Файл: «Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Исследование профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Технологии профессионального обучения с психологической точки зрения
1.3. Сущность и особенности тренингов и их роль в повышении качества психологии управления
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Методики исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ»
3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАБОТНИКОВ АНО ДПО «ИИТ»
Была выдвинута гипотеза о том, что существует зависимость между уровнем эмоционального интеллекта и способностью к профессиональной деятельности: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше способности к профессиональной деятельности и выше эффективность работы.
Исследование проводилось среди 15 сотрудников организации в возрастных рамках от 32 до 52 лет.
Результаты исследования подтвердили поставленную гипотезу и
выявили потребность компании в проведении профессионального обучения по управлению эмоциями и росту эмоционального интеллекта.
Для решения этого вопроса автором работы был разработан тренинг эмоционального интеллекта, который ориентирован и на руководителей компании и на исполнителей. Психологические особенности разработанного тренинга: учет качественного и количественного состава группы, направленность на реализацию ролевых позиций участников, на развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции их эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений и другие особенности позволили создать для АНО ДПО «ИИТ» эффективный рабочий инструмент для развития эмоционального интеллекта работников и решения существующих в компании психологических проблем.
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ананьев Б.А. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. -М.: Директ-Медиа. – 2016. – 400c.
- Асророва М. У. Современные психолого-педагогические технологии обучения /[Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/ (дата обращения: 12.12.2019)
- Баранова Н. М. Современные концепции бизнес-образования в России. // Модели и методы инновационной экономики. Сборник научных трудов. Вып.6. – М.: ЦЭМИ РАН, 2017. – 213 с. – С.18-26
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М.: Академия. – 2016. – 550 с
- Бокова А. Л. Психологические игры и разминки – СПб.: Питер. – 2017. – 410с.
- Васягина Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России. -2016.- № 2. -С. 9—12.
- Валтшина Н.М. К вопросу о психолого-андрагогических особенностях повышения квалификации // Ехреrt: транспорт, общество, образование, язык. -2014. -№3. -С. 287-296
- Гандапас Р. Учимся учиться – М.: ЛОГОС. – 25 с.
- Деревицкий С. Тренинги коммуникации – Ростов. – 2015;
- Емельянов Ю.Н. Тренинговое обучение – М.: Дрофа. – 2017. – 230с.
- Зайцева Т.В. Новые подходы к бизнес-образованию в России и за рубежом//Молодой ученый. – 2017. - № 5. – с. 132- 138
- Иванова С. Обучение персонала корпораций – СПБ.: ПИТЕР.- 2015 –350с.
- Караваев М.Я. Подходы в психотерапии – М.: Психология. – 2014. – 420 с.
- Колесникова И.Л., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Академия. - 2013. - 240с.
- Капацына А.А. Тренинг эмоционального интеллекта/в сб. Тренинги на каждый день – М.: Психология. – 2016.
- Коньшина Р.А. Особенности функциональной направленности тренинга в системе корпоративного образования// Вопросы экономки. – 2017. - № 8. – С. 31-37
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.:ИНФРА-М.: 2016 - 395с
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. -М.: Педагогика.- 2017 – 49с.
- Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности педагога - . Самара: Изд-во СамГПУ. - 2015.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение. – 2005 - 128 с
- Кукуев Л.И. Методы обучения взрослых: проблема классификации // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на юге России. Ростов н/Д: НПО ПИ ЮФУ. - 2018. -№ 1(5). -. 31-37
- Луговский В. А., Кох М. Н. Психология профессиональной деятельности : учеб.метод. пособие – Краснодар : КубГАУ. - 2015. – 200с.
- Магура М. Тренинги по управлению персоналом компании – М.: Психология. – 2014. – 300с.
- Макшанов С.И. Психология тренинга – СПб.: Нева. – 2017. – 310с.
- Мюнстерберг Г. Основы психотехники, Т. 1-2, М., 1924—1925; Психология и экономическая жизнь. - М.: 1924//Психологические теории и открытия. – СПб.: Питер. - 2000
- Мэйо Э. Человеческие проблемы индустриальной цивилизации – М. – Нью-Йорк. – 2012. – 420 с.
- Никулина Н. Ю., Зиновьева Т. Л. Особенности профессионального обучения взрослых// Молодой ученый. -2015. -№ 1.- С. 464—466
- Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста. - М.:ИНФРА-М. – 2 – 300с.
- Сорочан А.В. Психология трудовой деятельности – М.: ДРОФА. - 2016. – 29с.
- Скорикова И.И. Диагностирование уровня эмоционального интеллекта – М.: Психология. – 2016 – 300с.
