Файл: «Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Исследование профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Технологии профессионального обучения с психологической точки зрения
1.3. Сущность и особенности тренингов и их роль в повышении качества психологии управления
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Методики исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ»
3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАБОТНИКОВ АНО ДПО «ИИТ»
Началом научных разработок по вопросам профессионального обучения взрослых стали исследования Э. Торндайка [2,c. 54]. Вслед за ним Э. Линдеман выделил ключевые психологические особенности взрослых, ставшие центром современной теории учения взрослых: наличие потребностей, которые может удовлетворить учение, отношение к учению, исходя из жизненных интересов, опыт как источник обучения для взрослых, потребность в самостоятельности, раскрытие в обучении собственного потенциала человека [2,c. 54].
В 70-годов XX в одним их первых, кто начал рассматривать эту проблему в России был Б.Г. Ананьев, определивший, что изменение позиции человека в системе отношений с другими людьми напрямую связано с перестроением ценностно-смысловых образований, регулирующих профессиональную деятельность [1,c. 49]. При наличии у человека опыта взрослой жизни, освоенных социальных и профессиональных ролей освоены важным моментом становится использование накопленного опыта и мировоззрения в профессиональной деятельности, и на каждом возрастном этапе это использование включает видоизменяющуюся картину мира, которая влияет на индивидуальную «Я-концепцию» человека.
Психологи утверждают, что важнейшим условием полноценной учебной деятельности можно назвать способность личности самостоятельно ее организовать[1]. Это означает, что человек как субъект учебной деятельности, должен обладать совокупностью интеллектуальных, нравственных и волевых качеств, позволяющих ему самостоятельно регулировать свой учебный процесс.
Никулина Н. Ю., Зиновьева Т. Л. в своих работах указывают, что умственная самостоятельность — важнейшее качество личности, лежащее в основе творческой направленности человека, продуктивности его деятельности [27,c. 464-466]. Ученые считают, что данное качество выражается в способности ставить перед собой цели, напрямую связанные с учебной деятельностью, в том числе формулировать для себя познавательные и учебные задачи, находить способы и средства их решения. Кулюткин Ю.Н. в монографии «Психология обучения взрослых» продолжает эту мысль и считает, что индикаторами самостоятельности человека являются его способность к планированию, организации, регулированию своей деятельности, а также развитые самоконтроль и самооценка[20, c. 69].
Еще один фактор, который, по мнению психологов, должен учитываться при организации обучения – это творческий потенциал личности, открытость человека ко всему новому, которое проявляется через систему знаний и убеждений [6, c. 9-12].
Валтшина Н.М. в число психологических особенностей обучения взрослого человека применительно к образованию включает следующие способности [7,c. 24]:
- способность самостоятельно формировать информационный запрос;
- возможность выбора модели обучения;
- осознанное принятие той или иной позиции в процессе обучения;
- опора на способность к эмоционально-волевой, физиологической, мотивационно - потребностной саморегуляции в сфере образования;
- стремление и возможность привнести содержание своего жизненного опыта в содержание обучения.
Еще она особенность профессионального обучения персонала – это взаимосвязь формы обучения с особенностями мотивации и желания обучаемых и педагога, наставнике или бизнес-тренера.
Для работающего взрослого человека обучение является не главной, а вспомогательной деятельностью по сравнению с трудовой. Это меняет его отношение к обучению, перестраивает его потребностно-мотивационную сферу, планы и установки, поэтому с возрастом претерпевает изменение содержание информационных запросов и у мужчин, и у женщин [21,c. 31-37].
Если в период практически до 40 лет и у мужчин и у женщин на первое место по значимости выступают направления обучения, связанные со сферой труда, а также с теми сферами, которые могут способствовать росту карьеры (иностранный язык, компьютер, экономика, организация труда, взаимодействие с коллегами), то после 40 лет у мужчин сохраняется интерес к получению знаний в профессиональной деятельности, а у женщин эта потребность снижается и возрастает потребность обучения в сфере социально-культурных, коммуникативных компетенций[35].
В сфере образовательной мотивации мужчины и женщины также имеют различия. Так, повышение квалификации у мужчин мотивировано возможностью улучшить материальное положение и стремлением к профессиональным достижениям, общественному уважению и признанию (внешняя ориентация), а для женщин — стремлением к самовыражению, саморазвитию, высокой творческой познавательной активности (внутренняя ориентация), что должно учитываться при обучении[35].
Учет личности и мотивационной составляющей обучающегося предполагает реализацию высокой степени свободы и выбора в рамках всех параметров учебного процесса, таких, как цели, мотивы обучения, формы и методы, контроль и т.д. Роль обучающего сводится к позиции наставника, консультанта или тренера, способствующего более эффективному обучению.
Таким образом, можно сделать вывод, что взрослый человек обладает всеми необходимыми биологическими и нейрофизиологическими предпосылками для информационно-обучающего взаимодействия с миром, окружающей средой, другими людьми на всем протяжении своей жизни.
1.3. Сущность и особенности тренингов и их роль в повышении качества психологии управления
Ведущим методом обучения в корпоративном профессиональном обучении стал метод тренинга.
На текущем этапе термин «тренинг» не закреплен в российской нормативной лексике и формулируется, исходя из подходов к этому виду обучения того или иного исследователя.
Коньшина Р.А. определяет тренинг наиболее общей формулировкой: «термин «тренинг» используют для обозначения разнообразных форм групповой работы»[16,c. 31-37].
