Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).

Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются:

- семья;

- сверстники;

- образовательные учреждения;

- религия;

- правовая система;

- средства массовой информации. 

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация– это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

По мнению Дж. Г. Мида, социализация включает несколько стадий, связанных с формированием «Я»: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей референтной группы), игровую стадию (проигрывание ролей), стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»).

Концепции З. Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и, прежде всего, сексуальными влечениями.

По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.

Известный французский ученый Ж. Пиаже исследует социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.

До 2 лет – сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира).

2-7 лет – предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений).


7-11 лет – стадия конкретных операций (овладением навыками мысленного манипулирования предметами).

12-15 лет – стадия формальных операций (формирование способностей

На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.

На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.

Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.

Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Зачастую социализация происходит через конфликт.



На основании многочисленных психологических исследований можно предполагать, что конфликтная личность – это достаточно проблемная личность. Она стремится во что бы то ни стало к разрешению противоречий жизнедеятельности и взаимодействия с помощью своих конфликтных действий.

Такая личность часто является инициатором конфликтов, причем данные конфликты имеют, как правило, разрушающий характер и негативные последствия. В психологическом плане конфликтный человек является личностью дезадаптированной. То есть, такая личность воспринимает возникающие противоречия и проблемы как представляющие угрозу для ее интересов, статуса, достоинства, благополучия и пр.

Такое восприятие подталкивает ее на участие в конфликтном противостоянии. Однако эти личности обладают разнообразными психологическими характеристиками - и общими, и особенными [10] .

Например, к общим Т.С. Кабаченко относит высокую силу и подвижность нервных процессов с преобладанием процессов возбуждения; двойственность отношений; острое желание перехватить психологическую инициативу. Они обладают неадекватной самооценкой и с ранних лет приобретают опыт психологического противоборства. Наблюдается за ними и низкая нормативность регуляции поведения. К особенным он относит специфичность так называемых акцентуаций, а также и особенности характера (доминантность, недоверчивость, напряженность, опосредованность). Они в основном направлены на соперничество и противоборство. Уровень индивидуального проявляется в количественном выражении общего и особенного.

Такую личность следует описывать системно. Такое описание конфликтной личности, как отмечают зарубежные исследователи, обязательно должно проводиться с учетом биологических, психофизиологических и психологических процессов, характерологических особенностей, личностной и профессиональной направленности. Это позволит осуществлять более точную и успешную психологическую диагностику конфликтной личности.

Основными методами снижения уровня конфликтности личности, компенсации ее возможных комплексов являются целенаправленные психологические воздействия, ориентированные на обобщенные личностно-деловые качества, соответствующие профессиональным эталонам [8].


Характерными чертами конфликтной личности можно считать раздражительность, гневливость и вспыльчивость.

Следует заметить, что человек вовсе не может быть спокойным и уравновешенным постоянно. Даже самый уравновешенный человек, который неплохо владеет собой в любой ситуации, рано или поздно, может выйти из себя. Иногда внешнее спокойствие, сдержанность может скрывать внутреннюю глубокую тлеющую неудовлетворенность, которая может бурно проявиться при появлении какого-либо инцидента.

Однако, если человек отличается вспыльчивым характером, это еще является показателем его конфликтности. Несомненно, темперамент, характер влияют на манеру общения с людьми, но не определяет ее. Чаще всего межличностный конфликт возникает не просто в результате непонимания, а стойкого нежелания понять друг друга.

В такой ситуации следует попытаться сдерживаться и контролировать себя, иначе противостояние и борьба могут длиться достаточно долго, неизбежно подрывая психосоматическое здоровье.

По мнению Н.В. Гришиной, к конфликтам часто приводят такие распространенные чувства и намерения, как черная зависть и корысть. Это может быть зависть к материальным благам у другого, социальному статусу и даже к интеллектуальным умениям других.

Завистливый человек вредит в первую очередь себе, а затем уже окружающим. Можно выстроить следующую цепочку возникновения конфликта: зависть – злость ненависть – конфликт. И все же, какими бы ни были мотивы и намерения, связующим звеном всегда оказывается злость и озлобленность. «Злоба – это порок, природная извращенность», как считал Рене Декарт.

К конфликтным можно отнести человека с демонстративными или доминирующими свойствами личности. В плане темперамента, к ним чаще относят холериков, которым свойственна активная, но не всегда успешная деятельность в самых разнообразных направлениях. Они стремятся все время быть на виду, имеют завышенную самооценку и весьма амбициозны. Эти типы стремятся постоянно быть в центре внимания. Стараются всегда хорошо выглядеть в глазах других.

Отношение таких личностей к людям определяется тем, как к ней относятся другие. Люди с такими характеристиками легко себя чувствуют в поверхностных конфликтах, возникающих по малозначительным причинам. Однако, весьма хорошо такая личность может приспособиться и к конфликтным ситуациям другого рода. В у них основном преобладает ярко эмоциональное поведение
, рациональное начало выражено у них достаточно слабо.

Планирование своей деятельности такой человек осуществляет от случая к случаю и тем реже воплощает сои мечты в жизнь. Он избегает также и кропотливой, систематической работы, особенно под жестким контролем. В напряженной ситуации он вовсе не уходит от конфликтов, в ситуации спора, чувствует себя весьма превосходно. Чаще всего он сам является провокатором и сам оказывается источником спора, однако сам себя таковым не считает.

Следующая конфликтная личность – это ригидный и косный тип. Эти люди не умеют быть гибкими и быстро перестраиваться, они не умеют учитывать в своем поведении изменение ситуации, обстоятельств и приспосабливаться к ним, не умеют также принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих. Они также весьма честолюбивы и часто проявляют болезненную обидчивость, подозрительность и злопамятность.

По отношению к своим поступкам они совершенно не критичны. Отличаются люди этого плана повышенной чувствительность по отношению к мнимым или действительным несправедливостям, однако ярко и бурно своих эмоций не проявляют.

Следующий типаж конфликтной личности – это неуправляемый тип. Отличаются люди такого плана импульсивностью и недостаточно себя контролируют. Его поведение трудно предсказуемо. Часто ведет себя вызывающе и агрессивно. Может он в критической ситуации не обращать внимания на общепринятые нормы и поведения, и на принятые нормы в коллективе. Также обладает завышенной самооценкой и амбициями. Эта личность постоянно требует подтверждения своей собственной значимости, а во многих своих неудачах склонен обвинять только других. Также он не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить свои планы в жизнь. Кроме того, у такой личности недостаточно развита способность соотносить свои поступки с общими целями группы и с конкретными обстоятельствами. Если даже имеется прошлый негативный опыт, он из этого прошлого опыта, даже горького, извлекает мало уроков, пригодных и полезных для будущего.

Еще один разновидность – это сверхконфликтная личность. Можно сказать, что это педант. Личность такого типа всегда предельно пунктуальна, придирчива, чаще занудна, хоть и исполнительна. Он как правило отталкивает людей от себя. Характеризуется она следующими особенностями поведения - предъявляет повышенные требования в основном к себе, педантично и весьма скрупулезно относится к работе, но более завышенные требования предъявляет к окружающим. Предъявляя свои претензии, часто делает это жестко, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как постоянные придирки. Он болезненно и чрезмерно чувствительно относится ко всем моментам и деталям.