Файл: «Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Исследование профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии

1.2. Технологии профессионального обучения с психологической точки зрения

1.3. Сущность и особенности тренингов и их роль в повышении качества психологии управления

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ТРЕНИНГА В АНО ДПО «ИИТ

2.1. Общая характеристика организации

2.2. Методики исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ»

2.3. Организация исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ» и анализ полученных результатов

3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАБОТНИКОВ АНО ДПО «ИИТ»

3.1. Анализ результатов, полученных в ходе исследования

3.2. Разработка тренинга по формированию эмоционального интеллекта топ – менеджеров компании как фактор роста эффективности системы профессионального обучения АНО ДПО «ИИТ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

5.1. Упражнение «Мой герб и девиз»

Упражнение требует листов ватмана и фломастеров или карандашей для каждого участника. Это один из способов заставить человека задуматься, сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни своих мировоззренческих позиций. Каждый представляет свой герб и девиз по кругу по ходу часовой стрелки. Затем- рефлексия.

5.2. Упражнение «Мой потенциал» (способности и возможности) и чего я хочу на самом деле позволяет научиться различать мечту и цель.

Постановка цели по критериям SMART на примерах целей участников тренинга и целей компании сформирует умение ставить цели и разрабатывать пути их достижения на каждом из этапов.

6. Эмпатия – способность понимать, различать и быть чувствительным к эмоциям других людей

6.1. Упражнение «Передай эмоцию» выполняется в круге.

Тренер пантомимическими методами, без слов, передает по часовой стрелке какую-либо эмоцию участнику, находящемуся слева. Тот – следующему участнику. И так до конца круга. Последний участник в круге сообщает, что за эмоцию он получил. По окончании упражнения - обмен чувствами. Упражнение можно повторить с разными эмоциями 3-4 раза.

6.2. Упражнение «Фантом».

Каждый участник получает листок бумаги со схематичным изображением человеческого тела, и по одному карандашу синего, красного, желтого и черного цветов. Требуется заштриховать участки тела на рисунке следующим образом: черным цветом те места, которые реагируют на чувство страха (например, холодеет в желудке – заштриховываем область живота, и т.п.); синим цветом – места, которые реагируют на грусть, желтым – на радость, красным – на злость.

6.3. Психорисунок «Нарисуй за минуту».

За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного, только линии, формы, различные цвета. Затем передать свой рисунок соседу справа. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нем изображено.

6.4. Упражнение «Живые руки»с выполняется в парах.

Один участник передает руками другому какую-либо эмоцию (говорить нельзя). Второй пытается отгадать, какая это эмоция.

Затем упражнение выполняется в обратном порядке. После него следует обмен чувствами.

6.5. Упражнение «Разные маски»

Из плотной бумаги вырезаются заготовки для масок – овал лица с прорезью для глаз. Участники разрисовывают маски так, чтобы получилось задуманное чувство.

Когда маски готовы, можно предложить походить в них, озвучить маски, повзаимодействовать с другими масками.


После каждого упражнения обязателен анализ его прохождения.

Подведение итогов первого дня – это аналитико-рефлексивный этап тренинга.

– Какой индивидуальный опыт вы получили в этой игре?

– Какие фрагменты были самыми эмоционально травмирующими?

– Какие ободряли и давали надежду

– Что вы думали и чувствовали во время игры?

В ходе рефлексии после каждого упражнения используется метод шеринга - осознания своих чувств и внутренних процессов, того, что происходит, для закрепления опыта и постановки новых целей.

В целом, в течение первого дня тренинга участники получили практику и первые навыки внутриличностного и межличностного взаимодействия на основе восприятия и интерпретации эмоционального состояния самого себя и своих партнеров.

Развитие и закрепление этого навыка позволит руководству компании понять, какие меры в системе мотивации персонала компании следует применить для повышения удовлетворенности работников и роста их трудовой мотивации, желания добиваться поставленных перед ними целей.

Второй день тренинга эмоционального интеллекта также содержит ряд модулей и продолжает отработку полученных умений и навыков первого дня тренинга.

