Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере АО Тандер).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время на рынке присутствует огромное количество торговых розничных предприятий, но не все удовлетворяют спрос потребителей и получают желаемую прибыль. Поэтому наиболее актуальной проблемой для любого торгового предприятия является формирование ассортимента. Выбрать те товарные позиции, которые наиболее привлекают потребителей, и обеспечивать наличие в нужном количестве – залог устойчивого функционирования предприятия.

Несмотря на то, что процесс формирование ассортимента происходит на этапе, когда предприятие только зарождается, он все-таки требует непрерывного контроля, исследования и анализа. В стремительно развивающихся рыночных условиях просто необходимо следить за ассортиментом, разрабатывать и внедрять меры по его совершенствованию.

На сегодняшний день огромное значение обретает качество продукта и наличие возможности выбора продукта из предлагаемого ассортимента. Непосредственно по этой причине управление ассортиментом и качеством – это одни из наиболее главных течений работы маркетинга любого предприятия. Первенство в конкурентно способной борьбе приобретает тот, кто наиболее преуспел в ассортиментной политике, обладает методами ее реализации и способен предельно результативно ею управлять.

Также одним из основных условий увеличения производительности производства считается усовершенствование качества выпускаемой продукции. Увеличение качества продукции расценивается на сегодняшний день, как главное условие ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Актуальность данной работы связана с тем, что в условиях рыночной экономики грамотно составленная товарная политика розничной торговой организации прямо влияет на ее эффективность. Следует отметить чрезвычайную трудоемкость работы по формированию ассортиментной политики торгового предприятия и ее дальнейшему совершенствованию.

Целью данной работы является изучение методик моделирование товарного ассортимента, основных факторов, влияющих на его формирование и качества продукции.

Для достижения обозначенной цели требуется решить следующие задачи:

1. Изучение теоретических аспектов формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли.

2. Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента на предприятии АО «Тандер».

3. Рассмотрение методик моделирования товарного ассортимента.


4. Характеристика методики анализа качества продукции;

5. Анализ основных показателей финансово-экономической деятельности АО «Тандер».

6. Анализ формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли АО «Тандер».

9. Выявление недостатков в процессе формирования товарного ассортимента АО «Тандер».

10. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование формирования товарного ассортимента АО «Тандер».

Объектом исследования является предприятие розничной торговли АО «Тандер».

Предметом исследования выступает формирование товарного ассортимента и оценка качества товаров предприятия розничной торговли АО «Тандер».

Методологическая основа исследования: учебники и учебные пособия, статьи отечественных и зарубежных экономистов.

Методы: монографическое исследование, сводка и группировка, сравнение, графический метод, факторный анализ.

1. Теоретические и методические аспекты формирования ассортимента товаров коммерческой организации

1.1 Понятие и экономическая сущность ассортимента товаров

Эффективно ли предприятие осуществляется торговую деятельность, определяет ряд показателей:

а) рациональность;

б) полнота;

в) устойчивость.

Состав и обновляемость ассортимента находятся в тесной взаимосвязи с ростом товарооборота и ускорением реализации товаров. Поэтому в случае отсутствия нужных в торговле товаров, или если представлен их узкий, нестабильный ассортимент, который не соответствует запросам потребителей, можно говорить о существовании такого эффекта, как неудовлетворенный спрос. Подобная ситуация оказывает негативное влияние на торговый процесс, а также на репутацию организации, что немаловажно в современных условиях повышенной конкуренции среди экономических субъектов.

Ассортимент (от англ. assortment of goods) – перечень наименований продукции, товаров предприятия, имеющих между собой взаимосвязь на основании определенного признака.


С позиций экономической науки можно охарактеризовать ассортимент как отражение межотраслевой и отраслевой пропорции, которая сложилась на каком-либо этапе в составе товарного предложения. С помощью последнего становятся очевидны результаты деятельности экономических отраслей и отдельных предприятий, которые производят различные товары. Таким образом, речь идет о важном факторе, который определяет, насколько сбалансированы спрос и предложение конкретных изделий.

Существуют два основных вида ассортимента: производственный и торговый. Торговый ассортимент – перечень товаров, находящийся в торговой сети и сфере обращения [3]. Он состоит из товаров, которые выпускаются на многих предприятиях, и включает такие основные товарные разделы, как: продовольственные и непродовольственные товары. В свою очередь, каждый раздел состоит из товарных групп, включающих товары, которые объединены согласно функциональному назначению.

Процесс распределения множества товаров по определенным классифицирующим признакам – это процесс классификации товарного ассортимента.

Товарный ассортимент может быть охарактеризован с помощью следующих показателей:

а) широта ассортимента – количество продуктовых линий;

б) полнота ассортимента – соответствие имеющихся в наличие видов товаров соответствующему спросу и ассортиментному перечню;

в) глубина ассортимента – число разновидностей товара в каждом наименовании.

