Файл: «Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Исследование профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии

1.2. Технологии профессионального обучения с психологической точки зрения

1.3. Сущность и особенности тренингов и их роль в повышении качества психологии управления

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ТРЕНИНГА В АНО ДПО «ИИТ

2.1. Общая характеристика организации

2.2. Методики исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ»

2.3. Организация исследования эмоционального интеллекта работников АНО ДПО «ИИТ» и анализ полученных результатов

3. РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАБОТНИКОВ АНО ДПО «ИИТ»

3.1. Анализ результатов, полученных в ходе исследования

3.2. Разработка тренинга по формированию эмоционального интеллекта топ – менеджеров компании как фактор роста эффективности системы профессионального обучения АНО ДПО «ИИТ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Рисунок 4 – Уровень эмоционального интеллекта у руководителей и исполнителей

Анализ результатов (рисунок 3 и 4) показывает, что из 4 руководителей, принявших участие в исследовании, только 1 – менеджер по персоналу -имеет средний уровень эмоционального интеллекта, а остальные респонденты – оба заместителя директора, и маркетолог (3 человека) оказываются в группе лиц с низким эмоциональным интеллектом.

В сегменте исполнителей низкий эмоциональный интеллект имеют только 2 человека (0,13%) в категории методиста и координатора проекта.

8 человек (53%) имеют средний уровень эмоционального интеллекта.

Опрос респондентов по методике Д. Люсина показал следующие результаты, представленные в приложении 9.

Шкала МЭИ (межличностный ЭИ) показывает способность к пониманию эмоций других людей и управление ими.

Из приложения 9 видно, что низкий уровень по этой шкале у 6 человек, 7 человек имеют средний уровень способности к пониманию эмоций других людей и управлению ими , 2 человека имеют высокий уровень способности к пониманию эмоций других людей и управление ими .

При этом важно отметить, что высокий уровень продемонстрировали менеджер по персоналу и специалист по работе с клиентами.

Средний уровень присутствует у модераторов, специалистов и методистов.

Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ) отражает способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.

Из приложения 9 видно следующее: у 5 сотрудников низкий уровень , у 6 сотрудников средний уровень по данной шкале , у 5 сотрудников высокий уровень.

Шкала ПЭ (понимание эмоций) отражает способность к пониманию своих и чужих эмоций.

По данной шкале выявлены следующие результаты:

– с высоким показателем нет респондентов.

- 4 сотрудника имеют средний уровень

- 9 сотрудников имеют низкий показатель

Шкала УЭ (управление эмоциями) отражает способность к управлению своими и чужими эмоциями.

По данной шкале 9 человек показали средний показатель . Низкий результат продемонстрировали 6 человек .

Согласно среднему показателю по шкалам, только по показателю ВЭИ имеется среднее значение 41,5, по остальным шкалам показания низкие – 37,2 по МЭИ, 37,7 по ПЭ и 38,7 по УЭ.

Следовательно для компании актуальна проблема в коллективе с пониманием и представлением эмоций других людей, способность ими управлять.

Необходимо сделать вывод о том, что гипотеза исследования, предполагающая наличие прямой зависимости между уровнем эмоционального интеллекта и способностью к профессиональной деятельности: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше способности к профессиональной деятельности и выше эффективность работы получила подтверждение.


По результатам диагностик ни один из респондентов ни в группе руководителей, ни в группе исполнителей не показал высокого результата по интегрированному показателю в методиках исследования.

Особенно важно, что результаты исследования в группе руководителей имеют низкий и средний уровень, что позволяет говорить о том, что они стремятся к еще более низкому показателю, и это может оказать негативное воздействие на эффективность работы компании.

В то же время в группе исполнителей результаты позволяют сделать вывод о том, что компания имеет потенциал для выявления кадрового резерва.

В этой группе также нет высоких показателей, но здесь имеет место преобладание среднего уровня и по более локальному показателю - способность к управлению своими и чужими эмоциями (тест Люсина Д.) и по эмоциональному интеллекту, в целом (методика Д. Холла)

Все это позволяет утверждать, что компании необходимо проведение образовательно-корректировочного тренинга на повышение эмоционального интеллекта, прежде всего в группе руководителей компании АНО ДПО «ИИТ».

