Файл: Курсовая работа по дисциплине Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста На тему Развитие .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

АН ПОО »МАНО»

колледж




Курсовая работа
по дисциплине

«Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»
На тему «Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста в процессе изобразительной (конструктивной) деятельности»

Выполнил:

студент 2 курса гр. ДО ПО-21

специальности «Дошкольное образование»

Огурцова Наталья Ивановна

Омск 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Психолого-педагогические основы эмоционального развития дошкольников в трудах отечественных и зарубежных ученых ……….……8

1.1. Эмоциональное развитие дошкольников….........................................8

1.2.Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка дошкольника …………………………………………………………...……..13

Выводы по I главе……………………………………………………..….20

Глава II. Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами

изобразительной деятельности……………………………..……………22

2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы

дошкольников…...……………………………………………………….33

2.2. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе изобразительной деятельности…………………..….33

Выводы по 2 главе…………………………………………..……………39

Заключение……………………………………………..…………………41

Библиографический список…………………………………...…………43

Приложение………………………………………………………………45


ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение.

Развитие чувств ребенка – это важнейшая педагогическая задача, не менее, а в каком-то смысле даже более важная, чем воспитание его ума. Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно приобщение к культурным ценностям. Способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление увеличивает возможность чувственно-эмоционального постижения мира. В свою очередь, успешное развитие эмоциональной сферы возможно на базе развития творческого воображения детей; развития самосознания.


На эмоциональное развитие дошкольника влияют такие факторы, как природа, искусство, музыка, художественная литература, изобразительная деятельность. Из них ведущим средством эмоционального воспитания дошкольников является изобразительная деятельность ребенка, т.к. она является собственной практической деятельностью. Изобразительная деятельность позволяет ребенку непосредственно пережить, почувствовать разнообразные состояния и чувства.

Рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, В. С. Мухина указывает, что в дошкольном возрасте, дети находятся в плену эмоций. Чувства в основном преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою выразительность.

А. В. Запорожец, изучая вопрос о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка, указывает на то, что развитие эмоций имеет огромное значение для разработки проблем онтогенеза человеческой психики. Вместе с тем развитие эмоций, по мнению А. В. Запорожца, имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными навыками и знаниями, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, к людям. Отмечая значимость развития эмоциональной сферы ребенка, А.В. Запорожец констатировал, что эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности .В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему, способность видеть прекрасное и безобразное, причем не, только в искусстве, но и в окружающей действительности.

Вопросы развития ребенка в процессе приобщения к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, детскому дизайну были проанализированы в трудах Н.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Г.Н. Пантелеева, Л.В. Пантелеевой, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой, P.M. Чумичевой и других.

Актуальные проблемы интеграции различных видов изобразительной деятельности, ее взаимосвязи с другими видами детской деятельности были рассмотрены в исследованиях Т.Г. Казаковой и Т.С. Комаровой.

В свете существующих проблем изобразительная деятельность как средство эмоционального развития ребенка является важной в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию. От них зависят и некоторые характерологические тенденции.



Цель работы – изучить возможности изобразительной деятельности как средства эмоционального развития детей в детском образовательном учреждении.

Объект исследования – эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс эмоционального развития дошкольников средствами изобразительного искусства.

Гипотеза – изобразительная деятельность способствует более эффективному развитию чувств у ребенка при следующих условиях:

• формирование позитивного отношения ребенка к процессу рисования;

• создание эмоционального микроклимата в группе;

• закрепление базовых навыков в изобразительной деятельности;

• использование произведений живописи как средства побуждения к собственной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть психолого-педагогические подходы к особенностям эмоционального развития дошкольников.

2.Выявить значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста.

3.Подобрать методы и приемы развития эмоционального состояния у дошкольников средствами изобразительного искусства.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент.

Методологические основы исследования проблемы. Исследования, посвященные изучению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и изобразительной деятельности, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями:

В. С.Мухиной, Н.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Г.Н. Пантелеева, Л.В. Пантелеевой, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой, P.M., Т.Г. Казаковой и Т.С. Комаровой.

В данной работе использован теоретический материал и практический опыт по развитию эмоциональной сферы дошкольников, как в процессе учебных занятий, так и вне.

Значимость исследования заключается в разработке цикла занятий для детей дошкольного возраста, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Они построены с учётом психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для развития эмоций и становления личности.

1. Индивидуализация обучения, т. е раскрытие личностных особенностей каждого ребенка, учет его склонности и интереса к какому-либо виду художественной деятельности.


