Файл: Конституционное регулирование создания политических партий.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о институционализации политических партий
1.1.Конституционная институционализация российских политических партий
1.2. Анализ последних тенденций в законодательстве о создании политических партий в РФ
Глава 2. Конституционное регулирование создания политических партий
2.1. Правовое регулирование процесса создания партий
2.2. Регистрация как механизм организационного регулирования деятельности политических партий
органов об инициативе создания партии, а тем более участие государственных органов в этом процессе, считается необоснованным.
Инициативный проект закона (В.В. Лапаева) не выделяет партии в качестве основного субъекта политического процесса, а рассматривает их в ряду других политических организаций и прописывает процедуру создания политического объединения, которая включает следующие этапы:
В этом проекте предлагается достаточно облегченный порядок создания и регистрации общественно-политических объединений.
В 2001 г. вступил в силу Федеральный Закон РФ № 95-ФЗ «О политических партиях». Данный закон устанавливал жёсткие фильтры, затрудняющие создание новых и перерегистрацию действующих политических партий, в том числе требование наличия региональных отделений в более чем в половине субъектов Российской Федерации, порог минимальной численности членов партии (не менее 10 тысяч). В 2007 году порог минимальной численности был поднят до 50 тысяч членов.
Все партии должны были пройти процедуру регистрации и жёсткой проверки уполномоченным на это федеральным органом. Были ужесточены правила проверки подписей в поддержку выдвижения партии. Процент недостоверных, по мнению Центризбиркома подписей, дающих основание для отказа в регистрации, был уменьшен с 25% до 5%. От участия в наблюдении за ходом выборов отстранены общественные организации. Наблюдатели могут быть только от допущенных к выборам партий.
Таким образом, несмотря на декларацию того что «политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц»6, российское государство дефакто становится доминирующим субъектом партийной системы.
Прохождение процедуры регистрации в органах Министерства юстиции Российской Федерации является обязательным условием для законной деятельности и возникновения политической партии. Помимо указанных положений лишь зарегистрированная организация имеет возможности для достижения своей основной цели, так в противном случае она не будет иметь права участвовать в выборах – основном правовом механизме борьбы за власть. Данные суждения дают основания для вывода о том, что процедура регистрации политической партии должна быть детально регламентирована действующим законодательством, как способ обеспечения безопасности существующего государственного строя, по средствам установления соответствия вновь создаваемой организации всем необходимым требованиям.
Центральным нормативно-правовым актом, устанавливающим основные положения о регистрации партий, является Федеральный закон РФ «О политических партиях», подвергшийся в 2012 году значительным преобразованиям, которые существенно упростили создание политической организации7.
Процедура регистрации регламентирована главой третьей ФЗ РФ «О политических партиях».8 В соответствии с п.2 ст.15 указанного акта решение о регистрации политической партии и её региональных отделений принимается федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами. В соответствии с указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»9 указанные полномочия входят в компетенцию органов Министерства юстиции. При этом необходимо отметить, что формулировка закона является недостаточно ясной для практической реализации права на создание политической организации, в связи отсутствием прямого указания на орган, полномочный принимать решение о регистрации партии. На наш взгляд федеральный закон должен быть понятным и действовать на прямую, а не опосредовано через множество подзаконных актов.
Для начала процедуры регистрации необходимо представить в федеральный уполномоченный орган необходимые документы
, перечень которых установлен законом, не позднее, чем через 6 месяцев со дня проведения учредительного съезда. При установлении соответствия представленных документов требованиям законодательства, уполномоченный орган принимает решение и передает его вместе со всеми необходимыми сведениями и документами в регистрирующий орган, который в течение 5 рабочих, в соответствии с п.5 ст. 15, вносит сведения в Единый государственный реестр юридических лиц. Указом Президента РФ определено, что указанные функции осуществляет Федеральная служба регистрации, картографии и кадастра.
Анализ положений ст. 15, выявляет существенный пробел в процедуре регистрации, законодателем не установлен точный срок для установления соответствия представленных партией документов требованиям законодательства, что дает основание для произвола уполномоченных органов и порождает отсутствие возможности четко определить сроки регистрации партии в целом.