- Сьюпер Д. Концепция профессионального развития – М.: МИР. – 2010. – 600 с.
- Уткин В.А. История менеджмента – М.: Экономика. – 2015. – 490 с.
- Федорова И.А. Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) – М.: Психология. – 2016. – 150 с.
- Химматалиев Д. О., Файзуллаев Р. Х., Белгибоева Н. К., Махмудова З. О., Турсунова З. Э. Изучение профессиональной деятельности и диагностика профессионально важных свойств в профессиональномобразовании //. — [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/conf/ped/ (дата обращения: 12.12.2019)
- Чигиринская Н.В. Особенности развития современного бизнес-образования в России // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4 - c. 41]
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – Методика Д. Холла
Инструкция к тесту
Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:
• Полностью не согласен (-3 балла).
• В основном не согласен (-2 балла).
• Отчасти не согласен (-1 балл).
• Отчасти согласен (+1 балл).
• В основном согласен (+2 балла).
• Полностью согласен (+3 балла).
ТЕСТ
1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.
3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9. Я способен выслушивать проблемы других людей.
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.
13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26. Я способен улучшить настроение других людей.
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Методика «Эмоциональный интеллект» (ЭмИн) Д. Люсина.
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение».
№ |
Утверждение |
Совсем не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Полностью согласен |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть |
||||
2 |
Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения |
||||
3 |
Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица |
||||
4 |
Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение |
||||
5 |
У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника |
||||
6 |
Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю |
||||
7 |
Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди |
||||
8 |
Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться |
||||
9 |
Я умею улучшить настроение окружающих |
||||
10 |
Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую |
||||
11 |
Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов |
||||
12 |
В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки |
||||
13 |
Я легко понимаю мимику и жесты других людей |
||||
14 |
Когда я злюсь, я знаю, почему |
||||
15 |
Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации |
||||
16 |
Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком |
||||
17 |
Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии |
||||
18 |
Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим |
||||
19 |
Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть |
||||
20 |
Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние |
||||
21 |
Я контролирую выражение чувств на своем лице |
||||
22 |
Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство |
||||
23 |
В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций |
||||
24 |
Если надо, я могу разозлить человека |
||||
25 |
Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние |
||||
26 |
Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю |
||||
27 |
Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это |
||||
28 |
Я знаю, как успокоиться, если я разозлился |
||||
29 |
Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса |
||||
30 |
Я не умею управлять эмоциями других людей |
||||
31 |
Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда |
||||
32 |
Я умею угадывать, что чувствуют мои знакомые |
||||
33 |
Мне трудно справляться с плохим настроением |
||||
34 |
Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает |
||||
35 |
Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям |
||||
36 |
Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями |
||||
37 |
Я умею контролировать свои эмоции |
||||
38 |
Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно |
||||
39 |
По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую |
||||
40 |
Если близкий человек плачет, я теряюсь |
||||
41 |
Мне бывает весело или грустно без всякой причины |
||||
42 |
Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей |
||||
43 |
Я не умею преодолевать страх |
||||
44 |
Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает |
||||
45 |
У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить |
||||
46 |
Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 – Эмоциональная разминка
– Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в большой комнате с двумя зеркалами на противоположных стенах. В одном из них вы видите свое отражение. Ваш внешний вид, выражение лица, поза — все говорит о крайней степени неуверенности. Вы слышите, как робко и тихо вы произносите слова, а ваш внутренний голос постоянно твердит: «Я хуже всех!».
– Постарайтесь абсолютно слиться со своим отражением в зеркале и почувствовать полное погружение в болото неуверенности. С каждым вдохом и выдохом усиливайте ощущения страха, тревоги, мнительности.
– А потом медленно «выйдите» из зеркала и отметьте, как ваш образ становится все более тусклым и наконец, гаснет совсем. Вы уже никогда не вернетесь к нему.
– Медленно повернитесь и всмотритесь в свое отражение в другом зеркале. Вы уверенный в себе человек! Память подсказывает три ярких события вашей жизни, когда вы были «на коне». Вспомните звуки, образы, запахи, сопровождавшие тогда ваше чувство уверенности. Ваш внутренний голос прорвался наружу: «Я верю в себя! Я уверен в себе!». Красный столбик вашей уверенности поднимается по шкале градусника и с каждым вашим вдохом и выдохом приближается к стоградусной отметке.
– Каков цвет вашей уверенности? Наполните себя им. Создайте вокруг себя облако уверенности и окружите им свое тело. Добавьте музыку уверенности, запахи. Постарайтесь увидеть символы, образ вашей уверенности и слейтесь с ним. Представьте размашистую надпись золочеными буквами на базальте: «Я уверен в себе!». Глубоко вдохните и откройте глаза.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Вопросник самосознания И. Андреевой
1. Что я собой представляю как человек?