3.2. Разработка тренинга по формированию эмоционального интеллекта топ – менеджеров компании как фактор роста эффективности системы профессионального обучения АНО ДПО «ИИТ»

Анализ полученных результатов показал, что в АНО ДПО «ИИТ» существует проблема управления эмоциями на всех уровнях: от уровня руководителей до уровня исполнителей. Эта проблема способствует развитию различных негативных факторов, понижающих эффективность работы коллектива и повышающих риски конфликтов и неудовлетворенности трудом, падения трудовой мотивации и увольнений.

В связи с этим одной из наиболее эффективных мер минимизации данной проблемы является обучение персонала управлению эмоциями, развитие способности чувствовать эмоции других людей, способности формировать взаимодействие с учётом личностных особенностей других сотрудников.


Самая эффективна форма обучения – тренинговая, позволяющая максимально на практических ситуациях научиться решать проблемы с коммуникацией, с использованием командообразующих технологий, с учетом психологических особенностей каждого члена коллектива.

Тренинг эмоционального интеллекта позволит руководителям АНО ДПО «ИИТ» научиться использовать для достижения целей компании, так называемый, человеческий фактор, научиться управлять и повышать коммуникативную компетентность сотрудников, снижать расходы компании за счет улучшения взаимодействия внутри команды, повышения удовлетворенности работой и лояльности сотрудников, а также приверженности и удовлетворенности клиентов.

Рекомендуемый тренинг разработан по программам и методическим рекомендациям и научным статьям таких тренеров и ученых, как С. Деревицкий, Е. Сидоренко, М. Магура, Р. Гандапас, А. Капацына[2].

В его основе лежат упражнения, рекомендуемые данными тренерами, а также упражнения, разработанные автором.

Вид тренинга - корпоративный, образовательно-корректировочный .

Целевая группа, на которую рассчитан тренинг: руководители АНО ДПО «ИИТ» и в перспективе – кадровый управленческий резерв компании.

Цели тренинга эмоционального интеллекта.

— Научиться распознавать и осознавать свои и чужие эмоции

— Выделить собственные успешные стратегии самомотивации

— Устанавливать и поддерживать позитивные межличностные коммуникации

— Овладеть способами эффективного управления стрессом

— Диагностировать и преодолевать конфликты, возникающие в работе с клиентами, сотрудниками, партнёрами по бизнесу

— Выявить и осознать возможные причины неэффективности в работе, потенциал каждого участника

— Научиться управлять собой, чувствами, состояниями, внутренним диалогом.

Тренинг рассчитан на 16 учебных часов, и рекомендуется его провести в течение двух дней.

Как указывают ученые, эмоциональный интеллект проявляется в трудовой деятельности через 15 состояний- компетенций, через овладение которыми и проходит весь тренинг.

Это профессионально важные интегральные качества, включающие в себя знания, умения, навыки и установки.

Специально подобранный набор эффективных упражнений позволяет участникам тренинга развить те из компетенций, которыми они владеют недостаточно.

Тренинг начинается организационным моментом, в который входят:

-знакомство

-объявление содержания тренинга


-опрос ожиданий участников

-введение правил поведения

- «разогревающие» игры

-игры на создание работоспособности.

Первый день тренинга эмоционального интеллекта включает в себя 6 тематических модулей: самоуважение, эмоциональная самоосознанность, ассертивность, независимость, самоактуализация, эмпатия.

1. Самоуважение – способность уважать и принимать себя и свои поступки.

Участники тренинга выполняют следующие упражнения.

1.1. Упражнение «Мои сильные стороны» выполняется устно или письменно.

Каждый участник тренинга рассказывает по кругу о своих сильных сторонах характера.

Группа после каждого упражнения награждает выступившего участника аплодисментами.

1.2. Упражнение «Мои успехи».

Участники группы по очереди рассказывают о своих реальных жизненных достижениях на данный момент времени.

