Файл: «Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Исследование профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Технологии профессионального обучения с психологической точки зрения
1.3. Сущность и особенности тренингов и их роль в повышении качества психологии управления
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Методики исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ»
3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАБОТНИКОВ АНО ДПО «ИИТ»
5.1. Упражнение «Мой герб и девиз»
Упражнение требует листов ватмана и фломастеров или карандашей для каждого участника. Это один из способов заставить человека задуматься, сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни своих мировоззренческих позиций. Каждый представляет свой герб и девиз по кругу по ходу часовой стрелки. Затем- рефлексия.
5.2. Упражнение «Мой потенциал» (способности и возможности) и чего я хочу на самом деле позволяет научиться различать мечту и цель.
Постановка цели по критериям SMART на примерах целей участников тренинга и целей компании сформирует умение ставить цели и разрабатывать пути их достижения на каждом из этапов.
6. Эмпатия – способность понимать, различать и быть чувствительным к эмоциям других людей
6.1. Упражнение «Передай эмоцию» выполняется в круге.
Тренер пантомимическими методами, без слов, передает по часовой стрелке какую-либо эмоцию участнику, находящемуся слева. Тот – следующему участнику. И так до конца круга. Последний участник в круге сообщает, что за эмоцию он получил. По окончании упражнения - обмен чувствами. Упражнение можно повторить с разными эмоциями 3-4 раза.
6.2. Упражнение «Фантом».
Каждый участник получает листок бумаги со схематичным изображением человеческого тела, и по одному карандашу синего, красного, желтого и черного цветов. Требуется заштриховать участки тела на рисунке следующим образом: черным цветом те места, которые реагируют на чувство страха (например, холодеет в желудке – заштриховываем область живота, и т.п.); синим цветом – места, которые реагируют на грусть, желтым – на радость, красным – на злость.
6.3. Психорисунок «Нарисуй за минуту».
За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного, только линии, формы, различные цвета. Затем передать свой рисунок соседу справа. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нем изображено.
6.4. Упражнение «Живые руки»с выполняется в парах.
Один участник передает руками другому какую-либо эмоцию (говорить нельзя). Второй пытается отгадать, какая это эмоция.
Затем упражнение выполняется в обратном порядке. После него следует обмен чувствами.
6.5. Упражнение «Разные маски»
Из плотной бумаги вырезаются заготовки для масок – овал лица с прорезью для глаз. Участники разрисовывают маски так, чтобы получилось задуманное чувство.
Когда маски готовы, можно предложить походить в них, озвучить маски, повзаимодействовать с другими масками.
После каждого упражнения обязателен анализ его прохождения.
Подведение итогов первого дня – это аналитико-рефлексивный этап тренинга.
– Какой индивидуальный опыт вы получили в этой игре?
– Какие фрагменты были самыми эмоционально травмирующими?
– Какие ободряли и давали надежду
– Что вы думали и чувствовали во время игры?
В ходе рефлексии после каждого упражнения используется метод шеринга - осознания своих чувств и внутренних процессов, того, что происходит, для закрепления опыта и постановки новых целей.
В целом, в течение первого дня тренинга участники получили практику и первые навыки внутриличностного и межличностного взаимодействия на основе восприятия и интерпретации эмоционального состояния самого себя и своих партнеров.
Развитие и закрепление этого навыка позволит руководству компании понять, какие меры в системе мотивации персонала компании следует применить для повышения удовлетворенности работников и роста их трудовой мотивации, желания добиваться поставленных перед ними целей.
Второй день тренинга эмоционального интеллекта также содержит ряд модулей и продолжает отработку полученных умений и навыков первого дня тренинга.
7. Социальная ответственность – способность делать что-то ради других и вместе с другими, осознанно и в соответствии с социальными правилами
7.1. Ролевая творческая игра «Жизнь как она есть…» (приложение 10)
В этом упражнении участники демонстрируют все, что они получили в первый день занятий, а наблюдение за их действиями и последующий анализ и шеринг позволяют закрепить эмоциональный опыт и его роль при принятии управленческого решения.
