Файл: «Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Исследование профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии

1.2. Технологии профессионального обучения с психологической точки зрения

1.3. Сущность и особенности тренингов и их роль в повышении качества психологии управления

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ТРЕНИНГА В АНО ДПО «ИИТ

2.1. Общая характеристика организации

2.2. Методики исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ»

2.3. Организация исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ» и анализ полученных результатов

3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАБОТНИКОВ АНО ДПО «ИИТ»

3.1. Анализ результатов, полученных в ходе исследования

3.2. Разработка тренинга по формированию эмоционального интеллекта топ – менеджеров компании как фактор роста эффективности системы профессионального обучения АНО ДПО «ИИТ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Была выдвинута гипотеза о том, что существует зависимость между уровнем эмоционального интеллекта и способностью к профессиональной деятельности: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше способности к профессиональной деятельности и выше эффективность работы.

Исследование проводилось среди 15 сотрудников организации в возрастных рамках от 32 до 52 лет.

Результаты исследования подтвердили поставленную гипотезу и

выявили потребность компании в проведении профессионального обучения по управлению эмоциями и росту эмоционального интеллекта.

Для решения этого вопроса автором работы был разработан тренинг эмоционального интеллекта, который ориентирован и на руководителей компании и на исполнителей. Психологические особенности разработанного тренинга: учет качественного и количественного состава группы, направленность на реализацию ролевых позиций участников, на развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции их эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений и другие особенности позволили создать для АНО ДПО «ИИТ» эффективный рабочий инструмент для развития эмоционального интеллекта работников и решения существующих в компании психологических проблем.

.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ананьев Б.А. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. -М.: Директ-Медиа. – 2016. – 400c.
  2. Асророва М. У. Современные психолого-педагогические технологии обучения /[Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/ (дата обращения: 12.12.2019)
  3. Баранова Н. М. Современные концепции бизнес-образования в России. // Модели и методы инновационной экономики. Сборник научных трудов. Вып.6. – М.: ЦЭМИ РАН, 2017. – 213 с. – С.18-26
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М.: Академия. – 2016. – 550 с
  5. Бокова А. Л. Психологические игры и разминки – СПб.: Питер. – 2017. – 410с.
  6. Васягина Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России. -2016.- № 2. -С. 9—12.
  7. Валтшина Н.М. К вопросу о психолого-андрагогических особенностях повышения квалификации // Ехреrt: транспорт, общество, образование, язык. -2014. -№3. -С. 287-296
  8. Гандапас Р. Учимся учиться – М.: ЛОГОС. – 25 с.
  9. Деревицкий С. Тренинги коммуникации – Ростов. – 2015;
  10. Емельянов Ю.Н. Тренинговое обучение – М.: Дрофа. – 2017. – 230с.
  11. Зайцева Т.В. Новые подходы к бизнес-образованию в России и за рубежом//Молодой ученый. – 2017. - № 5. – с. 132- 138
  12. Иванова С. Обучение персонала корпораций – СПБ.: ПИТЕР.- 2015 –350с.
  13. Караваев М.Я. Подходы в психотерапии – М.: Психология. – 2014. – 420 с.
  14. Колесникова И.Л., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Академия. - 2013. - 240с.
  15. Капацына А.А. Тренинг эмоционального интеллекта/в сб. Тренинги на каждый день – М.: Психология. – 2016.
  16. Коньшина Р.А. Особенности функциональной направленности тренинга в системе корпоративного образования// Вопросы экономки. – 2017. - № 8. – С. 31-37
  17. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.:ИНФРА-М.: 2016 - 395с
  18. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. -М.: Педагогика.- 2017 – 49с.
  19. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности педагога - . Самара: Изд-во СамГПУ. - 2015.
  20. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение. – 2005 - 128 с
  21. Кукуев Л.И. Методы обучения взрослых: проблема классификации // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на юге России. Ростов н/Д: НПО ПИ ЮФУ. - 2018. -№ 1(5). -. 31-37
  22. Луговский В. А., Кох М. Н. Психология профессиональной деятельности : учеб.метод. пособие – Краснодар : КубГАУ. - 2015. – 200с.
  23. Магура М. Тренинги по управлению персоналом компании – М.: Психология. – 2014. – 300с.
  24. Макшанов С.И. Психология тренинга – СПб.: Нева. – 2017. – 310с.
  25. Мюнстерберг Г. Основы психотехники, Т. 1-2, М., 1924—1925; Психология и экономическая жизнь. - М.: 1924//Психологические теории и открытия. – СПб.: Питер. - 2000
  26. Мэйо Э. Человеческие проблемы индустриальной цивилизации – М. – Нью-Йорк. – 2012. – 420 с.
  27. Никулина Н. Ю., Зиновьева Т. Л. Особенности профессионального обучения взрослых// Молодой ученый. -2015. -№ 1.- С. 464—466
  28. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста. - М.:ИНФРА-М. – 2 – 300с.
  29. Сорочан А.В. Психология трудовой деятельности – М.: ДРОФА. - 2016. – 29с.
  30. Скорикова И.И. Диагностирование уровня эмоционального интеллекта – М.: Психология. – 2016 300с.
  31. Сьюпер Д. Концепция профессионального развития – М.: МИР. – 2010. – 600 с.
  32. Уткин В.А. История менеджмента – М.: Экономика. – 2015. – 490 с.
  33. Федорова И.А. Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) – М.: Психология. – 2016. – 150 с.
  34. Химматалиев Д. О., Файзуллаев Р. Х., Белгибоева Н. К., Махмудова З. О., Турсунова З. Э. Изучение профессиональной деятельности и диагностика профессионально важных свойств в профессиональномобразовании //. — [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/conf/ped/ (дата обращения: 12.12.2019)
  35. Чигиринская Н.В. Особенности развития современного бизнес-образования в России // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4 - c. 41]

