Файл: Конституционное регулирование создания политических партий.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о институционализации политических партий
1.1.Конституционная институционализация российских политических партий
1.2. Анализ последних тенденций в законодательстве о создании политических партий в РФ
Глава 2. Конституционное регулирование создания политических партий
2.1. Правовое регулирование процесса создания партий
2.2. Регистрация как механизм организационного регулирования деятельности политических партий
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
(НОУ ВПО ЗУИЭП)
г. Пермь
Факультет юридический
(наименование факультета)
«Направление юриспруденция»
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Конституционное право
ТЕМА: Конституционное регулирование создания политических партий.
Руководитель: Выполнила: Исупова И.Р.
Преподаватель
Ларионова М.А.________ Студентка 2 курса
(звание, должность) группы ЮКБ-2013
(3,5 года обучения)
____________ _______________
(личная подпись) (расшифровка подписи)
Оценка:
«______________»
«_____» ___________201__года
Пермь, 2014
Содержание
Введение
Последнее десятилетие войдет в историю как десятилетие становления многопартийной политической системы в России. Его начало и конец ознаменован бурными всплесками «партогенеза» и партийного строительства. После семидесяти лет существования однопартийной системы Россия вступила в период создания нового общественно-политического устройства, ключевым звеном которого стала многопартийная система. В Российской Федерации многопартийность является одной из важнейших основ конституционного строя, предпосылкой развития демократии, гражданского общества и правового государства. Общероссийские политические партии, принимая участие в процессах формирования и выражения политической воли народа, призваны способствовать осуществлению народом своего суверенитета как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления.
Актуальность работы. После того, как в 1993 году состоялись «учредительные выборы», в ходе которых половина Государственной думы РФ была сформирована по партийным спискам, в России начала складываться современная партийная система. Уже тогда были заложены основные предпосылки для создания политических партий, установления механизмов взаимодействия их друг с другом, гражданским обществом и государством. Характер этого взаимодействия, количество и типологические черты реально действующих политических партий в сочетании с законодательными рамками определяют партийную систему. Именно в 1993 году появились основные партийные акторы и оформились правила игры на партийно-политическом плацдарме, в том или ином виде создающие и сегодня партийно-политический спектр. Поэтому актуальным является изучение особенностей конституционного регулирования создания новых политических партий в наше время.
Цель работы: проанализировать особенности конституционного регулирования создания политических партий.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить ряд задач:
-
изучить особенности конституционной институционализации российских политических партий; -
осуществить анализ последних тенденций в законодательстве о создании политических партий в РФ; -
охарактеризовать правовое регулирование процесса создания партий ; -
исследовать процедуру регистрации как механизм организационного регулирования деятельности политических партий; -
описать специфику правового определения наименования политической партии.
Объект исследования: политическая партия как категория права.
Предмет изучения: конституционное регулирование создания политических партий.
Проблема участия политических партий в формировании органов публичной власти в Российской Федерации, в частности особенности создания политических партий, привлекает к себе большое внимание ученых-правоведов. Правовой статус политических партий был предметом исследований дореволюционных научных деятелей, в числе которых труды: Алексеева А.С., Ивановского В.В. , Лазаревского Н.И. , Котляревского А.С. , Туманова В.А. В последнее время результаты исследований правового статуса политических партий освещались в работах современных ученых-правоведов: Автономова А.С., Веденеева Ю.А., Даниленко В.И., Заславского С.Е., Зотовой З.М., Иванченко А.В., Керимова А.Д., Лапаевой В.В. и других авторов.
Глава 1. Общие положения о институционализации политических партий
1.1.Конституционная институционализация российских политических партий
Важнейшей формой институционализации политических партий является определение конституционно-правового статуса политической партии в основном законе страны, обладающем высшей юридической силой. Вопрос о целесообразности и допустимости закрепления статуса политических партий в нормах конституции до настоящего времени является предметом достаточно острых споров в научной среде. В частности, Ю. А. Юдин положительно относится к конституционному закреплению статуса политических парий, оценивая его как свидетельство признания той роли партий, которую они играют в организации и осуществлении государственной власти. В то же время известный немецкий государствовед Г. Еллинек еще в начале прошлого века подчеркивал, что политические партии должны рассматриваться как общественные образования, а потому в государственном строе понятию партии как таковому нет места
1.
Аспекты организации и функционирования института политических партий всегда были и остаются в центре внимания юристов-конституционалистов. Главную роль в этом играет особое положение политических партий как механизма взаимодействия между обществом и государством, как инструмента осуществления государственной власти. И то же время все еще существуют сферы, связанные с деятельностью политических партий, которые мало изучены юридической наукой либо вовсе не были предметом исследования. Речь здесь идет о различного рода соглашениях, заключаемых политическими партиями между собой, а также с другими субъектами.
Право политических партий на вступление в различные соглашения в публичной сфере носит своего рода естественный характер. Политические отношения невозможны без взаимодействия, следовательно, абсолютно нормально применение договора как способа их регулирования. Договорное начало может выступить в роли механизма разрешения патовой ситуации, когда партии, чьи взгляды порой сильно отличаются, все же идут на то, чтобы создать коалицию ради нормального функционирования институтов государственной власти.
Возможно, что недостаточное внимание к рассматриваемому вопросу обусловлено господством мнения, что в конституционном праве главным методом регулирования является властный, или императивный. Но ведь сама конституция как акт представляет собой договор между обществом и государством. Договорное начало может присутствовать во взаимоотношениях между федерацией и ее субъектами, распространены соглашения между органами государственной власти и т.д. Другое дело, что в силу трудности определения природы соглашений политических партий, специфичности их предмета, а также сложностям, возникающим при их правовом регулировании, они пока мало исследованы.
