Файл: Конституционное регулирование создания политических партий.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о институционализации политических партий
1.1.Конституционная институционализация российских политических партий
1.2. Анализ последних тенденций в законодательстве о создании политических партий в РФ
Глава 2. Конституционное регулирование создания политических партий
2.1. Правовое регулирование процесса создания партий
2.2. Регистрация как механизм организационного регулирования деятельности политических партий
В итоге к концу 2012 года (по состоянию на 31 декабря 2012 года) в Российской Федерации было зарегистрировано 54 политические партии, а правом участвовать в выборах обладают 34 (по состоянию на 15 января 2012 года). Учитывая, что еще год назад количество политических партий было почти в восемь раз меньше, произошел довольно резкий скачок в активизации партийного строительства, а количество потенциальных участников избирательного процесса возросло в пять раз.
Анализируя динамику роста количества политических партий в каждом отдельном месяце, можно отметить, что наибольшее число политических партий было зарегистрировано в июне – 15 партий, а наименьшее – в августе, когда не было зарегистрировано ни одной новой политической партии. С июня по август наблюдалось временное снижение интенсивности роста количества политических партий.
Такой скачкообразный характер изменений может быть обусловлен электоральными и временными факторами. Можно с большой долей вероятности предположить, что новые политические партии намеревались принять участие в выборах, состоявшихся в единый день голосования 14 октября 2012 года. Поэтому они старались провести необходимые процедуры регистрации региональных отделений до момента опубликования решения о назначении выборов, а когда этот срок закончился, необходимости в немедленной регистрации не стало. Правом принимать участие в выборах указанного уровня обладали 28 зарегистрированных политических партий, 24 из которых это право реализовали.
Теперь на политическом пространстве Российской Федерации представлен широчайший спектр политических партий, многие из которых, исходя из их наименований, имеют схожие идеологические составляющие, то есть фактически нацелены на одну и ту же определенную категорию электората. Так, среди зарегистрированных политических партий есть две «женские» (Народная партия «За женщин России» и Всероссийская политическая партия «Женский Диалог»), две – экологической направленности («Альянс Зеленых – Народная партия» и «Российская экологическая партия «Зеленые»), несколько партий пенсионеров («Партия пенсионеров России», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ»), а также «молодежные» партии («Молодая Россия», «Партия Социальных Сетей», «Интернет Партия Российской Федерации»), «трудовые» партии («Трудовая партия России», «Российский Объединенный Трудовой Фронт») и многие другие политические партии, нацеленные на определенные социальные запросы. Положительный момент в данном случае заключается в том, что поиск различий активизирует процесс восприятия предмета. Принцип многообразия во многом провоцирует политическое просвещение электората.
В выборах, состоявшихся 14 октября 2012 года, новые участники избирательного процесса не смогли получить необходимую поддержку избирателей и не были допущены к распределению депутатских мандатов. Исключение составила Политическая партия «Республиканская партия России – Партия народной свободы», которая получила один депутатский мандат в Барнаульской городской Думе.
Пока новые политические партии не смогли изменить электоральные предпочтения российских избирателей, правда, об этом еще рано судить, ибо у них для этого не было достаточно времени возможностей. Тем не менее, можно отметить тенденцию к уменьшению количества голосов избирателей, полученных политическими партиями, ранее принимавшими участие в выборах федерального уровня.
Таким образом, часто высказывавшееся предположение о том, что новые политические партии будут оттягивать голоса избирателей у других участников избирательного процесса, находит наглядное подтверждение.
В дальнейшем вектор либерализации избирательного законодательства и размывания политического поля обещает только усиливаться. Представляется, что либерализация политического поля – мера своевременная и весьма перспективная. Однако окончательные выводы можно будет сделать спустя определенный период времени, когда результаты выборов различного уровня позволят оценить, насколько российский избиратель воспользовался предоставленной ему возможностью расширить свой выбор, исходя из своих политических представлений.
Выводы по 1 главе
Политическая структура современного гражданского общества чрезвычайно сложна, она включает в себя множество взаимодействующих с государством общественных объединений. Политические партии – лишь один из их видов. Существует ряд признаков политической партии, которые отличают ее от других общественных объединений:
1. Партия является разновидностью общественного объединения.
2. По своей организационно-правовой форме партия представляет собой общественную организацию, основанную на институте членства.
3. Партия является субъектом публичной политики, которому присущ идеологический образ действий
4. Партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством использования институтов непосредственной демократии и на участие в управлении государством через своих представителей.
