Файл: Курсовая работа по дисциплине Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста На тему Развитие .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для введения детей в мир искусства проведены занятия на тему знакомства с профессией художника, его рабочим местом, процессом создания им произведения искусства, рассматривание картин, репродукций известных художников (приложение 1).

Закрепление опыта ребенка происходит в изобразительной деятельности. Именно в изобразительной деятельности ребенок имеет возможность наиболее легко выразить то, что его волнует в материале. На основе этого был разработан цикл занятий, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности детей по результатам констатирующего эксперимента.

Интегрированные занятия (ИЗО+ восприятие изобразительного искусства) проводились в форме путешествия в картину. Знакомили детей с произведением искусства, помогали им проникнуть внутрь созданной художником картины, ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Совместно с ребенком исследовали эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Но путешествие на этом не заканчивалось. Далее вместе с детьми отправлялись в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине. А после – в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди. Детей увлекали такие путешествия, они активно включались в процесс восстановления исходных событий, прогнозирования событий, которые могут произойти с героями (приложение 2). Наиболее активными были Сережа К., Саша П., Катя Б.

Особое значение для эмоционального развития детей имеет использования нетрадиционных техник в рисовании. К нетрадиционным техникам можно отнести кляксографию, монотипию, печатание листьями, набрызг, рисование по-сырому). Они создают хорошее настроение, способствуют развитию творчества, развивают цветовосприятие, чувство цвета. Каждое занятие в нетрадиционной технике вызывало у детей восторг, желание быстрее включиться в работу. Поскольку группа разновозрастная, то занятия были разработаны таким образом, что каждый из детей смог проявить себя в силу своих возрастных особенностей и возможностей. Наиболее яркие и творческие рисунки были у Кати М., Артема А.

Для того чтобы научить выражать свои эмоции при помощи мимики, интонации, жестов использовали психогимнастические упражнения (приложение 3). Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей. Каждое занятие заканчивалось чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности). Между занятиями в повседневной жизни обращали внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал. Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает упражнение. Наиболее ярко передавали настроение Илья И., Лиза А.


Некоторые дети затруднялись в передачи эмоций в этюдах, в которых необходимо было выразить состояния удивления (Сережа К.), презрения (Игнат Р.), удивление и стыд (Катя М., Марина С.), презрения - печаль, презрение – гнев (все дети группы).

В следующих упражнениях детям, по желанию, предлагалось из набора всевозможных предметов выбрать те, которые обладают такими же свойствами, как одно из переживаний, проанализированных в предыдущей игре (если нет подходящих предметов или игрушек, можно просто их называть). Саша Ж., 7 лет, показывает с помощью предметов "раздражение": «Это чувство колючее как ежик, серое как мышь, шершавое, кислое как лимон». Саша. П., 6 лет, показывает с помощью предметов "страх": «Это чувство липкое как пластилин, холодное как лед, быстрое как стрела».

В последующем, использовались творческие задания на передачу эмоциональных состояний, при помощи жестов и мимики, например «испуганный заяц», «радостная мама», «грустное дерево» и другие.

После проведенной работы была проведена повторная диагностика уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников и произведен

сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

На данном этапе использовалась та же диагностика, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Анализ полученных данных представлен в следующем рисунке:



Рисунок 4
Результаты исследования уровня развития эмоциональной сферы после проведенной работы в процессе изобразительной деятельности показали, что в подготовительной группе повысился уровень развития распознавания и понимания пограничных эмоций, таких как сердитость (на 3%), приветливость (на 2 %), задумчивость (на 5%), удивление (на 2%) .

В результате проделанной работы у детей эмоции приобрели значительно большую глубину и устойчивость, стали преобладать положительные эмоции; развилось умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств; дети усвоили «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса; произошло изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

Это позволяет сделать вывод о том, что высокий результат уровня развития эмоциональной сферы был достигнут при организации целенаправленной работы на формирующем этапе, апробированию цикла занятий

, в которых определились цель, задачи, методы, приемы и формы организации развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности.

После проведения цикла занятий направленных на эмоциональное развитие старших дошкольников, диагностирование на формирующем этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.

Следовательно, изобразительная деятельность является эффективным средством развития эмоциональной сферы дошкольников.
Выводы по II главе.

Опытно экспериментальная работа проводилась в СПДС «Дружная семейка» п. Луначарский, в подготовительной к школе группе. Для опытной работы были отобраны 10 детей 6-7 лет:

Для выявления уровня развития эмоциональной сферы детьми старшего дошкольного возраста были отобраны следующие методики:

Методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго, «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго, графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой.