2. Сотрудничество и сотворчество педагога и ребенка, доброжелательность и доверительность отношений.

3. Учет возрастных особенностей. Ведущие методы развития и формы преподнесения учебного материала - сказочно-игровые: сказочное повествование, игровые ситуации, ролевые игры, игры-импровизации, элементы пантомимы придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. С помощью игровых приемов успешно решаются задачи обучения, активизируются творческие возможности.

4. Активность, самостоятельность, постоянный интерес детей к деятельности.

5. Принцип воспитывающего обучения.

6.Последовательности и системности.

7. Перманентность обучения, т.к. развитие, обучение не заканчивается на занятии, а продолжается во внеучебной деятельности.

База исследования: Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе СПДС «Дружная семейка» п. Луначарский Самарской области в подготовительной группе с 10 воспитанниками.

Структура исследования. С целью подтверждения практикой теоретического положения исследования будет организована опытно-экспериментальная работа. Исследование проходит в несколько этапов.

Первый этап – поисковый. На данном этапе на основе анализа психолого-педагогической литературы и данных собственного опыта работы в дошкольных учреждениях происходит:

  • формулировка гипотезы исследования;

  • определение инструментария исследования;

  • отбор и изучение состава экспериментальной группы.

Второй этап – основной. Данный этап исследования включает в себя:

  • проведение диагностических срезов с целью изучения эмоционального статуса дошкольников - констатирующий эксперимент, представленный в главе II;

Третий этап – формирующий. Этот этап включает в себя

  • разработка методики развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Данная работа состоит из введения, первой главы, второй главы, выводов, заключения, библиографического списка, приложения.


ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

1.1. Эмоциональное развитие дошкольников

Эмоциональное развитие ребенка выступает стержневой составляющей его общего развития, поскольку эмоциональность обусловливает успешность обще­ния ребенка со сверстниками и взрослыми, определяет адекватность реакций на жизненные события, влияет на адаптацию к новым условиям жизнедеятель­ности. За кажущейся простотой детской эмоциональностью кроется довольно сложный и многоаспектный процесс понимания и трансляции эмоций, требую­щий от детей установленного уровня развития и знаний. Особое внимание уде­ляется способности индивида идентифицировать и выражать эмоции, умению регулировать собственные эмоции и возможности использовать данную инфор­мацию для управления своим мышлением и поведением, совокупность данных проявлений получила название «эмоциональный интеллект».


При этом наиболее стремительное развитие эмоциональности детей прихо­дится на дошкольный возраст. В связи с этим перед дошкольными учреждения­ми встает важная задача развития эмоционального потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-об­разовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей си­стемы психических свойств, процессов и состояний.

Эмоции можно отнести к классу психических состояний, проявляющихся в виде приятных, неприятных либо в виде более сложных по своему проявлению внутренних переживаний. При этом индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека обозначается понятием «эмоциональ­ность личности». По мнению С.Л. Рубинштейна[18,98] эмоция представляет со­бой особую субъективную форму существования. Е.П. Ильин утверждает, что у человека ключевая функция эмоций заключается в том, что благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, могут, не употребляя речью, опре­делять состояния друг друга. Под эмоциональностью понимается черта харак­тера личности, обнаруживающаяся в частоте, насыщенности и продолжитель­ности появляющихся эмоций, а также в их воздействии на психологическое состояние и поведение индивида.

Кроме того, как отмечает ряд исследователей необходимо различать эмоциональность и эмоциональную отзывчивость. Так, под эмоциональностью понимается как особенность поведения, проявляющаяся во всевозможных формах, таких как слезливость, обидчивость, изменение настроения [2,59].

В свою очередь, эмоциональная отзывчивость соединена с социальными мотивами личности, выражается в эмпатии, идентификации, сотрудничестве с окружающими.

Эмоциональная сфера выступает важной составляющей в развитии личности дошкольников, поскольку никакое общение и взаимодействие не будет результативным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями [1,58].

М.И. Лисина [12,119] к предпосылкам развития эмоциональности в дошкольном возрасте относит: обобщение переживаний в дошкольном возрасте, организация совместной деятельности, уровень нравственного представления дошкольника, отношение «Я-ты» у ребёнка дошкольного возраста, которое считается генезисом личности и чувства, развитие которых опережает интеллектуальное, и которые дают начальную целостность человеческому существу.

Дошкольники могут не только чувствовать, но и осмысливать многообразные эмоции. Отметим, что уровни понимания дошкольниками эмоций различны.