ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЮВЕЛИРНЫЕ РАБОТЫ
Ростовская эмаль. В конце XVIII века в одном из монастырей Ростова была организована небольшая мастерская. Ростовские эмальеры украшали различные изделия церковного характера. Нам известны мастера миниатюрного письма, владевшие высокой техникой исполнения: Тарасов, Буров, Всесвятский, Чайников, Архаров. На выполненных ими миниатюрах яркие краски эмали прекрасно гармонировали с гладкой и блестящей золотой и серебряной поверхностью изделия, чеканным рельефом и драгоценными камнями.
Ростовские мастера для получения красочного изображения брали тонкую металлическую пластину прямоугольной, круглой или овальной формы, зачищали ее, а затем покрывали эмалевой массой. После обжига в муфельной печи эмаль приплавлялась к пластине и образовывала твердую и гладкую поверхность (грунт или фон). После нанесения рисунка на грунт выполняли роспись эмалевыми красками, разведенными на лавандовом масле или скипидаре, затем пластинку обжигали вторично.
После Великой Октябрьской социалистической революции ростовские мастера начали работать над созданием разнообразных ювелирных изделий и предметов быта: брошей, пудрениц, коробочек, шкатулок с орнаментальной и сюжетной росписью по эмали. Творчество известного в то время художника С. В. Чехонина сказалось на работах мастеров артели. Они успешно стали применять темный, черный или синий фон эмали, на котором располагали разнообразные узоры из цветов в виде венчиков, букетов и гирлянд.
В 30 — 40-е годы в ростовской артели образуется большой творческий коллектив, возглавляемый старейшим мастером А. А. Назаровым. В это время, кроме цветочной миниатюры, мастера промысла много работают над миниатюрными портретами, а также успешно решают декоративные композиции. В этот период складываются новые принципы, в основе которых лежат приемы пунктирной эмалевой росписи, придающие живописи прозрачность и звучную красочность цвета.
Мастером А. А. Назаровым в этой манере была выполнена круглая крышка для коробки с росписью. На светло-розовом фоне расположена гирлянда из цветов, в центре которой помещена эмблема серпа и молота и цифра XX. Одной из лучших портретных миниатюр можно считать миниатюру работы М. А. Хрыкова, изображающую девушку-пряху с известной картины В. А. Тропинина. Миниатюра написана мастером в пунктирной живописной манере.
В 1936 году финифтяной цех механической артели был преобразован в самостоятельную художественную артель «Возрождение», переименованную впоследствии в артель «Ростовская финифть». Значительно расширяется ассортимент ювелирных изделий, становятся более разнообразными художественные приемы оформления. Наряду с цветочным орнаментом получили дальнейшее развитие сюжетная тематика, портретная миниатюра. Часто используют виды городов Москвы, Ленинграда, Ярославля, Ростова; выполнены они в лучших традициях эмальерной живописи.
Высокими художественными достоинствами отличается роспись серебряного ларца, выполненная мастером Н. А. Карасевым в 1938 году. Ларец имеет многогранную форму, на его сторонах помещены эмалевые пластины с изображением гербов союзных республик. На крышке расположен государственный герб Советского Союза. Хорошо найденные пропорции предмета и цветовое решение орнаментальных мотивов говорят о талантливости исполнителя1, о богатстве живописной палитры.
12. Чаша царя Алексея Михайловича. XVII век
13. Е. П. Чемисов. Автопортрет. Резцовая гравюра
В 50 — 60-х годах художники Научно-исследовательского института художественной промышленности М. А. Тоне, 3. М. Зенкова и другие совместно с мастерами ростовской артели провели большую работу по созданию и освоению в массовом производстве новых образцов с росписью по эмали. Коробочки-сувениры, выполненные по проектам художницы М. А. Тоне, из позолоченного серебра украшены вставками с декоративной росписью архитектурных памятников Подмосковья (Коломенского и Царицына). М. А. Тоне создает простые по форме броши с выразительной подачей рисунка в виде силуэтной живописи, близкой к народной росписи. Орнаменты расположены на белом традиционном фоне.