На констатирующем этапе были подобраны диагностики для выявления уровня развития эмоциональной сферы детьми старшего дошкольного возраста. Данные методики были апробированы, на основе полученных результатов был построен цикл занятий для развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников.

Для выявления уровня развития эмоциональной сферы детьми старшего дошкольного возраста были отобраны следующие методики:

Методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго, «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго, графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой.

На формирующем этапе для развития эмоциональной сферы у старших дошкольников сада был разработан следующий комплекс занятий: дидактические игры; интегрированные занятия (ИЗО + восприятие изобразительного искусства (рассматривание иллюстраций, картин); ИЗО + нетрадиционные техники); психогимнастические упражнения.

Как показало исследование, большое значение в развитии эмоциональной сферы и личности в целом имеет изобразительная деятельность. Влияние эмоциональных воздействий разнообразно. Но с другой стороны, любое эмоциональное воздействие, не зависимо от того негативное оно или позитивное по своей сути, оказывает побудительное воздействие на ребенка.

По имеющимся данным, можно сделать вывод о влиянии изобразительной деятельности на эмоциональное развитие дошкольников. Развитие эмоциональной сферы оказывает влияние на формирования навыков в изобразительной деятельности. В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержания произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему. Художественные образы воздействуют на его чувства и сознание, влияют на отношение к явлениям и событиям жизни, способствуют расширению кругозора. Благодаря изобразительной деятельности дошкольники начинают понимать красоту окружающего мира, богатство и разнообразие его красок, форм, движений. На этой основе у детей формируется эстетический вкус, способность различать прекрасное и безобразное не только в искусстве, но и в окружающей действительности.



Заключение

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, чтоизобразительная деятельность является одним из средств эмоционального развития детей дошкольного возраста при условии:

• формирование позитивного отношения ребенка к процессу рисования; • создание эмоционального микроклимата в группе; • закрепление базовых навыков в изобразительной деятельности; • использование произведений живописи как средства побуждения к собственной деятельности.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Умение управлять своими эмоциями и знаниями об эмоциональных состояниях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития        эмоциональной сферы. Поэтому, на сегодняшний день, проблема эмоционального развития ребенка является актуальной.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописана необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сделать вывод, что одним из действенных средств развития эмоционального мира  дошкольников можно считать изобразительную деятельность.  Изобразительная деятельность - это вид деятельности, результатом которой является создание произведения, специфическое отображение объективной реальности в форме художественных образов. Вместе с тем, одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы дошкольников можно считать психогимнастику - это этюды, упражнения и игры, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы.
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает им в трудных обстоятельствах.


В связи с этим важной и ответственной задачей для воспитателя, работающего с детьми дошкольного возраста, является задача разделения в детском рисунке тех его особенностей, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенностями рисунка, отражающими личностные характеристики, с другой.

В данной работе были рассмотрены психолого-педагогические подходы к особенностям эмоционального развития дошкольников, выявлено значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста, рассмотрены методы диагностики эмоциональной сферы дошкольников, подобраны методы и приемы развития эмоционального состояния у дошкольников средствами изобразительного искусства.

Таким образом, можно говорить о том, что поставленная цель была достигнута, а заявленные задачи реализованы.


Библиографический список

1. Былкина Н.Д., Люсин Д.В.Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе//Вопросы психологии. 2000,№5. С.59-62

2. Галанов А.С. и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.-125 с.

3. Гамезо М.В.Возрастная и педагогическая психология. - М.:Просвещение, 2003.-245 с.

4. Григорьева, Г.Г.Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:1999.-344 с.

5. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. С.86

6. Ермолинская Е.А.Современные технологии развития изобразительной деятельности детей//Воспитатель.- 2016, №1. С.81-86

7. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: «Академия», 2004. - 288 с.

8. Казакова Р.Г. др. Рисование с детьми дошкольного возраста. 2009. - 160 с.

9. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2004.-77 с.

10. Казакова Т.Г.Детское изобразительное творчество.-М.:КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.-150 с.

11. Карпова Г.З.Мир чувств и эмоций дошкольника//Воспитатель.- 2011, №8. С.119-121

12. Комарова Т.С. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. - М.: педагогическое общество России, 2000. -С.86-99

13. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. -240 с.

14. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка – СПб.: «Речь», 2002. -С.33-45