Особенностью процедуры регистрации политических партий является её сложность, так как для окончания необходимо зарегистрировать региональные отделения политической партии не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Лишь после предоставления в уполномоченный орган сведения о регистрации таких отделений процедура считается завершенной. Еще одна особенность это возможность создания партии путем преобразования из общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения. При этом необходимо отметить, что преобразование политической партии в какое-либо другое общественное объединение не возможно. Указанная ситуация является не логичной, а также ограничивает партии в сравнении с иными общественными организациями.
Требования, предъявляемые к политическим партиям, а точнее их либерализация при реформе 2012 года вызывает споры и беспокойство, как среди представителей научного сообщества, так и среди представителей гражданского общества10. В соответствие с подпунктом б пункта 2 статьи 3 ФЗ РФ «О политических партиях» в редакции от 2 апреля 2012 года минимальное количество членов партии снизилось с 40 000 до 500 человек. Снижение численности открывает возможность для роста партий регионального значения и с одной стороны это, безусловно, существенный механизм для развития гражданского общества, с другой стороны по мнения некоторых авторов подобная тенденция таит в себе определённые опасности: бурный рост численности политических организаций приведет к увеличению нагрузки на территориальные отделения контролирующих органов, к которой в настоящей момент они не подготовлены. Это может породить возникновение партий, не отвечающих требованиям закона. Хотя, по
мнению Морозовой, указанная точка зрения представляется не обоснованной и мы с подобным взглядом согласны. При достаточном контроле со стороны специализированных государственных органов и методичном выполнении своих функций регистрирующими органами подобная реформа сможет освежить и улучшить существующую политическую систему, избежать государственно-политического застоя11.
Исходя из рассмотренных положений, становиться очевидным, что правовое регулирование государственной регистрации не является совершенным и нуждается в дальнейшем преобразовании. В области как уточнения самой процедуры: необходимо точно указать на уполномоченные органы и четко определить сроки, так и в области требований предъявляемых к вновь образуемым партиям: законодателю предстоит найти золотую середину между излишне жесткими и мягкими требованиями. При этом характеризовать процедуру как неприменимую нельзя и возможно сделать вывод, что положения ФЗ «О политических партиях» находятся в стадии реформы, и вероятно не являются окончательными.
Инициативный проект закона (В.В. Лапаева) не выделяет партии в качестве основного субъекта политического процесса, а рассматривает их в ряду других политических организаций и прописывает процедуру создания политического объединения, которая включает следующие этапы:
-
создание инициативной группы учредителей политического объединения, в состав которой входит не менее 10 физических лиц; -
сообщения в средства массовой информации о месте и дате проведения учредительного съезда (конференции, собрания), об основных положениях программы и его учредителях; -
созыв учредительного съезда (конференции, собрания), на котором принимается решение о создании политического объединения, утверждается устав, программа и формируются руководящие, контрольные и ревизионные органы, утверждается наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности принимается решение о создании региональных или местных отделений политического объединения; -
создание и государственная регистрация региональных или местных отделений политического объединения; -
государственная регистрация политического объединения.
В этом проекте предлагается достаточно облегченный порядок создания и регистрации общественно-политических объединений.
В 2001 г. вступил в силу Федеральный Закон РФ № 95-ФЗ «О политических партиях». Данный закон устанавливал жёсткие фильтры, затрудняющие создание новых и перерегистрацию действующих политических партий, в том числе требование наличия региональных отделений в более чем в половине субъектов Российской Федерации, порог минимальной численности членов партии (не менее 10 тысяч). В 2007 году порог минимальной численности был поднят до 50 тысяч членов.
Все партии должны были пройти процедуру регистрации и жёсткой проверки уполномоченным на это федеральным органом. Были ужесточены правила проверки подписей в поддержку выдвижения партии. Процент недостоверных, по мнению Центризбиркома подписей, дающих основание для отказа в регистрации, был уменьшен с 25% до 5%. От участия в наблюдении за ходом выборов отстранены общественные организации. Наблюдатели могут быть только от допущенных к выборам партий.
Таким образом, несмотря на декларацию того что «политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц»6, российское государство дефакто становится доминирующим субъектом партийной системы.