1.3. Упражнение «Я – герой»

В этом упражнении необходимо каждому участнику проанализировать свою биографию и найти в ней что-либо героическое, ценное.

Это всего пять-шесть событий, на которых участники выстраивают свою биографию, красочно расписывая ее в героическом ракурсе.

Тренер перед упражнением проводит эмоциональную расслабляющую разминку.

Рекомендуется использовать разминки тренинга Е. Сидоренко (приложение 3)[3].

1.4. Упражнение «Аналоговые состояния».

Перед выполнением упражнения тренер просит вспомнить моменты испытанного чувства максимальной уверенности в себе и еще раз эмоционально ярко пережить его, отметить опорные симптомы уверенности.

1.5. «Случай, за который мне стыдно до сих пор» - Это упражнение разработано Р. Гандапасом[4].

Выполняется письменно и только для себя. В конце рассказа заключительная фраза – «Я принимаю себя вместе с этим!»

2. Эмоциональная самоосознанность – способность понимать свои чувства и причины, их вызывающие

2.1. Заполнение дневника чувств.

Это упражнение участники начинают делать на тренинге и получают задание вести такой дневник до следующего занятия.

Дневник эмоций иди чувств очень разнообразен по форме.

Можно рекомендовать следующий (таблица 8)

Таблица 8 – Дневник эмоций

2.2. Назови эмоцию (слайд-шоу)

В этом упражнении участники учатся распознавать на фото и картинах выражение человеческих эмоций.

2.3. Упражнение «Психологическая скульптура» продолжает предыдущее упражнение, только теперь в форме практического «скульптурного построения» эмоций. Участникам тренинга предлагается в статике и в динамике изобразить разные эмоции, например, радость, испуг, тоску, восторг и т.д.


После упражнения необходим обмен чувствами, то есть, что ощущали участники в ходе выполнения упражнения.

2.4. Групповая дискуссия «Я и мои чувства»

Это упражнение полностью создается каждым тренером по - разному.

Можно обсудить подавляемые чувства по разным причинам, можно обсудить проблему формы выражения разных чувств и пр.

3. Ассертивность – способность выражать чувства, убеждения и мысли и защищать свои права в недеструктивной форме. Для повышения ассертивности можно использовать разные задания, выполняемые либо под видеозапись или под диктофон для последующего обсуждения.

Важно, чтобы задания были направлены на формирование уверенности и снятие комплексов неуверенности, стеснения и пр., например:

- задать неожиданный вопрос незнакомому человеку и получить ответ.

- Обменять один предмет на другой в незнакомом месте

3.3. Упражнение «горячий стул».

Это упражнение разработано автором для тренинга АНО ДПО «ИИТ».

Участники образуют круг, в центре которого – два стула. Один стул – «белый». Какой- известно только тренеру. Если вышедший для упражнения участник сядет на «белый стул», то он называет 3 своих достоинств, а остальные участники стараются эти достоинства проанализировать, в чем они выражаются, что делается для их поддерживания и пр.

Если участник сел на «черный стул», то он называет свои 3 недостатка. Участники тренинга начинают упрекать сидящего на стуле за его недостатки, а он активно оправдывается и защищается.

После выполнения упражнения происходит обмен чувствами и оценка нового приобретенного опыта.

4. Независимость – способность думать и решать за себя, не будучи излишне подверженным эмоциям других людей

4.1. Упражнение «Вежливый отказ» или «Просьба о помощи».

Упражнение выполняется в парах. После чего в первом варианте происходит анализ отказа в просьбе, а второй вариант требует добиться помощи и проанализировать пути достижения.

4.2. Навык ведения переговоров и отстаивание своего мнения.

Упражнение выполняется в парах. Тема переговоров и личной позиции по поводу мнения выбираются по очереди каждым из партнеров.

После упражнений необходим их анализ и обсуждение в группе.

4.3. Преодоление обвинения.

– Подумайте о том, в чем и почему вас обвиняет другой человек.

– Подумайте о способах, как можно ответить на обвинение.

– Выберите наилучший способ и сделайте это.

5. Самоактуализация – стремление реализовать свой потенциал, ставить и достигать цели