Файл: Научнопопулярное издание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ювелирных изделиях, выполненных без применения филиграни, выявляется в основном красота граненого или полированного камня. Од­ной из лучших работ, выполненных в этом плане, можно считать позо­лоченную брошь с прямоугольным темным камнем художника М. Н. Фир-сова.

С приходом на завод мастера великоустюжской черни М. А. Угловской-Чулковой ассортимент предприятия пополнился изделиями в технике чернения по серебру. Созданы портсигары, подстаканники, туалет­ный гарнитур «Березка», декоративная ваза «Москва» и другие, черновой орнамент которых строг и прост, отличается высокими художественными качествами. Завод выпускает также изделия со штампованными рельеф­ными изображениями.

В творчестве мастеров ценно тонкое понимание особенностей совре­менного ювелирного украшения, использование и дальнейшее развитие традиционных приемов русского ювелирного искусства. Собрание изде­лий завода находится в Музее народного искусства в Москве.

В начале XX века в Мстере был открыт меднопрокатный завод, пре­образованный в 1925 году в Мсгерскую металлообрабатывающую артель, впоследствии получившую название «Мстерский ювелир» (поселок го­родского типа Мстера, Вязниковский район, Владимирская область). В 30-х годах артель производила латунные, а позже серебряные посудные изделия. Подстаканники, стопки, ложки и другие предметы украшали орнаментом, выполненным штамповкой и гравировкой с позолотой. С 1937 года мстерцы освоили технологию филиграни, переняв приемы красносельского промысла.

Мастерские ювелиры стремились создать собственный художественный стиль. В 50-х годах появились новые интересно задуман­ные вещи, в которых узорный ажур филигра­ни сочетался с гладко отполированным металлом. На предприятии усовершенствова­ны подготовительные и отделочные работы, строго разграничено выполнение основных операций. Элементы филигранного узора заготавливают маете ра-деталыцики; монтаж, заключающийся в сборке и подгонке деталей, выполняют специалисты более высокой ква­лификации.

Ассортимент изделий весьма широк; по­мимо филигранных изделий из мельхиора и серебра делают солонки, десертные и чайные ложки, вазочки, чашечки для кофе, винные и чайные сервизы. Отделывают предметы се­ребрением, позолотой, полированием и укра­шают штампованным или выгравированным орнаментом.

Филигранные изделия (конфетницы, су­харницы, туалетные лоточки, экранчики-суве-ниры) очень изящны по форме и ажуру ска-ного узора. Узорчатость и легкость серебрис­то-белой матовой филиграни иногда допол­няется зернью. В сканых предметах преобладают элементы орнамента несложной конфигурации (завитки, скобочки, колечки и т. п.), поддающиеся унификации,

В некоторых изделиях ажурное филигранное украшение сочетается с вкладышами из цветного стекла. Выпускают также латунные вазочки, простые по форме, но очень нарядные благодаря умелому использованию эффектного блеска гладко отполированной поверхности металла.

Ведущие мастера и художники предприятия периодически выпол­няют также отдельные образцы филигранных изделий выставочного и подарочного назначения: декоративные вазы, спортивные кубки. Изделия фабрики неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках и ярмарках. Коллекции изделий фабрики имеются в Государственном Русском музее, музеях народного искусства в Москве, во Владимире и других городах.

Ювелирно-художественные изделия. В XVI — XVII веках в подмос­ковном селе Бронницы делали кольчуги и разнообразные металлические военные доспехи. Создавая из кованых и сеченых стальных колец боевые доспехи и плетеные из золота, серебра или меди цепи, мастера применяли различные способы соединения и плетения самого узора. В результате конструкция цепочек и кольчуг приобретала декоративность.

Постепенно все большее .развитие получал цепочный промысел. Це­почки выполняли самого различного назначения: для ношения часов, на­грудных украшений светского и культового характера, для украшения костюма.

После установления Советской власти местные мастера объедини­лись в артель «Синьковский ювелир» и продолжали развивать навыки традиционного исполнения различного вида цепей, выполняли новые образцы сложных видов плетения. В ассортименте изделий наряду с це­почками появились браслеты для часов. На основе артели была создана Бронницкая ювелирно-художественная фабрика (г. Бронницы Москов­ской области, филиал в селе Синькове Раменского района). С 50-х годов, используя традиционное плетение, мастера фабрики разрабатывают оригинальные женские украшения — воротнички-ожерелья, подвески, браслеты, серьги, кольца. Подвижное соединение элементов, дополнение плетеной сетки зернью, накладками из металла или вставками из цвет­ного камня делают бронницкие изделия оригинальными произведениями ювелирного искусства.

В этих изделиях ценится не только прекрасное качество обработки. Знание свойств материала позволяет ювелирам разнообразно использо­вать его для создания художественной вещи. Золотая или серебряная цепочка-колье может быть в виде «Змейки» и образует рисунок, напоми­нающий плетение косы; цепь «Ленточка» — одна из наиболее нарядных, в ней соединены звенья, набранные каждое из отдельных колечек; «Якорная» цепь связывается из округлых и толстых гладких колец, плот­но прилегающих друг к другу.

Выполняют на фабрике украшения и обычного типа — металли­ческие штампованные кольца с цветными стеклами и камнями. Основной ассортимент изделий делают из золота, серебра и цветного металла. Не­которые изделия изготовляют из нейзильбера (сплава меди и цинка). Для серийного производства используют станки и автоматы. Цепочки фигурного плетения делают вручную. Изделия бронницких мастеров не­однократно экспонировали на выставках. На Всероссийском смотре-выставке в 1960 году фабрике присужден Диплом II степени.

Синьковские мастера сохранили свое оригинальное искусство и успешно развивают его. Изготовляемые ими золотые цепочки поражают изяществом рисунка, ювелирным совершенством техники исполнения. Коллекция изделий фабрики находится в Музее народного искусства.

Высокое мастерство синьковских умельцев роднит их с древними рус­скими потомственными кузнецами, чья слава была известна за пределами той округи, где жили бронницкие мастера.

Изучая традиции промысла, нельзя не отметить еще одну особенность их творчества. В изделиях промысла всегда высоко ценились не столько собственно декоративная сторона изделий, сколько профессиональная тонкость отделки, чистота и точность работы. Высокое техническое ма­стерство, передающееся из поколения в поколение, сохраняется и со­временными мастерами.

Знания декоративных особенностей металла позволили синьковским мастерам добиться высоких результатов в лицевой отделке всевозмож­ных видов цепочек и других ювелирных украшений.

В 1930 году в Приволжске основана артель, которая в 1967 году преобразована в фабрику. Фабрика «Красная Пресня» (г. Приволжск, Фурмановский район, Ивановская область) выпускает ювелирные укра­шения из металла и серебра со вставками цветного стекла: кольца, серьги, клипсы, кулоны, броши, брелоки, бусы, зажимы для галстуков, запонки. Вещи из цветного металла подвергают гальваническому покрытию се­ребром или золотом, кроме того, используют оксидирование. Стеклянные вставки искусно имитируют под цвет естественных. Сочетание элемен­тов филиграни и штампованных деталей позволяет добиться некоторого разнообразия художественных решений при монтаже изделий.

На фабрике есть экспериментальная группа, работающая над созда­нием новых образцов изделий. В 1 962 году на Конгрессе мод в Буда­пеште высокую оценку получили работы Ю. К. Волкова и М. П. Иконни­кова, отвечавшие современному направлению в моделировании одежды. Коллекция изделий находится в Музее народного искусства.

Известным центром художественной обработки металла в Россий­ской Федерации является Кубачинский художественный комбинат (аул Кубачи, Дахадаевский район, Дагестанская АССР). Дагестанские мастера всегда были не только прекрасными оружейниками, литейщика­ми, но и создавали высокую культуру орнаментального декоративного искусства.



21. Л. Голиков. Браслеты. Нейзильбер, медь, эмаль. Бронницкая ювелирно-художественная фабрика. 1967 год
Из всех видов декоративно-прикладного искусства дагестанских мастеров особенно многогранное развитие получило ювелирное дело. До­рогие образцы оружия украшали эмалевыми вставками, узорами чеканки или насечки. Чернь обычно являлась либо фоном, либо обрамляла медальоны чеканного и пасечного орнамента, а иногда густо покрывала крупный рельефный чеканный узор. Кроме оружия, мастера изго­товляли серебряные пряжки и накладки поя­сов, браслеты, серьги и другие ювелирные изделия.