Конституционное признание является одной из основных форм правовой институционализации политических партий. Преобладающей формой такой институционализации в настоящее время в России является Федеральный закон «О политических партиях», регламентирующий все основные аспекты их деятельности. Регулирование правового статуса политических партий, как основных участников выборов, получает развитие в избирательном законодательстве.
Сейчас наблюдается процесс либерализации процесса создания политических партий в РФ. Согласно статье 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» до начала 2012 года в политической партии должно было состоять не менее сорока пяти тысяч членов (с января 2012 года – не менее сорока тысяч), при этом политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Глава 2. Конституционное регулирование создания политических партий
2.1. Правовое регулирование процесса создания партий
Принятие закона о партиях должно содействовать созданию правовых и организационных механизмов реализации конституционных принципов многопартийности. В качестве основных принципов создания и деятельности политических объединений предлагаются: свобода участия людей в политической жизни посредством политических объединений;
равноправие политических объединений; конституционность их программных установок и деятельности; демократизм и информационная открытость их организации и функционирования5.
Большое внимание в разработанных законопроектах уделяется вопросам партийного строительства. Так, в концепции проекта закона, разработанного ЦИК России, четко регламентируется порядок создания политической партии, в частности, предлагается два способа создания.
1) путем учреждения вновь образующейся партии;
2) путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.
Первый способ предусматривает:
-
создание организационного комитета для подготовки и проведения учредительного съезда политической партии в течение одного года с момента извещения Минюста России о намерении создания партии и представления сведений о предполагаемом названии партии, примерного проекта устава и основных положений программы создаваемой партии. -
Проект закона предусматривает регистрацию организационного комитета, который будет наделен правом открытия расчетного счета; -
проведение учредительного съезда (с числом делегатов не менее двухсот человек); -
направление в Минюст России всех необходимых документов: устава партии, решения съезда партии о ее создании, об избрании руководящих и контролирующих органов, о создании не менее 45 региональных отделений; -
получение временного свидетельства о регистрации со сроком действия шесть месяцев; -
прием в члены партии в региональных отделениях не менее 100 человек в каждом, общей численностью не менее 10 тысяч человек; -
регистрация региональных отделений с необходимым количеством членов партии в региональных органах юстиции субъектов Российской Федерации; -
представление в Минюст России документов, свидетельствующих о наличии не менее 45 зарегистрированных региональных отделений с общей численностью не менее 10 тысяч членов (свидетельство о регистрации регионального отделения, копия протокола собрания (конференции) регионального отделения с решением о принятии в члены партии необходимого числа граждан).
Второй способ создания политических партий, предложенный в концепции ЦИК России, предполагает:
-
принятие высшим руководящим органом общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения решения о преобразовании в политическую партию, о порядке проведения процедуры преобразования, в том числе о сроках; -
представление в Минюст России следующих документов: решение о преобразовании в политическую партию, устава и программы партии, решение об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, решение о правопреемстве, передаточный акт и решение о преобразовании региональных структурных подразделений в региональные отделения партии, документы, подтверждающие регистрацию не менее 45 региональных отделений партии с численностью не менее ста человек в каждом и общей численностью не менее 10 тысяч человек (свидетельства о регистрации, копии протоколов).
Как видим, разработчики законопроекта ЦИК России предлагают строгое регламентирование процесса создания партии, ее размера и географического ареала ее деятельности, подробно расписанную процедуру регистрации (перерегистрации).
Концепция, представленная профильным Комитетом Госдумы, исходит из того, что действующий Федеральный закон «Об общественных объединениях» достаточно четко регулирует процесс создания и регистрации партий, а также наделяет государственные органы необходимыми полномочиями для эффективного контроля за соблюдением партиями положений своего устава и федеральных законов. Поэтому нет необходимости вводить новые нормы, регулирующие создание и регистрацию партий. В данной концепции подчеркивается Необходимость сохранить заявительный порядок регистрации региональных отделений общероссийских партий, а также то, что закон не должен давать поводов для блокирования регистрации оппозиционных партий.
Разработчики законопроекта фракции «ЯБЛОКО» руководствуются тем, что необходимо исключить возможность передачи государству функций организации политической жизни. Поэтому они полагают, что создание политических партий не нуждается в каких-то специальных оргкомитетах, которые регистрируются в Минюсте России. Процесс создания партии, по их мнению, полностью лежит в сфере ответственности тех, кто его инициирует. Признается, что на учредительном съезде должны быть созданы региональные отделения, приняты программа и устав, приняты члены партии в том количестве, которое устанавливается в законе. Однако предварительное уведомление государственных