Файл: Конституционное регулирование создания политических партий.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о институционализации политических партий
1.1.Конституционная институционализация российских политических партий
1.2. Анализ последних тенденций в законодательстве о создании политических партий в РФ
Глава 2. Конституционное регулирование создания политических партий
2.1. Правовое регулирование процесса создания партий
2.2. Регистрация как механизм организационного регулирования деятельности политических партий
Таким образом, системная связь норм, содержащихся в Конституции РФ, позволяет выявить основные элементы правового статуса политических партий, которые могут быть конкретизированы в текущем законодательстве при условии полного соответствия его норм вышеназванным конституционным положениям. В этом плане едва ли справедливы утверждения о том, что статус политических партий не закреплен на конституционном уровне.
Однако следует сказать, что Конституция РФ, говоря только об общественных объединениях и не выделяя из них политические партии, тем самым преуменьшает особую роль партий в жизни общества. Между тем во многих демократических странах только партии (объединения политического характера), а не общественные организации в целом могут заниматься политической деятельностью и прежде всего выдвижением кандидатов на выборах и участием в избирательной борьбе.
Но в то же время Конституция РФ не предопределяет конечный результат правового и политического развития, который остается открытым и будет зависеть от конституционного консенсуса, парламентских и политических дебатов, достигнутых компромиссов в ходе осуществления текущей законодательной деятельности.
Конституция РФ не предусматривает возможности комплексного регулирования деятельности политических партий федеральным конституционным законом. Вместе с тем отдельные аспекты их деятельности получили нормативное закрепление в федеральных конституционных законах. Например, основания приостановления деятельности политических партий предусмотрены Федеральным конституционным законом «О военном положении» и Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».
Как особую форму институционализации политической партии можно рассматривать правовые позиции, содержащиеся в решениях Конституционного Суда РФ. В качестве примеров можно назвать Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. № 1-П в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия», которая была ликвидирована в связи с невыполнением в установленный срок предписаний об использовании в своем наименовании слова «партия», так как не отвечала критериям, установленным федеральным законом для политических партий; Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 года № 18-П в связи с жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан – членов политических партий «Российская Христианско-Демократическая партия», «Русский Общенациональный Союз», которым было отказано в регистрации в качестве политических партий.
В качестве вспомогательных форм правовой институционализации можно рассматривать ряд подзаконных актов, касающихся процедуры регистрации политических партий, порядка ведения их финансовой отчетности, а также конституции и законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты муниципальных образований, которые приняты в соответствии с федеральным законодательством. К ним можно отнести нормативные правовые акты Президента РФ, постановления Центральной избирательной комиссии РФ.
Последними по уровню законодательного регулирования являются локальные акты самой политической партии – ее устав, программа, а также принятые на их основе и в соответствии с ними иные акты: положения о руководящих органах партии, об уплате членских взносов, об аппарате партии, должностные инструкции ее работников и т. д.
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что конституционное признание является одной из основных форм правовой институционализации политических партий. Преобладающей формой такой институционализации в настоящее время в России является Федеральный закон «О политических партиях», регламентирующий все основные аспекты их деятельности. Регулирование правового статуса политических партий, как основных участников выборов, получает развитие в избирательном законодательстве.
Последние события в общественно-политической жизни России позволяют говорить, что для распространения соглашений политических партий постепенно накапливается достаточная база. Например, по результатам последних выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, состоявшихся 4 декабря 2011 года, сложилась достаточно интересная ситуация. 20 мест из 50 заняли представители партии «Единая Россия», соответственно, остальные 30 мест распределились между партией «Справедливая Россия», КПРФ, партией «Яблоко» и ЛДПР. При таком соотношении мандатов для получения большинства и принятия решений необходимы коалиционные действия, но они могут развиваться по двум сценариям – либо «Единая Россия» вынуждена будет искать себе партнера по коалиции, либо остальные партии смогут договориться между собой и образовать большинство.
Представляется, что потенциал политических партий как субъектов в конституционном праве подлежит более подробному исследованию. В ограничении права политических партий вступать в соглашения, как и во всех остальных случаях
, государство должно проявлять соразмерность. В противном случае партии будут вынуждены переносить свои отношения в неформальную сферу, что опять же нежелательно, так как формирует негативный образ самих политических сил и, как следствие, представительных (законодательных) органов, органов государственной власти. В то же время сами соглашения должны подлежать судебной проверке, а в определенных случаях и судебной защите (это зависит от конкретного вида соглашения).