Развивая этот подход, Ю.Н. Емельянов указывает, что термин «тренинг» «должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности, общением» [10,c. 41].
В работе Макшанова С.И. тренинг определяется как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации, где центральной категорией выступает категория изменения [24,c. 61]. Согласно подходу Макшанова С.И., тренинговое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их единства с собой и с окружающей средой.
Зайцева Т.В., обращаясь непосредственно в бизнес- обучению, определяет тренинг как метод формирования преднамеренных изменений в форме активного обучения, направленной на усвоение обучающихся навыков посредством моделирования опыта [11, c. 132-138].
Кибанов А.Я. выводит определение тренинга как особую форму интенсивного обучения, основанную на психологических свойствах человека [17]. Особенность тренинга, по мнению ученого – это способность открыто ставить задачу обучения. В процессе такого обучения происходит знакомство со схемами поведения людей в определенных ситуациях, рассматриваются алгоритмы, в соответствии с которыми можно разобрать любую не типичную проблему и найти именно ее конкретное решение[17].
Как указывают ученые, при профессиональном обучении персонала более 70% аудиторных занятий должны строиться на использовании практических тренинговых форм работы: ролевые и деловые игры, дискуссии, тренинги и т.д. [10, c. 56]
В ходе тренингового обучения проводится выполнение слушателями психологических тестов с целью выявления собственных стратегий поведения в конфликте, эго-состояний, психологических защит, уровня агрессивности, отработка навыков управления эмоциями, противостояния манипуляции; методов оптимизации сотрудничества людей в организациях и т.п. [18,c. 54].
Среди основных причин проведения тренинга в компании ключевые причины связаны с необходимостью получения новых компетенций, более высокой квалификации сотрудников, необходимость приведения персонала к соответствию их служебным обязанностям, решение проблем мотивации, необходимость введения в компании корпоративной культуры, а также требование новых компетенций в силу стратегического положения на рынке.
В ходе тренинга можно оценить эффективность поведения того или иного сотрудника. Имея на руках информацию о степени развитости навыка у того или иного сотрудника, можно составить для каждой должности метапрофили, а для каждого сотрудника - программы личного развития и использовать их для формирования тренингового обучения сотрудников с разными уровнями компетенций.
Таким образом, цель любого тренинга - это развитие тех или иных способностей или навыков, оценка возможностей и помощь в достижении результатов, необходимых в профессиональной деятельности.
Несмотря на то, что единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, чаще всего выделяются три типа тренингов, различающиеся по своим целям, по объекту воздействия.
Коррекционные тренинги направлены на решение психологических проблем, в том числе, организации. Это проблемы социально-психологического климата, проблемы управления конфликтами, системы мотивации, командообразования, организационной культуры и пр.[28,c. 54]
Второй тип - личностно-развивающие тренинги, близки коррекционным, но не имеют жесткой прагматической ориентации и в меньшей мере свойственны организациям, так как их цель лежит за пределами целей организаций. Они направлены на выявление индивидуальности человека, определение слабых и сильных стороны его личности и на гармонизацию его состояния, внутреннего мира.
Третий тип тренингов - образовательные тренинги. Их цель - максимально быстро и эффективно научить каждого из участников какому-либо навыку, умению, отработать и повысить ту или иную компетенцию работника, необходимых компании. Прохождение образовательного тренинга в максимально краткий срок адаптирует человека к реальности его новой профессии, делает адекватно уверенным, конкурентоспособным, нацеленным на профессиональное развитие и карьеру [14,c. 84].
Иванова С.И. среди типов образовательных тренингов выделяет еще одну категорию - бизнес – тренинги. Особенность этих тренингов связана с изменением мышления работника с социально-ориентированного на бизнес-ориентированное. К этим тренингам Иванова С.И. относит тренинги по технологии продаж, тайм-менеджменту, управлению персоналом, целеполаганию и пр.[12,c. 76]
Метод тренинга в корпоративном обучении способен в рамках оставленных целей помочь работникам определить и выстроить собственные жизненные стратегии, увязав их профессиональным развитием, перевести ряд неосознанных компетенций в область осознанных, преодолеть недоверие к себе, повысить самооценку, задуматься о своих возможностях, потребностях, истинных желаниях.
К основным методам и приемам тренинга относятся: ролевые (деловые) игры, кейсы, групповые дискуссии, мозговой штурм.
Ролевая игра или моделирующие ситуации - способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданных ситуаций, как можно более близких к реальности, в которых предлагается принять роль кого-либо из участников и выработать способ, позволяющий привести ситуацию к завершению. В условиях ролевых игр происходит быстрое обновление знаний, дополнение их до необходимого уровня, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами.
Преимущества игр можно представить следующим перечнем:
-Позволяют всесторонне исследовать проблему человеческого поведения и принятия решений;
-Позволяют обучить моделировать реальные ситуации, чтобы найти наиболее подходящий данной личности оптимальный способ поведения в реальной ситуации не растеряться, действовать эффективно;
-Позволяют оценить готовность и умения человека решать те или иные проблемы и способствуют возникновению понимания того, как ведут себя другие люди в ситуации.
Ролевая игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения; оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным образом.
Безусловно, каждый метод имеет и свои ограничения.
Ограничения ролевых игр заключаются в искусственности созданной ситуации, что влияет на уровень интереса группы к решению задачи и в риске недостаточно серьезного отношения со стороны участников.