7. Социальная ответственность – способность делать что-то ради других и вместе с другими, осознанно и в соответствии с социальными правилами

7.1. Ролевая творческая игра «Жизнь как она есть…» (приложение 10)

В этом упражнении участники демонстрируют все, что они получили в первый день занятий, а наблюдение за их действиями и последующий анализ и шеринг позволяют закрепить эмоциональный опыт и его роль при принятии управленческого решения.

8. Межличностные отношения – способность устанавливать и поддерживать эмоционально удовлетворяющие взаимоотношения

8.1. Упражнение «Мои личностные границы и защита границ моей личности» проводится в форме мозгового штурма и выявляет у каждого участника тренинга его эмоциональные ограничения, с которыми тренер будет работать в ходе занятия.

8.2. Упражнение «Я среди людей», и я уважаю границы другой личности

Участники создают психологическую скульптуру.

Каждый участник группы исполняет по очереди роль скульптора. Он «ваяет» скульптурную композицию из других участников группы. Первая тема: «Я среди людей – реальный»; вторая тема: «Я среди людей – идеальный». В символической форме каждый тренеруемый изображает свое место среди других более-менее приближенное к реальности; во втором случае – как бы ему хотелось, чтобы было на самом деле. Шеринг обязателен.


8.3. Техника ИИП, то есть, техника «Изменить-Избежать-Принять.

Упражнение выполняется письменно.

Каждый участник описывает типичную для себя стрессовую ситуацию в подпункте «сценарий». Затем он размышляет и записывает, как он может изменить эту ситуацию, избежать ее или принять.

В итоге работы группа на основе обсуждения выбирает лучший вариант. Завершается упражнение обсуждением результатов при использовании шеринга.

9. Стрессоустойчивость – способность активно и позитивно противостоять стрессогенным ситуациям

9.1. Мини-лекция «Что такое стресс?».

В тренинге минимум теоретического материала. Вся теория постигается сразу в практическом опыте. Цель данного лекционного подготовить участников тренинга к практической работе на основе единого понимания соответствующих научно-психологических терминов, таких, как стресс, стрессоры, депрессия, синдром эмоционального выгорания, синдром хронической усталости, психологический эмоциональный территоризм и антитерриторизм и пр.

Итогом лекции является проведение упражнения по составлению личной карты стрессоров каждым участников в письменном виде

Это упражнение позволяет участникам отрабатывать умение слушать партнёров, сохранять доброжелательность и эмоциональную уравновешенность при принятии чужого предложения в качестве наилучшего, вести переговоры, учитывая все высказанные предложения, повышать ценность и самооценку каждого участника упражнения и пр.

Таким образом участники подходят к решению проблемы управления импульсивностью.

10. Контроль импульсивности – способность сопротивляться импульсу к действию, контролировать агрессивность, враждебность и безответственное поведение

10.1. Упражнение «Говорим …».

Для выполнения этого упражнения группа объединяется в две команды, участники становятся друг напротив друга.

Каждая получившаяся пара говорит по очереди.

Члены одной команды говорят неприятные вещи. А члены другой команды отвечают на них комплиментами. Категорически запрещено использование нецензурной лексики и личных оскорблений.

Речь, по условиям упражнения, должна быть улыбкой, ровной и спокойной. Затем команды меняются ролями и упражнение повторяется снова.

При обсуждении итогов важно задать вопрос: в каких ситуациях было трудно удержаться в рамках упражнения. Какие слова задевали сильнее всего, какой тон? Что помогало сдерживаться и не реагировать?

Для того, чтобы снять возникшее напряжение после данного упражнения можно рекомендовать тренеру включить в содержание тренинга упражнение «Посудомоечная машина», включенное А. Л. Боковой в книгу «Психологические разминки»[5], которое с помощью кинетических приемов вернет группе позитивный настрой.


10.3. Данный блок завершает групповая дискуссия «Как мне удается контролировать свою импульсивность?» Как я заставляю себя делать то, что мне не хочется?

В рамках данного блока участники анализируют ролевые функции (Ребенок, Родитель, Взрослый), которые они исполняют в жизни и проводят обсуждение, насколько принятые ими роли позволяют им управлять эмоциями и принимать эффективные решения.