8. Межличностные отношения – способность устанавливать и поддерживать эмоционально удовлетворяющие взаимоотношения
8.1. Упражнение «Мои личностные границы и защита границ моей личности» проводится в форме мозгового штурма и выявляет у каждого участника тренинга его эмоциональные ограничения, с которыми тренер будет работать в ходе занятия.
8.2. Упражнение «Я среди людей», и я уважаю границы другой личности
Участники создают психологическую скульптуру.
Каждый участник группы исполняет по очереди роль скульптора. Он «ваяет» скульптурную композицию из других участников группы. Первая тема: «Я среди людей – реальный»; вторая тема: «Я среди людей – идеальный». В символической форме каждый тренеруемый изображает свое место среди других более-менее приближенное к реальности; во втором случае – как бы ему хотелось, чтобы было на самом деле. Шеринг обязателен.
8.3. Техника ИИП, то есть, техника «Изменить-Избежать-Принять.
Упражнение выполняется письменно.
Каждый участник описывает типичную для себя стрессовую ситуацию в подпункте «сценарий». Затем он размышляет и записывает, как он может изменить эту ситуацию, избежать ее или принять.
В итоге работы группа на основе обсуждения выбирает лучший вариант. Завершается упражнение обсуждением результатов при использовании шеринга.
9. Стрессоустойчивость – способность активно и позитивно противостоять стрессогенным ситуациям
9.1. Мини-лекция «Что такое стресс?».
В тренинге минимум теоретического материала. Вся теория постигается сразу в практическом опыте. Цель данного лекционного подготовить участников тренинга к практической работе на основе единого понимания соответствующих научно-психологических терминов, таких, как стресс, стрессоры, депрессия, синдром эмоционального выгорания, синдром хронической усталости, психологический эмоциональный территоризм и антитерриторизм и пр.
Итогом лекции является проведение упражнения по составлению личной карты стрессоров каждым участников в письменном виде
Это упражнение позволяет участникам отрабатывать умение слушать партнёров, сохранять доброжелательность и эмоциональную уравновешенность при принятии чужого предложения в качестве наилучшего, вести переговоры, учитывая все высказанные предложения, повышать ценность и самооценку каждого участника упражнения и пр.
Таким образом участники подходят к решению проблемы управления импульсивностью.
10. Контроль импульсивности – способность сопротивляться импульсу к действию, контролировать агрессивность, враждебность и безответственное поведение
10.1. Упражнение «Говорим …».
Для выполнения этого упражнения группа объединяется в две команды, участники становятся друг напротив друга.
Каждая получившаяся пара говорит по очереди.
Члены одной команды говорят неприятные вещи. А члены другой команды отвечают на них комплиментами. Категорически запрещено использование нецензурной лексики и личных оскорблений.
Речь, по условиям упражнения, должна быть улыбкой, ровной и спокойной. Затем команды меняются ролями и упражнение повторяется снова.
При обсуждении итогов важно задать вопрос: в каких ситуациях было трудно удержаться в рамках упражнения. Какие слова задевали сильнее всего, какой тон? Что помогало сдерживаться и не реагировать?
Для того, чтобы снять возникшее напряжение после данного упражнения можно рекомендовать тренеру включить в содержание тренинга упражнение «Посудомоечная машина», включенное А. Л. Боковой в книгу «Психологические разминки»[5], которое с помощью кинетических приемов вернет группе позитивный настрой.
10.3. Данный блок завершает групповая дискуссия «Как мне удается контролировать свою импульсивность?» Как я заставляю себя делать то, что мне не хочется?
В рамках данного блока участники анализируют ролевые функции (Ребенок, Родитель, Взрослый), которые они исполняют в жизни и проводят обсуждение, насколько принятые ими роли позволяют им управлять эмоциями и принимать эффективные решения.