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – Методика Д. Холла

Инструкция к тесту

Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:

• Полностью не согласен (-3 балла).

• В основном не согласен (-2 балла).

• Отчасти не согласен (-1 балл).

• Отчасти согласен (+1 балл).

• В основном согласен (+2 балла).

• Полностью согласен (+3 балла).

ТЕСТ

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни. 
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни. 
3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны. 
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств. 
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни. 
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор. 
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую. 
8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами. 
9. Я способен выслушивать проблемы других людей. 
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях. 
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других. 
12. Я могу действовать на других людей успокаивающе. 
13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия. 
14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески. 
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей. 
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности. 
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема. 
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения. 
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы». 
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто. 
21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица. 
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать. 
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются. 
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей. 
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью. 
26. Я способен улучшить настроение других людей. 
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми. 
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей. 
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей. 
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей. 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Методика «Эмоциональный интеллект» (ЭмИн) Д. Люсина.

Инструкция

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение».

Бланк для ответов

Утверждение

Совсем не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Полностью согласен

1

Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть 

2

Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения 

3

Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица 

4

Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение 

5

У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника 

6

Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю 

7

Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди 

8

Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться 

9

Я умею улучшить настроение окружающих 

10

Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую 

11

Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов 

12

В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки 

13

Я легко понимаю мимику и жесты других людей 

14

Когда я злюсь, я знаю, почему 

15

Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации 

16

Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком 

17

Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии 

18

Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим 

19

Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть 

20

Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние 

21

Я контролирую выражение чувств на своем лице 

22

Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство 

23

В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций 

24

Если надо, я могу разозлить человека 

25

Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние 

26

Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю 

27

Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это 

28

Я знаю, как успокоиться, если я разозлился 

29

Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса 

30

Я не умею управлять эмоциями других людей 

31

Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда 

32

Я умею угадывать, что чувствуют мои знакомые 

33

Мне трудно справляться с плохим настроением 

34

Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает 

35

Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям 

36

Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями 

37

Я умею контролировать свои эмоции 

38

Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно 

39

По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую 

40

Если близкий человек плачет, я теряюсь 

41

Мне бывает весело или грустно без всякой причины 

42

Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей 

43

Я не умею преодолевать страх 

44

Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает 

45

У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить 

46

Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 – Эмоциональная разминка

– Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в большой комнате с двумя зеркалами на противоположных стенах. В одном из них вы видите свое отражение. Ваш внешний вид, выражение лица, поза — все говорит о крайней степени неуверенности. Вы слышите, как робко и тихо вы произносите слова, а ваш внутренний голос постоянно твердит: «Я хуже всех!».

– Постарайтесь абсолютно слиться со своим отражением в зеркале и почувствовать полное погружение в болото неуверенности. С каждым вдохом и выдохом усиливайте ощущения страха, тревоги, мнительности.

– А потом медленно «выйдите» из зеркала и отметьте, как ваш образ становится все более тусклым и наконец, гаснет совсем. Вы уже никогда не вернетесь к нему.

– Медленно повернитесь и всмотритесь в свое отражение в другом зеркале. Вы уверенный в себе человек! Память подсказывает три ярких события вашей жизни, когда вы были «на коне». Вспомните звуки, образы, запахи, сопровождавшие тогда ваше чувство уверенности. Ваш внутренний голос прорвался наружу: «Я верю в себя! Я уверен в себе!». Красный столбик вашей уверенности поднимается по шкале градусника и с каждым вашим вдохом и выдохом приближается к стоградусной отметке.

