюро специальных технических мероприятий; центр по противодействию экстремизма. Наряду в рамках оперативно-розыскной деятельности осуществляют оперативно-розыскные и разведывательные мероприятия по направленности их деятельности.

В-третьих, для рассматриваемой организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности важной особенностью является ее инициативный характер, возможность осуществления оперативного поиска как вне зависимости от конкретных фактов совершенных и зарегистрированных преступлений на определенной территории (район, город, край), в отраслях, сферах, отдельных объектах экономики региона, так и в связи с совершением преступлений, в том числе на территории обслуживания других органов внутренних дел.