22. Г. В. Драгун. Охотничий топорик «Тлулсорь». Златоустовский машиностроительный завод имени В. И. Ленина



23. Р. В. Алиханов. Вазочка декоративная. Серебро, чернь, гравировка. Кубачинский художественный комбинат

В наши дни комбинат выпускает серебря­ную посуду, украшенную чернью, гравировкой и просечными узорами: подстаканники, вазоч­ки, сухарницы, сахарницы, чайники, стопки, ложки, а также изделия, изготовляемые как в единственном числе, так и небольшими се­риями, украшаемые чернью, чеканкой, золо­той насечкой по кости и железу, ажурной резной костью и гравировкой.

Замечательные по своему орнаменталь­ному убранству работы мастеров старшего поколения — Алихана Ахмедова, братьев Бахмуды и Абдуллы Топчиевых, Сеида Маго-медова. На протяже нии нескольких лет на предприятии ведется большая творческая ра­бота по созданию новых образцов изделий, отвечающих эстетическим требованиям и за­просам сегодняшнего дня. Разнообразие ор­наментальных сюжетов и новизна техничес­ких решений находят свое отражение в по­следних изделиях ведущих художников Да­гестана: Гаджи Бахмуда Магомедова, Расула Алиханова и других, удостоенных Государ­ственных премий и получивших звания за­служенных деятелей искусства. Искусство художественной обработки металла Дагеста­на оказало определенное влияние на разви­тие русского искусства гравировки и черни на серебре.



24. И. И. Солдатов. Серьги, эмаль. Фабрика «Ростовская финифть». 1966 год

Изделия дагестанских ювелиров неодно­кратно экспонировались на отечественных и международных выставках. Коллекции изде­лий находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Госу­дарственном Русском музее, Государствен­ном музее этнографии народов СССР, Госу­дарственном музее культуры народов Восто­ка, Музее народного искусства, республикан­ском Дагестанском краеведческом музее. Аул Гоцатль, находящийся в Среднем нагорном Дагестане, населенном аварцами, еще около 300 — 350 лет назад приобрел извест­ность как центр медночеканного искусства. Гоцатлинские металлисты ковали котлы, че­канили из меди и латуни водоносные сосуды и кухонную утварь.

В XVIII веке в Гоцатле и окружающих его селениях стали изготовлять массивные сереб­ряные украшения: подвески с чернеными узо­рами, витые и плоские браслеты со вставками из сердолика и цветного стекла, позже сереб­ряную оправку ножен для кинжалов и шашек, художественно оформленные пистолеты, га­зыри и накладки поясов, украшавших одеж­ду горцев.

В 1965 году был образован Гоцатлинский художественный комбинат (аул Гоцатль, Хунзахский район, Дагестанская АССР), ко­торый стал выпускать сувениры (небольшие кувшинчики, брелоки) и ювелирные украше­ния (броши, кулоны, кольца, перстни, брасле­ты и т. п.)

В развитии промысла заметную роль сыграл старейший мастер Магомед Джама-лутдинов. Большую известность получили мастера Базарган Гимбатов и молодой чекан­щик Магомед Нурмагомедов. Художествен­ные произведения Гоцатлинского комбината неоднократно экспонировались на отечест­венных и международных выставках.

Коллекции изделий предприятия хранят­ся в Государственном Эрмитаже, Государ­ственном музее этнографии народов СССР, Государственном музее культуры народов Востока, Музее народного искусства, Госу­дарственном Историческом музее, Махачка­линском музее изобразительного искусства, Дагестанском республиканском краевед­ческом музее.

Искусство златоустовской гравюры на металле (г. Златоуст, Челябинская область) зародилось на бывшем Косотурском заводе, основанном в начале XIX века, и было связа­но с оформлением холодного оружия. Заслу­женной известностью пользуются имена та­лантливых заводских художников XIX века — И. Н. Бушуева, И. П. Бояршинова, позднее С. А. Фетисова, М. С. Пе-тухова, А. П. Агаркова; многие из них являются авторами орнаменталь­ных украшений и их исполнителями.

Златоустовские мастера занимались в основном украшением сабель­ных клинков, используя при этом гравировку с последующим вытравле­нием узора, насечку золотом и серебром, золочение и серебрение, соче­тающееся с воронением.

В первые годы Советской власти златоустовские мастера начина­ют осваивать новые виды изделий: столовые приборы, ножи для бу­маги, топорики, корпуса для часов, настенные декоративные тарелочки-панно.

Мотивами украшений для гравировки по стали являются стилизован­ные растительные орнаменты, овальные клейма с тематической компози­цией, эмблемы нашего государства или характерные для Урала горные пейзажи и сцены охоты.

Большое влияние на формирование особенностей златоустовской гра­вюры оказало творчество художника М. Д. Ракова, выполнявшего образ­цы специально для этого предприятия. Произведения златоустовских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и междуна­родных выставках.

Коллекции изделий завода находятся в Музее народного искусства, Загорском государственном историко-художественном музее-заповедни­ке, Златоустовском краеведческом музее, Государственном Истори­ческом музее, Государственном Эрмитаже.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА



В середине XIX века в далеком уральском поселке Касли, затерянном среди гор и озер, на небольшом чугунолитейном заводе сложилось заме­чательное искусство, прославившее уральских умельцев на весь мир, — художественное литье из чугуна. Неподатливый, грубоватый с виду чугун под руками уральских мастеров приобретал удивительные качества, позволившие создать вещи, по своему художественному совершенству не уступающие лучшим образцам ювелирного искусства.

Примером их великолепного мастерства может служить отлитый це­ликом браслет, состоящий из 100 звеньев, или цепочка для часов, ве­сящая всего лишь 20 граммов. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году многие посетители с восхищением рассматривали различные ве­щи — узорчатые канделябры, кружевные блюда, миниатюрную скульпту­ру и многие другие художественные изделия каслинских мастеров. Велико было их удивление, когда они узнали, что эти превосходные вещи необычного глубокого черного цвета изготовлены из чугуна. Литой чу­гунный портсигар там же на выставке оценивался как равный ему по мас­се серебряный.



25. Неизвестный автор. Шкатулка ажурная. Чугунное литье. Касли. Вторая половина XIX века

Успех каслинских изделий был вполне закономерен, так как они отли­чались не только высокими художественными качествами, но и мастер­ством обработки вещи в целом. И сейчас искусство каслинских мастеров стоит в одном ряду с искусством народных художественных промыслов России.

Истоки мастерства каслинских умельцев лежат в богатейших тради­циях литейного дела, в освоении лучших образцов русской классической скульптуры. Превосходные произведения чугунного художественного литья каслинских мастеров получают признание как на советских худо­жественных выставках прикладного искусства, так и за рубежом. Приемы художественного литья из чугуна на Каслинском заводе в на­стоящее время мало чем отличаются от сложившихся ранее приемов. Технология изготовления скульптуры из чугуна, несмотря на некоторые особенности, близка к технологии изготовления изделий из других ме­таллов: бронзы, латуни, алюминия, серебра.


Над чугунной скульптурой в основном трудятся три разных специа­листа — формовщик, чеканщик и специалист по окраске готовых худо­жественных вещей. Формовка скульптуры требует от мастера больших знаний, мастерства и художественного вкуса. Прежде всего готовят опоку — металлический ящик без крышки и дна. Если скульптура имеет сложную форму, то собирают ее из нескольких опок. Каслинцы исполь­зуют главным образом литье в песчаные формы, реже прибегая к литью по восковым моделям.

Готовую гипсовую или бронзовую модель укладывают в опоку, напол­ненную смесью песка и глины. Укладывают модель как можно плотнее, стараясь расположить ее по центру ящика. Затем, разрезав опоку попо­лам, извлекают модель, после чего снова складывают части опоки вместе и заливают через питатель образовавшуюся пустоту металлом. Песча­ную форму разрушают, и получают готовую отливку. Если модель имеет сложную форму с резкими выступами или углублениями, то с такой фор­мы делают отпечатки на отдельных кусках песчаной формы, которые потом собирают в опоках в одну целую форму. Сложность формования состоит в том, чтобы поделить поверхность модели на наименьшее число кусков формы, от чего во многом зависит качество отливки. Крупные, многофигурные композиции отливают по частям (фигурам), которые собирают в груп­пы. Труд специалиста-формовщика — труд творческий, он требует не только большого технического мастерства, но и большого искусства. Стремясь к точному воспроизве­дению скульптуры, мастер проникает в за­мысел автора, стараясь понять пластические формы модели и сохранить их выразитель­ность.