2. Как я выгляжу со стороны?
3. Какие черты моей личности воспринимаются другими положительно, а какие – отрицательно?
4. Как мое понимание себя совпадает с пониманием меня другими людьми?
5. Какие я имею способности понимать ситуации, других людей?
6. Какими стереотипными установками в понимании и оценивании других людей я обладаю?
7. Что мешает мне в ситуациях общения?
8. Умею ли я анализировать и оценивать ситуации с позиции будущего?
9. Какими положительными и отрицательными коммуникативными качествами я обладаю?
10. Какие личностные качества мне помогают или мешают уживаться с другими людьми?
11. Какие внутренние, жесткие, стереотипные тенденции поведения владеют мною в процессе общения? Думаю ли я, как справиться с ними?
12. Мое место в жизни.
13. На какие свои качества я могу опираться в процессе общения, а какие из них нужно подкорректировать?
14. Что больше всего мешает мне в процессе общения?
15. Достоин ли я уважения и могут ли меня любить?
16. Что для меня является важным в общении, а что второстепенным?
17. Знаю ли я свои «слабые места», которые будут отрицательно сказываться на моем общении?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 – Проблема атомного убежища
Выполняется в микрогруппах.
Каждая микрогруппа получает следующее фантастическое задание: «Представьте себе, что произошла атомная война.
Вся планета погрузилась в ядерную зиму. Спаслись лишь 10 человек, которые сейчас находятся в ядерном убежище глубоко под землей.
Однако проблема состоит в том, что в убежище всех необходимых ресурсов для жизнеобеспечения осталось только на 5 человек.
Необходимо избавиться каким-либо образом от «лишних» 5 человек с тем, чтобы оставшиеся в живых пятеро смогли потом выйти на поверхность и начать жизнь на планете заново.
Вот список этих десяти человек:
1. Мисс Вселенная, 20 лет, просто красавица, и все.
2. Ядерный физик, 30 лет, высокий уровень интеллекта.
3. Медсестра-акушерка, 27 лет, профессионалка в своем деле, интеллект средний.
4. Эпилептоидный психопат, профессиональный военный, чернокожий, 56 лет.
5. Ученик 11-го класса школы, интеллект снижен, 17 лет.
6. Инженер-строитель, гомосексуалист, 40 лет.
7. Повар-кондитер, женщина 38 лет, бесплодная.
8. Слесарь-сантехник, алкогользависимый, интеллект средний, 32 года.
9. Художница, очень талантливая, хитрая и коварная, выносливая, 30 лет.
10. Мать семерых детей, швея, 38 лет (все дети погибли во время взрыва).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 – Оценочная анкета
1. Как вы оцениваете тренинг в целом?
1
2
3
4
5
2. Какая часть тренинга была:
– Наиболее удачной?
– Наименее удачной?
3. Что Вам не понравилось?
_________________________________________________________________
4. На какие вопросы Вы не получили ответы?
_________________________________________________________________
5. Какой процент предоставленной на тренинге информации был полезен именно Вам?
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10% 0
%
6. Ваши пожелания организаторам тренинга: _______________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 - Характеристики, связанные с освоением знаний и умений взрослым
Характеристика, влияющая на обучение |
Содержание характеристики |
---|---|
Ведущая роль обучающегося |
он является субъектом обучения |
2. Осознанность обучения |
- обусловлено стремление к самореализации, самостоятельности и самоуправлению. |
3. Жизненный и профессиональный опыт, как собственный, так и опыт других людей |
- включает не только профессиональную составляющую, но и социальную, бытовую - позволяет постоянно критически оценивать любую новую информацию и сопоставлять с имеющимся опытом |
4. Прагматичность подхода к обучению |
- предполагают достичь с помощью обучения какой-то конкретной цели или решить определенные жизненные проблемы, например, продвижение по служебной лестнице, повышение заработной платы, изменение социального положения и пр. |
5. Ориентация на быстрое, неотсрочен-ное применение знаний, умений, навыков и компетенций |
- большинство обучающихся не склонно к получению знаний, которые они могут использовать в отдаленном будущем, или повторению информации, получению ответов на несуществующие у них вопросы |
6. Высокая зависимость обучения от временных, пространственных, социальных, бытовых факторов. |
- данные факторы могут как ограничивать, так и способствовать процессу обучения |
7. Приоритет коллективного обучения перед индивидуальным |
- процесс обучения взрослых организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции |
8. Острая эмоциональная реакция на процесс обучения |
- вызывает необходимость создания психологической комфортной обстановки, исключающей неудобства (от душной аудитории до психологических барьеров) |