Одни из важнейших показателей рассчитываются по следующим формулам:

Коэффициент широты рассчитывается по следующей формуле (1.1):

(1.1)

где Кш – коэффициент широты

Гф – количество групп товаров на момент определения, ед. Гн – общее количество групп товаров, ед.

Полнота – это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.

Выражают полноту ассортимента через следующую формулу(1.2):

(1.2)

где Кп– коэффициент полноты

Кф – фактическое количество видов товаров на момент обследования, ед

Кв – количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

Далее представлена формула (1.3) для расчета глубины ассортимента:

(1.3)

где Кг – коэффициент глубины

Рф – фактическое количество товаров на момент проверки, ед.

Рн – количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантом и т. п., ед.


Также следует уделить внимание не менее важным характеристикам ассортимента: структура, новизна.

Структура ассортимента – это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их сумме.

Новизна характеризует способность набора товаров удовлетворить спрос за счет новых товаров, считается по формуле (1.4):

(1.4)

где Ко – коэффициент устойчивости;

Ро– количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.;

Рф– среднее количество разновидностей, ед.

1.2 Методика анализа ассортимента товаров

Процесс формирования товарного ассортимента на предприятиях розничной торговли является достаточно сложным, поэтому к нему следует подходить с полной ответственностью, учитывая действие многих факторов. Речь идет о факторах общих, которые не зависят от условий деятельности конкретного предприятия, и специфических, выражающих условия работы определенного предприятия в сфере торговли.

Наиболее влиятельными факторами, которые оказывают значительное воздействие на формирование товарного ассортимента, являются покупательский спрос и рентабельность. Они относятся к общим факторам.

Следует рассмотреть каждый из приведенных факторов.

Спрос – это количество товара, необходимое покупателям для удовлетворения их потребностей. Иными словами, это именно столько товара, сколько покупатели хотят и могут приобрести за любую возможную цену на него. Этот фактор зависит от многих особенностей: демографического фактора, географического положения, дохода населения.

Рентабельность – это совокупность себестоимости, затрат производства и обращения, на величину которых оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

На построение ассортимента товаров на каждом предприятии влияют такие специфические факторы, как:

а) тип и размер торгового предприятия;

б) техническая оснащенность предприятия;

в) существующие условия товароснабжения в организации, прежде всего, имеются ли стабильные источники поступления товаров;

г) численность и состав населения, которое обслуживается предприятием;

д) транспортные условия: есть ли дороги с твердым покрытием, поблизости остановки общественного транспорта и т.д.;

е) расположение других предприятий розничной торговли недалеко от рассматриваемого магазина.


При формировании ассортимента происходит подбор различных групп товаров по видам и разновидностям, которые дифференцируются в зависимости от ряда отличительных признаков, для того, чтобы обеспечить их дальнейшую реализацию. В частности, на процесс определения товарного ассортимента влияет форма товарной специализации предприятия и размер его торговой площади. Формирование товарного ассортимента всегда нацелено на удовлетворение спроса целевой аудитории покупателей и обеспечение высокой прибыли торговой организации.

На то, какие группы и подгруппы товаров будут включены в ассортимент торгового предприятия, влияет форма товарной специализации и специфика целевой аудитории покупателей.

При распределении различных групп и подгрупп товаров, если брать за основу потребительские комплексы и микрокомплексы, следует, прежде всего, определить количество и наименование продукции.

Выяснить количество комплексов и определить их наименования можно, прежде всего, на основании размера торговой площади организации. Также учитывается сложившаяся на предприятии структура товарооборота, размещение предприятия недалеко от других подобных организаций, которые специализируются на торговле определенными товарными группами, и ряд других условий.

На следующем этапе формирования ассортимента определяется, какое количество разновидностей товара реализовано в соответствии с их отличительными особенностями, т.е. выясняется зависимость ассортимент относительно параметра его глубины. В качестве основы, с помощью которой можно выявить количество разновидностей товаров в розничных магазинах, характеризующихся различной товарной специализацией, выступает размер площади торгового зала и существующее товарное предложение на рынке в региональных масштабах.

Далее при формировании ассортимента идет разработка

перечня конкретных товаров, которые реализуются в данном магазине. Конкретный ассортиментный перечень, исходя из отдельных товарных групп, подгрупп и разновидностей, может быть определен по материалам изучения спроса, характерного для изучаемого потребительского рынка данного региона, а также согласно полученным результатам группового анализа показателя оборачиваемости.

На заключительном этапе формирования ассортимента показательной является оценка состояния товарного ассортимента, в соответствии с которой осуществляется разработка рекомендаций по совершенствованию его формирования. Основой для разработки рекомендаций является анализ формирования товарного ассортимента и недостатки, выявленные на основе этого анализа.