Право политических партий на заключение соглашений имеет и законодательную основу. В п.1 ст. 26 Федерального закона от 11 июля 2001 г.
№ 95-ФЗ «О политических партиях» указано, что партии могут создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица. Но на сегодняшний день данное положение практически не функционирует. Это обусловлено исчезновением в 2005 году из избирательного законодательства и с политической арены предвыборных избирательных блоков. Можно по-разному оценивать последствия этих изменений, но, думается, что они являются существенным ограничением права политических партий вступать в соглашения, и, соответственно, ограничением права граждан на объединение и на участие в управлении государством. Следует заметить, что избирательные блоки в свое время показывали достаточно неплохие результаты на парламентских выборах, так, на выборах в Государственную Думу 2003 года блок «Родина» занял четвертое место, получив 37 депутатских мандатов.
Указанная выше норма позволяет также политическим партиям заключать соглашения о создании политической коалиции в Государственной Думе. К сожалению, в силу, как политических, так и юридических причин подобное развитие событий в России вряд ли возможно. С одной стороны значительную роль играют сильные позиции «партии власти», а также неспособность других политических сил договориться между собой, что, впрочем, было характерно и для более ранних времен. С другой стороны, закрепленная в самой Конституции конструкция взаимоотношений между тремя высшими органами государственной власти не способствует этому, так как последнее слово в вопросах формирования Правительства и удаления его в отставку остается за Президентом.
Противники включения в конституцию каких-либо положений о политических партиях выдвигают следующие аргументы: во-первых, партии рассматриваются ими как практическое осуществление одного из основных прав человека – свободы объединения и, следовательно, любое их правовое регулирование, особенно конституционное, является ограничением этой свободы, как «преграда для свободного развития многопартийной системы». Например, К. Хейдер утверждает, что «конституционные положения о партиях могут рассматриваться как государственное вмешательство и контроль». Второй аргумент заключается в том, что конституционное признание политических партий означает «включение их в сферу государственности», «интеграцию их в публичные власти». Исследователями используются и другие обоснования отказа от придания партиям конституционно-правового статуса. В частности, указывается, что «инкорпорирование политических партий в писаную конституцию излишне», ибо она уже содержит защиту таких основных прав человека, как свобода объединения, свобода выражения мнения, от которых «зависит деятельность партий»2.
В обсуждении этой проблемы мы разделяем высказанную Ю. А. Юдиным точку зрения о том, что эти аргументы не могут быть признаны состоятельными. По мнению автора, в действительности правовое регулирование, напротив, служит гарантией реализации гражданами права на объединение, так как четко определяет статус политических партий, их права и обязанности, взаимоотношения с государством, поэтому исключение партий из сферы правового регулирования означало бы нарушение основных принципов правового государства. Естественно, что любое регулирование функционирования партий, в том числе и конституционное, является в определенной мере ограничением свободы объединения. Придание партиям конституционного статуса призвано ввести их деятельность в правовые рамки, что особенно необходимо, учитывая ту роль, которую они играют в политической жизни государства. Вместе с тем оно не означает огосударствления партий, если, конечно, речь идет о демократических, а не о тоталитарных однопартийных режимах.
Включение в конституции норм о политических партиях и их роли в обществе и государстве означает, что позитивное право признает их как институт, деятельность которого необходима для функционирования не только гражданского общества, но и всего государственного механизма. Однако в некоторых демократических странах политические партии длительное время считались, а в некоторых из них и сейчас считаются частным делом, своего рода клубом по интересам. В отдельных странах такая трактовка политических партий применяется до сих пор. В конституциях отсутствуют упоминания о партиях, то есть партии «действуют в полном конституционном вакууме». Такой подход теоретически обосновывался тем, что политические партии воспринимались лишь как общественные образования.
Конституционный статус партий – это важнейшая гарантия, защищающая их от произвола государства, а не угроза свободе их образования и деятельности, поэтому мы считаем, что конституционализация политических партий является гарантией их существования и функционирования. Об этом свидетельствует и тот факт, что соответствующие конституционные положения, определяющие этот статус, не могут быть изменены обычным способом, а только в порядке усложненной процедуры. По справедливому замечанию В. А. Лебедева, поправки поправкам рознь, и по главам 1, 2 и 9 Конституции РФ они автоматически вызывают постановку вопроса о новой конституции, даже если являются незначительными (ч. 2, 3 ст. 135 Конституции РФ).
Само по себе включение в конституцию норм, закрепляющих право вой статус политической партии, в равной мере может означать как юридическое оформление диктатуры одной партии, так и реальную заботу государства о месте и роли политических партий в жизни страны3.
Несмотря на то, что Конституция РФ 1993 г. не содержит отдельных статей, регламентирующих статус политических партий, их место и роль в системе политических институтов, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что конституционализация политических партий воплощена в ряде норм, содержащихся в первом и втором разделах Конституции РФ. Это нормы ст. 13, которые регулируют основы правового положения общественных объединений в целом: в ч. 1 признается идеологическое многообразие, в ч. 2 указывается на то, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, в ч. 3 признаются политическое многообразие и многопартийность, в ч. 4 закрепляется равенство общественных объединений перед законом, а в ч. 5 используется негативная формулировка: запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В ч. 1 ст. 30 признается право каждого на объединение и гарантируется свобода деятельности общественных объединений.