Файл: Конституционное регулирование создания политических партий.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о институционализации политических партий
1.1.Конституционная институционализация российских политических партий
1.2. Анализ последних тенденций в законодательстве о создании политических партий в РФ
Глава 2. Конституционное регулирование создания политических партий
2.1. Правовое регулирование процесса создания партий
2.2. Регистрация как механизм организационного регулирования деятельности политических партий
2.3. Правовое определение наименования политической партии
Согласно Комментарию к Закону «О политических партиях», политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, т.е. в случае если политическая партия присвоила себе наименование органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имя и фамилию гражданина, она теряет право называться политической партией, т.к. в указанных названиях не просматривается цель участия граждан РФ в политической жизни страны12.
Название политической партии – первое, что избиратель видит в бюллетене, то, с чем ассоциируется кандидат, это один из важнейших индивидуализирующих ее признаков. П. 1 Закона о партиях устанавливает запрет на использование в наименовании политической партии как в полном, так и в сокращенном виде наименований иных существующих в РФ политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением п. 1 ст. 9 Закона «О политических партиях», а именно если политическая партия была ликвидирована, в связи с тем, что ее цели или действия были направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Установление таких ограничений для политических партий, обусловлено тем, что в судебной практике встречались случаи, когда регистрировались политические партии или общероссийские общественные объединения с похожими до степени смешения названиями. Такие партии-двойники в силу недостаточной информированности избирателей вносили неразбериху и способствовали отбору голосов избирателей у партий со схожими названиями.
Положение о запрете на использование наименований политических партий и общественных движений, прекративших деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением п. 1 ст. 9 Закона о партиях, содержится в п. 3 его ст. 41 указанного Закона: политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ в случае невыполнения требований п. 1, 4 и 5 ст. 9 данного Закона. А в пункте 1 указанной статьи, например, оговаривается, что запрещаются
создание и деятельность политических партий, цели которых направлены на изменение существующего порядка государственного управления.
Наименование политической партии состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму «политическая партия» и название партии. Интересно, что часто встречается тавтология в наименованиях политических партий, например политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», политическая партия «Российская экологическая партия Зеленые». Наименования некоторых партий подобраны удачно и не содержат в названии слова «партия» (политическая партия «Либеральная Россия» или политическая партия «Союз правых сил»). Тавтология в наименовании, видимо, связана с периодом, когда отсутствовал Закон о политических партиях и не была упорядочена процедура создания политической партии. Партии существовали тогда в форме политических общественных объединений, и соответственно их наименования содержали в себе указание только на эту организационную форму. Для того чтобы показать, что объединение является политической партией, а не иной общественной организацией, непосредственно в название политического общественного объединения включалось слово «партия». Некоторые политические партии носили «исторические» названия, например Коммунистическая партия или Российская социал-демократическая рабочая партия. Для политических партий характерно указание на свою организационно-правовую форму непосредственно в названии партии.
В российском законодательстве существует 3 группы требований, которые должны соблюдать политические партии при выборе наименования: требования Конституции РФ; требования Закона о партиях; требования законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.
К конституционным требованиям относится запрет на создание и деятельность политических партий, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Как правило, политические организации с такими названиями создаются ради привлечения внимания, создания скандала, а не для серьезной политической борьбы, пусть даже и незаконной.
Так как государственным языком в Российской Федерации является русский язык, наименование политической партии должно быть написано русскими буквами. Требование языка не исключает возможности использования знаков и цифр в наименовании партии.
В соответствии с п. 10 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г . N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 8 статьи 73 Федерального закона от 18 мая 2005 г . N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются также на языке соответствующей республики, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их проживания.
Закон о политических партиях предъявляет следующие требования к наименованию политической партии:
1. Не допускается использование как полных, так и сокращенных наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений.
2. Не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данное ограничение является одной из гарантий принципа невмешательства органов государственной власти и политических партий в деятельность друг друга.
3. Не допускается использование имени и фамилии гражданина.
4. Запрещение использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства, проистекает из ст. 26 Федерального закона от 26 сентября 1997 г . N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В этом Законе, в частности, сказано, что нарушение законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Политическая партия не может в силу своей природы выражать и защищать определенные профессиональные интересы, в этих целях могут создаваться соответствующие общественные объединения в установленных законом организационно-правовых формах.
5. Не допускается использование наименований политических партий
, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности. Данное ограничение можно обосновать тем, что в сознании населения наименование новой партии будет ассоциироваться у населения с деятельностью экстремистской партии, носившей то же наименование. Во избежание негативных последствий этого и установлен данный запрет [9, с. 279].
Что же касается третьей группы требований, предъявляемых к наименованию политической партии, то в настоящее время законодательство об охране интеллектуальной собственности и авторских прав представлено частью четвертой Гражданского кодекса РФ, которая регулирует лишь отношения, связанные со средствами индивидуализации коммерческих организаций. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодня в законодательстве об охране интеллектуальной собственности отсутствуют какие-либо требования к наименованию политической партии.
Итак, в российском законодательстве есть ряд особенностей правового регулирования наименования политической партии. Во-первых, название политической партии должно быть на русском языке. Во-вторых, недопустимо в наименование политической партии включать признаки определенной профессии, расы, нации или народности, религиозной конфессии. В-третьих, п. 4 Закона о партиях разрешает использовать в своем наименовании слова «Россия», «Российская Федерация», а также названия иностранных государств. Однако она не может использовать в своем наименовании названий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Выводы по 2 главе
Прохождение процедуры регистрации в органах Министерства юстиции Российской Федерации является обязательным условием для законной деятельности и возникновения политической партии. Помимо указанных положений лишь зарегистрированная организация имеет возможности для достижения своей основной цели, так в противном случае она не будет иметь права участвовать в выборах – основном правовом механизме борьбы за власть. Данные суждения дают основания для вывода о том, что процедура регистрации политической партии должна быть детально регламентирована действующим законодательством, как способ обеспечения безопасности существующего государственного строя, по средствам установления соответствия вновь создаваемой организации всем необходимым требованиям.
Центральным нормативно-правовым актом, устанавливающим основные положения о регистрации партий, является Федеральный закон РФ «О политических партиях», подвергшийся в 2012 году значительным преобразованиям, которые существенно упростили создание политической организации
Есть два способа создания политических партий: путем учреждения вновь образующейся партии; путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.
В России существуют ограничения при регистрации, которые касаются наименования политической партии. Наименование политической партии состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму «политическая партия» и название партии.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы.
Политическая структура современного гражданского общества чрезвычайно сложна, она включает в себя множество взаимодействующих с государством общественных объединений. Политические партии – лишь один из их видов. Существует ряд признаков политической партии, которые отличают ее от других общественных объединений: