Файл: Научнопопулярное издание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чернь — на гравированную поверхность серебряной пластины нано­сят или наплавляют черневой сплав, состоящий из сернистого соедине­ния серебра, меди, свинца и др. Наносят его в размельченном виде, а затем подвергают обжигу. Расплавившись, чернь прочно заполняет все углубления.

Литье — для художественного литья используют чугун, бронзу, алю­миниевые и цинковые сплавы, для ювелирных работ — серебро и золото. Целые изделия или детали формуют различными способами: отливкой изделий в одностороннюю или двустороянюю песчаную форму с при­менением опок, заполняемых формовочной смесью; при сложных по фор­ме моделях используют цельные песчаные формы. В этом же случае применяют способ кусковой формовки, т. е. получение литейной формы из нескольких составных частей. Для образования пустотелых отливок в разъемную форму вкладывают песчаные болванки или используют способ литья на так называемый «выплеск», когда жидкий металл рас­плескивается по стенкам формы. В ювелирных работах практикуют литье под давлением.

Штамповка (штампование) — обработка металла давлением в ре­зультате пластической деформации заготовки в штампе (инструмент для обработки при штамповании). Посредством штамповки вырубают плос­кие заготовки из листового металла, выгибают или вытягивают объемные детали, формы, осуществляют тиснение рельефных изображений.



34. О. И. Тараканова. Подстаканник. Медь, серебрение, филигрань. Казаковский завод художественных изделий

Давильные работы используют при вытягивании пустотелых объем­ных изделий концентрической формы на вращающейся болванке. Бол­ванку (цельную или разъемную), имеющую форму будущего изделия, закрепляют в патроне токарно-давильного станка, металлическую за­готовку устанавливают между внешним торцом болванки и задней бабкой станка. Вращая шпиндель, мастер стальным стержнем с овальным нако­нечником крепко прижимает заготовку к болванке, придавая изделию необходимую форму.

Накатка — этим способом наносят изображение или нужную факту­ру на изделие, имеющее концентрическую форму. Стальное колесико, на поверхности которого выгравирован рисунок, соприкасаясь с заготовкой, закрепленной в патроне токарного станка, при вращении оставляет след в виде рельефного рисунка.


Ковка представляет собой такой вид работы, при котором путем на­грева и размягчения металлу придается желаемая форма. Ковку делят на следующие операции: вытягивание, укорачивание, расплющивание, заги­бание (гнутье) и закручивание. При изготовлении сложных изделий при­меняют пресс-формы.

Травление служит для снятия поверхностного слоя металла посред­ством химической обработки (кислотами и щелочами), для удаления окалины, обезжиривания изделий перед пайкой и нанесением гальвано­покрытий. Способом глубокого травления можно выполнять различные плоскорельефные изображения.



35. Я. А. Карасев. Ларец. Эмаль. Фабрика «Ростовская финифть» 1938 год



36. Л. А. Игошин. Декоративное блюдо. Серебро, филигрань, фабрика

«Красносельский ювелир». 1960 год



37. Образцы цепей, плетений. Бронзовая ювелирно –художественная фабрика
Гальванопластика — изготовление художественных изделий из се­ребра, цинка и чистой меди электролитическим способом. В раствор электролита помещают гипсовые, графитовые или восковые формы, и под действием электрического тока происходит наращивание металла.

Монтировка — сборка металлических художественных изделий из отдельных деталей. При сборке деталей используют пайку, сварку, обжим на токарном станке, закатку и т. п.

При соединении камня с металлом в ювелирных изделиях применяют крепление: путем обжима краев гладкого ободка металла; посредством остроконечных зубчиков, захватывающих боковые скосы камня; заусен­цами, при этом края металла обрабатывают штихелем, с помощью клея.

Отделка изделий — предмет полируют, покрывают тонким слоем бо­лее стойкого металла. Металлические изделия золотят, серебрят, хроми­руют, меднят, никелируют. В декоративных целях химическим способом можно образовать на поверхности металла стойкие и приятные на вид пленки различного цветового оттенка.



38. А. М. Кокин. Туалетная коробочка с видом Ростова. Эмаль, скань. Фабрика «Ростовская финифть». 1956 год
Технология


художественной обработки металлов


39. А. Абдурахманов, Г. Чебраев. Кувшин. Кубани. 1957 год


ЧЕКАНКА



Удивительное пластическое богатство таит в себе металлическая пластинка из красной меди. Ее чеканный рельеф при минимальной изо­бразительности приобретает черты монументальности, ту спокойную уравновешенность, которая присуща отшлифованным веками произведе­ниям народного искусства.

Возрождение этого древнего искусства в нашей стране началось в 50-е годы, когда Ираклий Очиаури выполнил на латунном листе портрет своего учителя — известного грузинского скульптора Якоба Николадзе. Но понадобилось почти десятилетие, чтобы чеканка заняла подобающее ей место в ряде современных жанров искусства.