2.2. Регистрация как механизм организационного регулирования деятельности политических партий
Прохождение процедуры регистрации в органах Министерства юстиции Российской Федерации является обязательным условием для законной деятельности и возникновения политической партии. Помимо указанных положений лишь зарегистрированная организация имеет возможности для достижения своей основной цели, так в противном случае она не будет иметь права участвовать в выборах – основном правовом механизме борьбы за власть. Данные суждения дают основания для вывода о том, что процедура регистрации политической партии должна быть детально регламентирована действующим законодательством, как способ обеспечения безопасности существующего государственного строя, по средствам установления соответствия вновь создаваемой организации всем необходимым требованиям.
Центральным нормативно-правовым актом, устанавливающим основные положения о регистрации партий, является Федеральный закон РФ «О политических партиях», подвергшийся в 2012 году значительным преобразованиям, которые существенно упростили создание политической организации7.
Процедура регистрации регламентирована главой третьей ФЗ РФ «О политических партиях».8 В соответствии с п.2 ст.15 указанного акта решение о регистрации политической партии и её региональных отделений принимается федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами. В соответствии с указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»9 указанные полномочия входят в компетенцию органов Министерства юстиции. При этом необходимо отметить, что формулировка закона является недостаточно ясной для практической реализации права на создание политической организации, в связи отсутствием прямого указания на орган, полномочный принимать решение о регистрации партии. На наш взгляд федеральный закон должен быть понятным и действовать на прямую, а не опосредовано через множество подзаконных актов.
Для начала процедуры регистрации необходимо представить в федеральный уполномоченный орган необходимые документы
, перечень которых установлен законом, не позднее, чем через 6 месяцев со дня проведения учредительного съезда. При установлении соответствия представленных документов требованиям законодательства, уполномоченный орган принимает решение и передает его вместе со всеми необходимыми сведениями и документами в регистрирующий орган, который в течение 5 рабочих, в соответствии с п.5 ст. 15, вносит сведения в Единый государственный реестр юридических лиц. Указом Президента РФ определено, что указанные функции осуществляет Федеральная служба регистрации, картографии и кадастра.
Анализ положений ст. 15, выявляет существенный пробел в процедуре регистрации, законодателем не установлен точный срок для установления соответствия представленных партией документов требованиям законодательства, что дает основание для произвола уполномоченных органов и порождает отсутствие возможности четко определить сроки регистрации партии в целом.
Особенностью процедуры регистрации политических партий является её сложность, так как для окончания необходимо зарегистрировать региональные отделения политической партии не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Лишь после предоставления в уполномоченный орган сведения о регистрации таких отделений процедура считается завершенной. Еще одна особенность это возможность создания партии путем преобразования из общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения. При этом необходимо отметить, что преобразование политической партии в какое-либо другое общественное объединение не возможно. Указанная ситуация является не логичной, а также ограничивает партии в сравнении с иными общественными организациями.
Требования, предъявляемые к политическим партиям, а точнее их либерализация при реформе 2012 года вызывает споры и беспокойство, как среди представителей научного сообщества, так и среди представителей гражданского общества10. В соответствие с подпунктом б пункта 2 статьи 3 ФЗ РФ «О политических партиях» в редакции от 2 апреля 2012 года минимальное количество членов партии снизилось с 40 000 до 500 человек. Снижение численности открывает возможность для роста партий регионального значения и с одной стороны это, безусловно, существенный механизм для развития гражданского общества, с другой стороны по мнения некоторых авторов подобная тенденция таит в себе определённые опасности: бурный рост численности политических организаций приведет к увеличению нагрузки на территориальные отделения контролирующих органов, к которой в настоящей момент они не подготовлены. Это может породить возникновение партий, не отвечающих требованиям закона. Хотя, по
мнению Морозовой, указанная точка зрения представляется не обоснованной и мы с подобным взглядом согласны. При достаточном контроле со стороны специализированных государственных органов и методичном выполнении своих функций регистрирующими органами подобная реформа сможет освежить и улучшить существующую политическую систему, избежать государственно-политического застоя11.
Исходя из рассмотренных положений, становиться очевидным, что правовое регулирование государственной регистрации не является совершенным и нуждается в дальнейшем преобразовании. В области как уточнения самой процедуры: необходимо точно указать на уполномоченные органы и четко определить сроки, так и в области требований предъявляемых к вновь образуемым партиям: законодателю предстоит найти золотую середину между излишне жесткими и мягкими требованиями. При этом характеризовать процедуру как неприменимую нельзя и возможно сделать вывод, что положения ФЗ «О политических партиях» находятся в стадии реформы, и вероятно не являются окончательными.