Файл: «Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Исследование профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии

1.2. Технологии профессионального обучения с психологической точки зрения

1.3. Сущность и особенности тренингов и их роль в повышении качества психологии управления

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ТРЕНИНГА В АНО ДПО «ИИТ

2.1. Общая характеристика организации

2.2. Методики исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ»

2.3. Организация исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ» и анализ полученных результатов

3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАБОТНИКОВ АНО ДПО «ИИТ»

3.1. Анализ результатов, полученных в ходе исследования

3.2. Разработка тренинга по формированию эмоционального интеллекта топ – менеджеров компании как фактор роста эффективности системы профессионального обучения АНО ДПО «ИИТ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Современный бизнес развивается, конкуренция растет, и, как следствие, организациям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы активно развиваться и быть успешными. Данный факт не только вызвал к жизни понимание, что персонал – это ключевая ценность организации, но и перевел корпоративное образование в ранг приоритетного направления деятельности.

Бизнес-образование в настоящее время приобретает особое значение, связанное с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации работников, их знаниям и навыкам, которые имеют свойство терять свою эффективность и соответствие требованиям производства и управления в условиях современной меняющейся экономики.

Потребность в постоянном повышении квалификации стала необходимым условием для работы персонала. Знания, даже самые первоклассные, но полученные работником несколько лет назад, не являются гарантом его востребованности на рынке, так как они ретроспективны и недостаточны для психологической адаптации работника к современным требованиям. Инновации становятся необходимым элементом бизнес-образования, тем самым обозначая вопрос о методах корпоративного профессионального обучения, где бизнес-тренинг занимает сегодня ведущее место как инновационная форма повышения профессиональной квалификации.

Параллельно с бизнесом важность профессиональной подготовки осознает и современная наука. Психология профессиональной деятельности как научно – практическое направление в психологии в центр внимания ставит трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристику профессиональной деятельности.

Профессиональная психология исследует не только собственно характеристики производительности труда, но изучает и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда. Именно профессиональная психология помогает менеджменту выстроить оптимальные эффективные отношения в трудовом коллективе и понять, какая категория персонала и каким образом наиболее нуждается в профессиональной подготовке в каждый конкретный момент развития компании.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых в области психологии труда и методов обучения взрослых, таких, как Т. Ю. Базаров, Л.Е. Веснин, М. М. Гойхман, Дж. К. Грейсон, А. П. Егоршин, А. Я. Кибанов, М. И. Кныш, М.М. Лобанова, В. В. Масленников, Б.З. Мильнер, Й. Метцнер, Ю. Г. Одегов, В. П. Пугачев, А. В. Тарханов, Р. А. Фатхутдинов, Й. Хентце, Т. В. Чиркова, и др.


Актуальностью проблемы обусловлена цель работы – анализ психологических особенностей бизнес-тренинга как метода профессионального обучения и разработка рекомендаций по его проведению.

Для достижения цели определены следующие задачи:

- изучить научно- теоретическую базу и выявить сущность и психологические особенности такого метода обучения как «бизнес- тренинг»

- проанализировать состояние персонала в АНО ДПО «ИИТ»

- разработать бизнес-тренинг для персонала АНО ДПО «ИИТ» как наиболее эффективный метод решения психологических проблем и повышения эффективности профессиональной деятельности.

Предмет исследования – влияние психологических особенностей бизнес- тренинга в системе корпоративного профессионального обучения на развитие персонала.

Объект исследования - психологические проблемы персонала АНО ДПО «ИИТ».

В ходе работы были использованы методы экономического анализа, методы сравнения и ранжирования, метод структурного анализа, методы опроса и другие..

1.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Исследование профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии

Изучение профессиональной деятельности человека - одно из достаточно молодых направлений психологии труда и профессиональной деятельности, которая как наука возникла на рубеже XIX–XX вв.

Новое направление в центр своего исследования поставило, как указывают В. А. Луговский и М. Н. Кох, психологические закономерности взаимодействия субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенностей формирования личности профессионала и взаимной адаптации человека и орудий труда [22,c. 45]. Результаты исследований позволяют разрабатывать рекомендации по совершенствованию профессиональной компетентности и пригодности человека к определенным видам и формам трудовой деятельности в целях обеспечения необходимого уровня его работоспособности, безопасности труда, профессионального здоровья и пр/[19, c.12].


Основным понятием в исследованиях профессиональной деятельности является понятие профессионализма, которое включает в себя психологическую характеристику человека труда, его уровень овладения профессией и наличие профессионально-важных качеств.

Исходя из этого, можно согласиться с мнением А.В. Сорочана, который считает, что исследования профессиональной деятельности происходит в рамках трех направлений[30 c. 37]:

– профессиональная деятельность как род трудовой деятельности человека, обладающего специальными знаниями и навыками, приобретенными в результате специальной подготовки и опыта работы;

– профессиональное общение, включающее в себя процесс установления и поддержания различных видов контакта с профессионально важными целями, в рамках сферы профессиональных интересов работника;

– личность работника как профессионала, включающая в себя психологические качества, свойства личности, состояния, способствующие и влияющие на рост качества профессиональной деятельности[27,c. 464-466].