Нелегко и не просто рождалась заново чеканка. Сначала художники повторяли орнаментальные мотивы старых форм, как бы не в силах про­тивостоять их завораживающей красоте. Серебряные чеканные браслеты, чаши, подносы, пояса из чеканных пластин, медальоны с профилями, как будто перенесенными со старинных монет. Но шло время, крепло мастер­ство, ширилась творческая фантазия художников, и из-под их рук стали выходить работы оригинальные, полные современной красоты и нацио­нального своеобразия.

За последние годы ни одна крупная художественная выставка не об­ходится без чеканки. Интерес к ней все возрастает. Чеканкой занимают­ся не только художники-профессионалы, но и многие, в том числе и моло­дые любители художественного творчества. Например, в Грузии, в посел­ке Вани несколько лет существует мастерская чеканки, молодые любите­ли искусства за короткий срок преобразили облик села. Чеканка укра­шает улицы Вани, обелиски с чеканкой стоят на обочинах дорог. На горе среди орешника возвышается стена с чеканным барельефом Шота Руста­вели. В работах молодых художников чеканки выражена любовь к родной земле и ее природе, отражены сюжеты чудесных сказок и легенд, подвиги современных героев.

Тематически диапазон в современной чеканке необычайно широк. Здесь жанровые сцены, литературные образы, типический портрет, можно встретить буквально все жанры станкового искусства.

На страницах этой книги помещены рисунки чеканных пластин, вы­полненные учащимися школ профессионально-технического обучения разных республик. Представленные образцы работ, выполненные в со­временной манере, отличаются реалистичностью, ясностью композиции и высоким техническим исполнением. Виден и различный подход моло­дых художников к взятой теме. Одни работы решаются в сдержанных пластических формах, где преобладают плавные линии, чистые контуры и строгость ритма, другие — сложны и принимают черты орнаментальной узорчатости; выбирая чеканы с самой различной заточкой бойка, испол­нитель придает удивительное пластическое богатство рельефу. Каждый кусочек листа металла, пройденный чеканом, искрится и играет.


Вместо золота и серебра сейчас мастера используют медь, латунь, алюминий, жесть, кровельное железо. Однако благодаря умелой обработ­ке поверхности они воспринимаются то как древняя патинированная бронза, то как серебро или даже золото.

Техника чеканки оставалась почти неизменной на протяжении всей истории ее развития. Мало изменилась она и сейчас. Обычно металли­ческий лист кладут на эластичную подложку из свинца или смолы. С об­ратной стороны мастер молотком и особыми инструментами выбивает общий рисунок фигур, а затем уже по лицевой стороне чеканом наносит контуры и отдельные части рельефа.

Рабочее место. В небольшом, но светлом помещении устанавливают небольших размеров стол-верстак, на котором можно выполнять работы, связанные с обработкой металла. Стол должен быть устойчивым. Ста­вить его нужно с таким расчетом, чтобы направление света в дневное вре­мя было слева. Для занятий в вечернее время кроме общего света надо оборудовать настенную или подвесную лампу на расстоянии 30 — 50 сан­тиметров от поверхности стола с таким расчетом, чтобы рабочее место было ровно и хорошо освещено, не возникали резкие тени, а глаза не испытывали напряжения.

Тиски, точило и другие специальные приспособления размещают в удобных для работы местах. Для хранения инструментов, материалов, графических листов, заготовок, моделей и образцов работ нужно устроить удобный шкафчик, полки или стеллаж. На рабочем месте ин­струменты и необходимые в данный момент материалы нужно распола­гать как можно удобнее, они должны быть под рукой. Народная поговор­ка гласит: «Что в порядке лежит, само под руку бежит».

Наряду с правильным освещением места работы надо следить за тем, чтобы в помещении был всегда чистый воздух; помещение необходимо проветривать, убирать пыль и грязь и по возможности не загромождать. Чтобы не поранить себя, нужно соблюдать правила пользования инстру­ментом. Особенно внимательным нужно быть со всякими режущими инструментами и механическим оборудованием.

Оснащение. Для выполнения художественных чеканных работ тре­буется необходимое оснащение: небольшой котел для варки смолы, два брезентовых мешка размером 50Х50 сантиметров, наполненных хорошо просеянным и просушенным песком, ванночки с травильными растворами для отбеливания пластин, ящик с древесными опилками для сушки пластин, электроплита для разогрева смолы, паяльная лампа для прокалива­ния пластин, кузнечные щипцы для захвата обжигаемой металлической пластины, ножницы для резания металла, слесарный лобзик, необходи­мый при выполнении ажурных чеканных работ, резиновые перчатки и брезентовые рукавицы для работы с химическими реактивами и разогре­той пластиной. Хорошо иметь шаберную плиту для правки чеканных пластин.