11. Гибкость – способность приспосабливать свои мысли, чувства и поведение к изменениям условий и ситуации

Для отработки гибкого поведения используется ролевая творческая игра «Два королевства», из сборника А.Л. Боковой[6]. Цели и задачи игры заключаются в определении позиционирования и самооценки участников, стилей поведения в конфликтных, конкурентных и других сложных ситуациях, отработкиа умений управлять и подчиняться, выявлении лидеров (приложение 10).

Правил в игре очень много, и большинство из них выясняются во время игры, что сближает ее с реальной жизнью.

В хорошем приближении к реальности проигрываются ситуации, часто возникающие в деятельности фирмы.

В итоге проводится анализ по лидерству и распределению ролей (приложение 10).

Тренинг заканчивается на позитивных эмоциональных упражнениях, которые утверждают ценность оптимизма как способности видеть светлую сторону жизни и сохранять позитивный настрой в любых, в том числе тяжелых, обстоятельствах

Рекомендуется упражнение «Давайте найдем в этом хорошее!» на материале проблем компании.

В итоге с группой обсуждается понятие «Счастье» –как самоудовлетворённость, способность получать удовольствие от жизни; показатель общего уровня эмоционального интеллекта.

Для обсуждение рекомендуется использовать заранее составленные слайд-шоу и мотивационные ролики.

Подведение итогов тренинга включает обсуждение степени достижения поставленных целей и задач и заполнение оценочных анкет, пример которой представлен в приложении 6.

Анкета не должна быть излишне длинной, и время ее заполнения не должно превышать 5 -7 минут. Эта анкета – инструмент для тренера, который позволит ему провести корректировку тренинга и улучшить его для последующего проведения с другими группами.

После проведения тренинга целесообразно в режиме реального рабочего времени на совещаниях, в ходе принятия отчетов и пр. проводить аудио или видео запись для последующего анализа и корректировки поведения..

Вторым этапом профессионального обучения методом тренинга является повторение тренинга для сегмента исполнителей в АНО ДПО «ИИТ».


В итоге будет повышен уровень эмоционального интеллекта персонала компании и появится возможность на всех уровнях и направлениях деятельности АНО ДПО «ИИТ», снижать уровень неудовлетворённости работников и повышать качество управления компанией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Потребность в постоянном повышении профессиональных компетенций персонала стала необходимым условием для работы компаний в рамках инновационной модели экономики. Профессиональные знания и умения, полученные работником несколько лет назад, недостаточны для адаптации к современному требованию развития уровня квалификации. Кроме того, на современном этапе резко обострилась роль, выросла значимость учета психологических особенностей личности в системе управления, а это повлекло интерес бизнес-структур к достижениям профессиональной психологии.

Такой новый интерес к профессиональной психологии стал основой и для развития новых форм профессионального обучения, где психологические особенности личности работника органично взаимодействуют с психологическими особенностями самой формы обучения. Такой инновационный подход к корпоративному профессиональному обучению актуализировал такую форму обучения как тренинг, который сегодня стал необходимым элементом бизнес-образования и занял ведущее место как инновационная форма повышения профессиональной квалификации.

В работе проанализирована деятельность по профессиональному обучению АНО ДПО «ИИТ» – Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт инновационных технологий», основной целью создания и деятельности которого является предоставление услуг в сфере образования.

В компании существует ряд проблем, в частности текучесть персонала, рост конфликтов, низкая культура коммуникации и низкая общая эффективность по работе с клиентами, методистов, координаторов проектов при том, что профессиональный потенциал работников очень высок. Все они имеют высшее образование, достаточный стаж работы, говорящий об их опыте, они находятся в активном работоспособном возрасте, но при этом их умение взаимодействовать недостаточно для повышения конкурентоспособности компании на рынке бизнес-образования.

Данная ситуация для руководства компании послужила причиной проведения исследования эмоционального интеллекта, который оказывает влияние на все аспекты коммуникационного взаимодействия, на принятие решений и ответственности за них, на качество всей системы управления компанией, в целом.