11. Гибкость – способность приспосабливать свои мысли, чувства и поведение к изменениям условий и ситуации
Для отработки гибкого поведения используется ролевая творческая игра «Два королевства», из сборника А.Л. Боковой[6]. Цели и задачи игры заключаются в определении позиционирования и самооценки участников, стилей поведения в конфликтных, конкурентных и других сложных ситуациях, отработкиа умений управлять и подчиняться, выявлении лидеров (приложение 10).
Правил в игре очень много, и большинство из них выясняются во время игры, что сближает ее с реальной жизнью.
В хорошем приближении к реальности проигрываются ситуации, часто возникающие в деятельности фирмы.
В итоге проводится анализ по лидерству и распределению ролей (приложение 10).
Тренинг заканчивается на позитивных эмоциональных упражнениях, которые утверждают ценность оптимизма как способности видеть светлую сторону жизни и сохранять позитивный настрой в любых, в том числе тяжелых, обстоятельствах
Рекомендуется упражнение «Давайте найдем в этом хорошее!» на материале проблем компании.
В итоге с группой обсуждается понятие «Счастье» –как самоудовлетворённость, способность получать удовольствие от жизни; показатель общего уровня эмоционального интеллекта.
Для обсуждение рекомендуется использовать заранее составленные слайд-шоу и мотивационные ролики.
Подведение итогов тренинга включает обсуждение степени достижения поставленных целей и задач и заполнение оценочных анкет, пример которой представлен в приложении 6.
Анкета не должна быть излишне длинной, и время ее заполнения не должно превышать 5 -7 минут. Эта анкета – инструмент для тренера, который позволит ему провести корректировку тренинга и улучшить его для последующего проведения с другими группами.
После проведения тренинга целесообразно в режиме реального рабочего времени на совещаниях, в ходе принятия отчетов и пр. проводить аудио или видео запись для последующего анализа и корректировки поведения..
Вторым этапом профессионального обучения методом тренинга является повторение тренинга для сегмента исполнителей в АНО ДПО «ИИТ».
В итоге будет повышен уровень эмоционального интеллекта персонала компании и появится возможность на всех уровнях и направлениях деятельности АНО ДПО «ИИТ», снижать уровень неудовлетворённости работников и повышать качество управления компанией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Потребность в постоянном повышении профессиональных компетенций персонала стала необходимым условием для работы компаний в рамках инновационной модели экономики. Профессиональные знания и умения, полученные работником несколько лет назад, недостаточны для адаптации к современному требованию развития уровня квалификации. Кроме того, на современном этапе резко обострилась роль, выросла значимость учета психологических особенностей личности в системе управления, а это повлекло интерес бизнес-структур к достижениям профессиональной психологии.
Такой новый интерес к профессиональной психологии стал основой и для развития новых форм профессионального обучения, где психологические особенности личности работника органично взаимодействуют с психологическими особенностями самой формы обучения. Такой инновационный подход к корпоративному профессиональному обучению актуализировал такую форму обучения как тренинг, который сегодня стал необходимым элементом бизнес-образования и занял ведущее место как инновационная форма повышения профессиональной квалификации.
В работе проанализирована деятельность по профессиональному обучению АНО ДПО «ИИТ» – Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт инновационных технологий», основной целью создания и деятельности которого является предоставление услуг в сфере образования.
В компании существует ряд проблем, в частности текучесть персонала, рост конфликтов, низкая культура коммуникации и низкая общая эффективность по работе с клиентами, методистов, координаторов проектов при том, что профессиональный потенциал работников очень высок. Все они имеют высшее образование, достаточный стаж работы, говорящий об их опыте, они находятся в активном работоспособном возрасте, но при этом их умение взаимодействовать недостаточно для повышения конкурентоспособности компании на рынке бизнес-образования.
Данная ситуация для руководства компании послужила причиной проведения исследования эмоционального интеллекта, который оказывает влияние на все аспекты коммуникационного взаимодействия, на принятие решений и ответственности за них, на качество всей системы управления компанией, в целом.