Чугунная скульптура, как бы она хорошо ни была отформована и отлита, выглядит еще незаконченной, ее поверхность требует доработки. Но стоит чеканщику, применив свой инструмент, отработать поверхность неясно выраженных мест, подчеркнуть форму волос, глаз, а также удалить ненужные вы­ступы и впадины, как скульптура примет вид художественного произведения. Такие вы­дающиеся каслинские мастера-чеканщики, как М. О. Глухов, Н. А. Вихляев, П. Малыш-кин, Д. И. Широков и П. Козлов были не только великолепными исполнителями деталей, но и умело решали композицию в целом.

Полную законченность каслинская скульптура приобретает после окраски. Черный цвет органически связан с особен­ностями материала, с его пластическими и цветовыми свойствами. Правильно окра­сить отливку — очень большое и важное дело. Каслинские мастера, владеющие секретом окраски изделия в черный цвет, всегда были в почете и ценились как специалисты очень высоко.




26. С. Ф. Карпеченко. Лауреатка. Чугунное литье. Касли. 1938 год



27. Е. П. Шильниковский. Винный прибор и вазочка-конфетница. Серебро, гравировка, чернь. Фабрика Северная чернь». 50-е годы XX века

Профессии формовщика, чеканщика и специалиста по окраске чугун­ных изделий тесно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга. Им каслинское искусство литья и обязано своей славой, всемирной из­вестностью. Искусство каслинского чугунного литья, в особенности скульптура, складывались в непосредственной связи с развитием рус­ской скульптуры XIX — XX веков.

Значительное место в истории каслинского художественного литья занимал местный скульптор М. Д. Канаев. Большой заслугой его была организация при заводе художественной школы, в которой обучали мо­лодых мастеров. Педагогическая работа М. Д. Канаева в этой школе оставила заметный след в творческой деятельности коллектива завода, что отразилось на художественных достоинствах чугунного литья.

Большое значение имело и то, что для массового выпуска изделий М. Д. Канаев предложил отливать некоторые образцы классической скульптуры. Реалистический путь в искусстве, начатый в каслинской скульптуре М. Д. Канаевым, нашел свое продолжение и в творчестве молодого талантливого скульптора Н. Р. Баха. Одно из первых мест в каслинском литье занимали и занимают произведения скульптора П. К. Клодта. Популярность произведений П. К. Клодта объясняется тем, что они выполнены скульптором с большим знанием литейного дела.

Этим можно объяснить близкую связь скульптора с особенностями подхода каслинских мастеров к чугунной скульптуре. На Каслинском заводе в малом размере отливали более двадцати работ П. К. Клодта, среди них: «Конь с попоной», «Упавший всадник», «Садящийся всадник», «Кони на воле», «Конь за изгородью», «Кобыла с жеребенком», «Бык» и др.

Творческому росту каслинских мастеров и улучшению технологи­ческого художественного литья способствовали произведения русского скульптора Е. А. Лансере, работавшего в мелкой камерной пластике. Верные реалистическим традициям творчества П. К. Клодта отлитые из бронзы и чугуна произведения этого скульптора принесли широкую славу каслинским мастерам.

Многие годы по моделям П. К. Клодта и Е. А. Лансере каслинские мастера изготовляют художественные вещи то в виде бытовых предме­тов, то в виде настольной скульптуры, и каждый раз из-под рук мастеров каслинского литья появляются произведения, новые, не похожие друг на-друга. У каждого мастера, будь то формовщик, чеканщик или отделочник, свой творческий почерк, свой вкус, своя полюбившаяся манера исполне­ния.

Одним из замечательных умельцев XIX века был каслинский мастер-художник В. Ф. Торокин. Являясь создателем многих моделей, он был и их исполнителем, сам лепил скульптуру, отливал и чеканил ее.

В. Ф. Торокин одним из первых художников обращается к теме труда; созданные им вещи («Старуха с прялкой», «Литейщик на работе», «Углевоз», «Крестьянин на пашне») приобретают социальную окраску и критическую направленность, свойственную русскому реалистическому искусству второй половины XIX века. В. Ф. Торокин был единственным скульптором, вышедшим из среды каслинских мастеров.

Наряду с замечательными сюжетными композициями, портретами и декоративно решенными предметами быта в Касли выполняли чугунное архитектурное литье: колонны, ограды, решетки, садовую мебель. Кас­линское чугунное литье до сих пор украшает парки, сады, набережные, особняки многих городов России, в том числе Москвы и Ленинграда.



28. В. П. Моисеев. Туалетный прибор. Накладная филигрань. Фабрика «Красносельский ювелир»