Броши 3. М. Зенковой также имеют белый фон, на котором помещены дветочные мотивы, выполненные в условной манере, в плане декоративной кистевой росписи. Благодаря контрасту белого фона и темного изображения, оживленного несколькими яркими цветными пятнами, достигнуто необычайно декоративное решение колорита эмали.
Эти опыты, принесшие успех, получили свое развитие в других изделиях, выполненных мастерами промыслов В. В. Горским, И. И. Солдато-вым, А. М. Кокиным. В. В. Горским была сделана брошь, серебряная оправа которой в виде сканого узора с зернью хорошо сочетается с овальным медальоном, украшенным орнаментальной красочной росписью. Нарядное сочетание скани с красочной росписью можно видеть на овальной коробочке этого мастера.
14. Табакерка. XVIII век
И. И. Солдатов и А. М. Кокин, украшая свои изделия (коробочку и браслет), на отдельных пластинках-вставках хорошо сочетают роспись с позолоченной сканью и зернью. На крышке коробочки расположена гирлянда из полевых цветов, выполненная мастером в светлых и нежных тонах. Красочная орнаментальная роспись на пластинках, образующих звенья браслета, с позолоченной сканью представляет собой яркие, цветные пятна красных ягод смородины и зеленых листьев на глубоком черном фоне эмали. В декоративном убранстве этих вещей гармонично сочетаются эмаль и скань.
Искусство ростовской эмали ярко выражено в одной из наиболее удачных работ художницы М. А. Тоне — комплект ювелирных изделий, состоящий из двух кулонов, броши, браслета, ожерелья, украшенных сканью и пластинками с росписью по эмали. Этот комплект был рекомендован к освоению в массовом производстве. На нем знакомые мотивы красочно написанных цветов на темном фоне эмали. Красиво прорисованный орнамент тончайших стебельков и нежных лепестков цветов хорошо гармонирует с узором обрамляющей их филиграни. Все ювелирные изделия, входящие в этот комплект, относятся к числу высокохудожественных. Они выполнены с большим вкусом.
В последнее время ростовские мастера представили новые работы, свидетельствующие о дальнейшем развитии искусства финифтяной росписи. «Ростовская финифть» является единственным у нас в стране предприятием, где выполняют декоративную роспись по эмали. В просторных, светлых помещениях фабрики трудятся мастера живописного и сканного дела. Изделия ростовских мастеров можно увидеть в Музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Ярославском и Ростовском историко-архитектурном музее-заповеднике. Образцы изделий с ростовской финифтью были показаны на отечественных и зарубежных выставках. Мастера промысла неоднократно были удостоены высоких наград.
Красносельская скань. Своими сложившимися художественными традициями выделяются потомственные красносельские ювелиры. Центром старейшего и самого большого промысла является село Красное на Волге, расположенное на левом берегу в 35 километрах от Костромы. Еще в XVI веке начинается здесь производство изделий из серебра. В конце XIX века село Красное становится крупным центром ювелирно-металлического промысла. В то время почти все жители занимались чеканкой, гравировкой, эмальерным и другим мелким ювелирным делом.
После Великой Октябрьской социалистической революции красносельские кустари стали объединяться в артели. Уже в 1918 году в трех артелях работали 1200 человек. Однако к созданию разнообразных художественных изделий из металла приступили лишь в тридцатые годы. Заметное место в искусстве красносельцев с этого времени заняла филигрань, называемая иначе сканью.
Причудливые узоры из тонких плотно скрученных медных, золотых и серебряных нитей словно причудливое кружево стелются по поверхности кубков, шкатулок и многих других предметов, изготовляемых на фабрике. Типична для красносельских мастеров сложная ажурная скань. Ее богатый, плотный и сочный узор органически вписывается в форму предметов. В орнаментальных нитях скани почти не видно следов припоя, отчего она кажется чрезвычайно хрупкой. Красив ажур скани и в сочетании с глухими участками.