– Каков цвет вашей уверенности? Наполните себя им. Создайте вокруг себя облако уверенности и окружите им свое тело. Добавьте музыку уверенности, запахи. Постарайтесь увидеть символы, образ вашей уверенности и слейтесь с ним. Представьте размашистую надпись золочеными буквами на базальте: «Я уверен в себе!». Глубоко вдохните и откройте глаза.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Вопросник самосознания И. Андреевой

1. Что я собой представляю как человек?

2. Как я выгляжу со стороны?

3. Какие черты моей личности воспринимаются другими положительно, а какие – отрицательно?

4. Как мое понимание себя совпадает с пониманием меня другими людьми?

5. Какие я имею способности понимать ситуации, других людей?

6. Какими стереотипными установками в понимании и оценивании других людей я обладаю?

7. Что мешает мне в ситуациях общения?

8. Умею ли я анализировать и оценивать ситуации с позиции будущего?

9. Какими положительными и отрицательными коммуникативными качествами я обладаю?

10. Какие личностные качества мне помогают или мешают уживаться с другими людьми?

11. Какие внутренние, жесткие, стереотипные тенденции поведения владеют мною в процессе общения? Думаю ли я, как справиться с ними?


12. Мое место в жизни.

13. На какие свои качества я могу опираться в процессе общения, а какие из них нужно подкорректировать?

14. Что больше всего мешает мне в процессе общения?

15. Достоин ли я уважения и могут ли меня любить?

16. Что для меня является важным в общении, а что второстепенным?

17. Знаю ли я свои «слабые места», которые будут отрицательно сказываться на моем общении?

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 – Проблема атомного убежища

Выполняется в микрогруппах.

Каждая микрогруппа получает следующее фантастическое задание: «Представьте себе, что произошла атомная война.

Вся планета погрузилась в ядерную зиму. Спаслись лишь 10 человек, которые сейчас находятся в ядерном убежище глубоко под землей.

Однако проблема состоит в том, что в убежище всех необходимых ресурсов для жизнеобеспечения осталось только на 5 человек.

Необходимо избавиться каким-либо образом от «лишних» 5 человек с тем, чтобы оставшиеся в живых пятеро смогли потом выйти на поверхность и начать жизнь на планете заново.

Вот список этих десяти человек:

1. Мисс Вселенная, 20 лет, просто красавица, и все.

2. Ядерный физик, 30 лет, высокий уровень интеллекта.

3. Медсестра-акушерка, 27 лет, профессионалка в своем деле, интеллект средний.

4. Эпилептоидный психопат, профессиональный военный, чернокожий, 56 лет.

5. Ученик 11-го класса школы, интеллект снижен, 17 лет.

6. Инженер-строитель, гомосексуалист, 40 лет.

7. Повар-кондитер, женщина 38 лет, бесплодная.

8. Слесарь-сантехник, алкогользависимый, интеллект средний, 32 года.

9. Художница, очень талантливая, хитрая и коварная, выносливая, 30 лет.

10. Мать семерых детей, швея, 38 лет (все дети погибли во время взрыва).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 – Оценочная анкета

1. Как вы оцениваете тренинг в целом?

1

2

3

4

5

2. Какая часть тренинга была:

– Наиболее удачной?

– Наименее удачной?

3. Что Вам не понравилось?

_________________________________________________________________

4. На какие вопросы Вы не получили ответы?

_________________________________________________________________

5. Какой процент предоставленной на тренинге информации был полезен именно Вам?

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10% 0

%

6. Ваши пожелания организаторам тренинга: _______________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 - Характеристики, связанные с освоением знаний и умений взрослым

Характеристика, влияющая на обучение

Содержание характеристики

Ведущая роль обучающегося

он является субъектом обучения

2. Осознанность обучения

- обусловлено стремление к самореализации, самостоятельности и самоуправлению.

3. Жизненный и профессиональный опыт, как собственный, так и опыт других людей

- включает не только профессиональную составляющую, но и социальную, бытовую

- позволяет постоянно критически оценивать любую новую информацию и сопоставлять с имеющимся опытом

4. Прагматичность подхода к обучению

- предполагают достичь с помощью обучения какой-то конкретной цели или решить определенные жизненные проблемы, например, продвижение по служебной лестнице, повышение заработной платы, изменение социального положения и пр.

5. Ориентация на быстрое, неотсрочен-ное применение знаний, умений, навыков и компетенций

- большинство обучающихся не склонно к получению знаний, которые они могут использовать в отдаленном будущем, или повторению информации, получению ответов на несуществующие у них вопросы

6. Высокая зависимость обучения от временных, пространственных, социальных, бытовых факторов.

- данные факторы могут как ограничивать, так и способствовать процессу обучения

7. Приоритет коллективного обучения перед индивидуальным

- процесс обучения взрослых организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции

8. Острая эмоциональная реакция на процесс обучения

- вызывает необходимость создания психологической комфортной обстановки, исключающей неудобства (от душной аудитории до психологических барьеров)