Начало научных исследований профессиональной деятельности в психологии связано с работами Ф. Тейлора, который первым поставил на научную основу проблему управления людьми в условиях производства и на основе экспериментальных исследований труда обосновал необходимость разделения трудовых функций на элементарные операции и стандартизованные движения[33,c. 47].

Одновременно с системой Ф. Тейлора возник и ряд других научных исследований трудовой деятельности, в том числе:[36]

– социологическая теория научной организации труда М. Вебера;

– административная теория А. Файоля;

– синтетическая концепция управления Л. Гьюлика, Дж. Муни и Л.Ф. Урвика.

Важным направлением социологии управления являются концепции «человеческих отношений» Э. Мэйо, А. Маслоу и др., где на первое место вышли психологические факторы труда и рассматриваются факторы и мотивы удовлетворенности трудом, лидерство, сплоченность В дальнейшем все это получило развитие в концепциях14,c. 30]:

– «обогащения труда»;

– «гуманистического вызова»;

– в доктрине «качества рабочей жизни»;

– «гуманизации труда».

В целом в зарубежной психологии прослеживаются несколько подходов к исследованию профессиональной деятельности.

Первый, психодинамический подход, представлен в работах 3. Фрейда, К. Хорни, А. Адлера и др. [13,c. 83]

В рамках этого подхода происходило изучение профессионального выбора, и он рассматривался как процесс, обусловленный факторами, фомирующимися в детстве и связанными с такими особенности человека, как структура бессознательных потребностей и мотивов, опыт ранней детской сексуальности, который реализуется в дальнейшем в выборе специфических профессиональных объектов и занятий, комплексы «маскулинности», «неполноценности», «зависти к материнству».


Второй подход - сценарная теория Э. Берна, который объяснял процесс выбора профессии и профессионального поведения сценарием поведения Родителя, Взрослого и Ребенка, формируемым в раннем детстве[4]. В рамках этого подхода присутствует идея о том, что профессиональный выбор и профессиональный успех происходят под влиянием сформировавшегося в детстве сценария и мотивы выбора остаются неосознанными.

Следующий подход - теория профессионального развития Д. Сьюпера – своим основным положением содержит Я-концепцию, от содержания которой зависит профессиональный выбор [32].

Еще один подход – это типологическая теория Д. Холланда. С его точки зрения профессиональный выбор как важнейшее решение зависит от типа личности, от социального окружения, семейного влияния, культурных традиций, наследственности[35]. Холланд вывел тезис о том, что эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом зависят от согласованности между типом личности и типом профессиональной среды.

В российской науке исследования профессиональной деятельности наиболее активно начались в 30-е годы ХХ века на базе лабораторий Центрального института труда и Лаборатории промышленной психотехники, хотя ее истоки представлены еще в работах И.П. Павлова и И.М. Сеченова.

В 60-е годы психология труда продолжила развитие в работах И.Я. Бойко, К.М. Гуревича, В.П. Зинченко, А.Е. Климова, Б.Ф. Ломова, А.В. Карпова, О.Г. Носковой, Д.А. Ошанина, В.Д. Шадрикова и других.

Характерная особенность в развитии отечественной психологии труда заключалась в том, что на первый план выступали вопросы, связанные с изучением личности работника: исследования мотивации и организации трудового процесса, управления трудовой деятельностью и ее безопасностью[36]. Основной акцент исследований - изучение вопросов безопасности, установление связи с индивидуально-психологическими, личностными и конституциональными качествами человека, их влияние на успешность освоения деятельности и обеспечение ее надежности.

К концу ХХ века в России сложилась специфическая научная база методологических подходов, диагностических тестов и конкретных методик для изучения специфики психики в процессе профессиональной деятельности, что послужило серьезным научным обоснованием появления новой отрасли психологии – психологии профессиональной деятельности.

В настоящее время основными задачами исследований в области психологии профессиональной деятельности являются [36]:


– психологический анализ деятельности специалистов различного профиля и разработка классификационных схем и классификаций профессий;

– изучение механизмов психической регуляции профессиональной деятельности в нормальных и экстремальных условиях, исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда и разработка психологических рекомендаций;

– изучение взаимосвязей особенностей личности и характеристик деятельности, ведущих видов мотивации, способствующих успешной реализации и удовлетворенности трудом, а также обоснование системы профессионального психологического отбора и процессов формирования и становления личности профессионала;

– изучение инженерно-психологических закономерностей взаимодействия человека с техникой, обоснование психологических требований к конструкции средств деятельности, разработка эргономических рекомендаций по проектированию, созданию, испытанию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов.

1.2. Технологии профессионального обучения с психологической точки зрения

Серьезное внимание вопросам профессионального обучения взрослых в российской психологии стало уделяться, начиная со второй половины XX в.

Взрослым называют человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение [1,c. 65] .

К определенному периоду работы специалисты, имеющие профессиональный опыт, социальный статус, сложившиеся профессиональные предпочтения, начинают утрачивать навыки обучения. Наука утверждает, что способность к обучению ослабевает с возрастом человека, но исследования практической прикладной психологии показывали, что уровень функционального развития человеческого интеллекта остается достаточно высоким на всех этапах жизни взрослого человека. Это дает возможность говорить о высоком потенциале обучаемости взрослых при условии, что такое обучение должно учитывать психологические особенности и нуждается в специфических формах и методах, нетрадиционных подходах к профессиональному обучению.