Техника выполнения филигранных изделий за сотни лет не изменилась. Орнамент изделия воспроизводят на бумаге. По нему выкладывают и приклеивают контур будущего узора из толстой проволоки, заполненный затем заранее заготовленными мелкими деталями. Набранные на бумаге проволочные детали посыпают измельченным припоем, и под огнем они спаиваются в ажурный узор. Иногда филигрань напаивают на металл. Для получения объемных предметов филигрань набирают на железные формы.
Несложная, но трудоемкая техника имеет богатые возможности разнообразить приемы набора филиграни и создавать многочисленные орнаментальные композиции. Применение золочения, серебрения, оксидирования, сочетания филиграни с чернью, эмалью, гладким или чеканным металлом еще больше расширяет эти возможности. Почти непременным спутником филиграни является зернь — мелкие литые шарики, которые припаивают к готовому изделию в заранее заготовленных ячейках.
Старинную технику филиграни используют при производстве различных изделий — брошей, браслетов, пряжек, подстаканников, сухарниц, ваз и других предметов, больших выставочных кубков, ларцов. Одной из лучших работ красносельских мастеров можно считать кубок «Социалистическое строительство», выполненный в 1951 году по проекту А. Удалова и А. Щепелкина при участии талантливого мастера А. В. Васиной. Кубок отличается строгими формами, хорошо найденными пропорциями, его поверхность обработана филигранью, чеканкой и гладко отполированным металлом. Набор филиграни в сочетании с зернью создает необычайно красивый узор. Крупные и упругие завитки скани выигрывают от контраста с гладким металлом и великолепно сочетаются с чеканкой кубка.
К этому же времени относится замечательная по своей отделке позолоченная ваза А. В. Васиной и А. Голикова. Композиция рисунка вазы построена также на контрасте филиграни и гладкого металла. Тулово вазы, почти сплошь состоящее из узорной скани, чередуется в отдельных местах с гладко отполированными полосками. Филигранные розетки выпуклой формы замыкаются кольцами гладкого металла.
Высокими художественными качествами отличается кубок, посвященный 300-летию воссоединения Украины с Россией. Тончайший узор из филиграни в виде веток с узкими листочками, располагаясь на позолоченной поверхности изделия, походит на металлическое кружево.
С большим изяществом выполнены салфеточное кольцо мастером Н. С. Грустливым и декоративный лоточек И. Д. Орловым. Витой сканый узор с мягкими изгибами, завитками, кружочками приобретает порой большую выразительность в сочетании с блестящей зернью. Такой прием декоративной отделки встречается и в вещах П. И. Чулкова.
В 40 — 50-е годы экспериментальная группа художников и мастеров работает над новыми образцами изделий для массового производства. В технике филиграни создают украшения (броши, кольца, серьги), посуду (вазочки, конфетницы). Для украшений применяют латунь, медь, серебро, золото. В изделиях из серебра и золота используют корунды и природные поделочные камни.
В 60-е годы на красносельской ювелирной фабрике построены гальванический цех, цех по заготовке деталей, инструментальный и другие. Организованная ранее экспериментальная группа выросла в крупный творческий коллектив с собственной художественной лабораторией. В эти годы различного вида посуда (стопки, рюмки, бокалы, солонки, ложки, подстаканники) принимает наиболее красивые формы, орнаментация их проста и выразительна. Умело используется фактура материала, поверхность изделия делают то матовой, то гладко отполированной. Недорогие, но декоративно выразительные вещи, изготовленные в технике филиграни, выполнены с большим художественным вкусом и являются подлинными произведениями русского декоративно-прикладного искусства.
Художественное качество изделий повысилось благодаря созданию Научно-исследовательского института художественной промышленности. Помощь института отразилась на эстетической стороне культуры производства, на творчестве художников и мастеров промысла. В изготовлении новых изделий принимали участие не только старейшие и опытные мастера-ювелиры, но и молодежь, получившая специальное образование в Красносельском училище художественной обработки металла. Училище, а также профессионально-техническая школа при нем растят кадры мастеров-ювелиров не только для красносельского промысла, но и для других ювелирных производств.