Следует также заметить, что уже сейчас необходима детализация законодательства относительно вопроса создания политических партий – определение предмета и существенных условий соглашения, конкретных инструментов их защиты, механизмов разрешения споров, роли суда. Такая необходимость обусловлена и воспитательным характером подобных соглашений как инструмента повышения договорной, а, следовательно, политической и правовой культуры. И все это следует из признания политических партий субъектами правоотношений конституционном праве.
1.2. Анализ последних тенденций в законодательстве о создании политических партий в РФ
В рамках либерализации политической системы Российской Федерации в целом значительным образом изменяется правовой режим ее составной части – политических партий. Согласно статье 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (в редакции ФЗ от 28 апреля 2009 года № 75-ФЗ) до начала 2012 года в политической партии должно было состоять не менее сорока пяти тысяч членов (с января 2012 года – не менее сорока тысяч), при этом политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации4.
Но в апреле 2012 года Государственная Дума нового созыва приняла Федеральный закон № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях», который значительно сократил требования к созданию политической партии и упростил процедуру ее регистрации. Таким образом, в политической партии должно состоять не менее пятисот членов, и она должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно тем же изменениям политическая партия вместо ежегодного отчета, как это было предусмотрено предыдущей редакцией, только один раз в три года представляет в федеральный уполномоченный орган (Министерство юстиции Российской Федерации) информацию о продолжении своей деятельности, своем численном составе и региональных отделениях. То же самое касается и сроков представления сводного финансового отчета в ЦИК России. Это позволит политическим партиям, зарегистрированным после 2 апреля 2012 года, спокойно наращивать свой потенциал, сократив периодичность составления отчетов.
Проследив некоторые этапы изменений требований рассматриваемого закона, можно констатировать, что в первой редакции Федерального закона минимальная численность членов политической партии ограничивалась 10 тысячами человек, при этом количество членов в региональном отделении (которые должны были быть зарегистрированы более чем в половине субъектов Российской Федерации) – не менее 100 человек. Однако через три года внесенными в Федеральный закон изменениями от 20 декабря 2004 года эти требования были ужесточены в пять раз.
Тем самым был взят курс на сужение партийной системы. Судя по всему, предполагалось, что будет вполне достаточно нескольких основных партий, которые должны консолидировать российское общество. Поэтому число существовавших на тот момент политических партий начало резко сокращаться. И если перед внесением в Федеральный закон упомянутых изменений правом участвовать в выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва, по данным Минюста России, обладали 44 политические партии (и 20 общественных объединений), то к следующим выборам депутатов Государственной Думы (которые, надо отметить, проходили по пропорциональной избирательной системе, что также сыграло в пользу укрепления позиций оставшихся политических партий) их количество сократилось до 15.
В течение последующих лет, так или иначе, были ликвидированы еще 11 политических партий, и к выборам депутатов Государственной Думы шестого созыва, состоявшимся в 2011 году, в России насчитывалось 7 политических партий, имевших право принимать участие в выборах. Теперь же с внесением очередных изменений в Федеральный закон вектор на ограничение числа участников политического процесса и сужения партийного пространства меняется на противоположный. Причем эти изменения имеют довольно радикальный характер. Так, минимальная численность членов, необходимая для создания политической партии, снижена в 80 раз, а также отменены требования, ограничивающие минимальный порог численности членов регионального отделения (на усмотрение партии). Причем согласно внесенным изменениям появляется такое понятие, как приостановление регистрации, что во многом упрощает процесс регистрации для самой политической партии. Теперь при обнаружении Министерством юстиции Российской Федерации каких-либо несоответствий в учредительных документах политической партии дается три месяца на их устранение.
Изменения, произошедшие в части либерализации законодательства о выборах, послужили хорошей основой для образования достаточно большого количества новых политических партий, которые можно условно разделить на две группы. К первой группе можно отнести политические партии, получившие государственную регистрацию, но еще не создавшие необходимое количество региональных отделений, ко второй – партии, которые прошли государственную регистрацию, зарегистрировали 42 и более региональных отделений и получили право на участие в выборах.
В случае если политические партии, отнесенные к первой группе, не осуществят государственную регистрацию своих региональных отделений в течение шести месяцев с момента государственной регистрации самой политической партии, документ об их государственной регистрации будет признан утратившим силу, а политическая партия будет исключена из единого государственного реестра юридических лиц (п. 6 ст. 15 Федерального закона). Таким образом, благодаря новой упрощенной процедуре государственной регистрации политическая партия может получить право участвовать в выборах либо лишиться своего статуса через полгода после государственной регистрации. Тем не менее утрата данного статуса вовсе не исключает возможность начать процесс создания новой политической партии. Это порождает некую непредсказуемость в вопросе о том, кто будет участвовать в избирательном процессе.