Файл: Научнопопулярное издание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


29. Верховинская. Браслет серебряный с чернью «Цветы». Фабрика «Северная чернь» НИИХП. 1*47 год



30. Е. Ф. Князъкина. Стопка «Виноград». Серебро, гравировка. Фабрика «Северная чернь». НИИХП. I960 год

Сразу после установления Советской власти началось восстановление и возрожде­ние народных художественных промыслов. По новым путям пошло развитие и каслинско­го чугунного художественного литья. Перед художниками и мастерами открылись новые широкие перспективы творческой работы. В 1934 году на заводе построен новый цех художественного литья. Для подготовки мо­лодых кадров организована школа фабрично-заводского обучения.

Во второй половине 30-х годов к работе начинают привлекать видных советских скульпторов, которыми созданы новые инте­ресные произведения. В этих работах с боль­шой убедительностью раскрыты образ совет­ского человека, его внутренний мир и дела. Искусство портрета становится глубже и много граннее.

Выпуск художественного литья увеличи­вается в Касли с каждым годом. На заводе отлиты детали для многих архитектурных со­оружений городов страны, канала имени Москвы, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 1937 году Каслинский завод участвует на Всемирной выставке в Париже. На выставке были представлены работы, вы­полненные по прежним моделям и по моде­лям советских скульпторов. В ней приняли участие лучшие мастера-исполнители, В 1940 году в Москве была открыта первая в стране выставка художественного чугуна, в которой принял участие и Каслинский завод. После Великой Отечественной войны в Касли от­крылось специальное профессионально-тех­ническое училище для подготовки молодого пополнения рабочих завода, в том числе фор­мовщиков, чеканщиков и специалистов по окраске литых изделий.

За годы Советской власти неузнаваемо изменился поселок, превратившийся в город. Появились новые жилые кварталы, дворцы культуры, учебные заведения, кинотеатры, библиотека и больницы. Значительное место после 50-х годов в работах каслинских масте­ров стали занимать произведения местных скульпторов: П. С. Аникина, А. С. Гилева и А. В. Чиркина. За последние годы ими создано несколько талантливых работ, посвященных прошед­шей войне, труду, советским людям: «Партизаны в тылу врага», «Заря изобилия» П. С. Аникина, «Девушка-лесовод» А. С. Гилева, «П. Бажов» А. В. Чиркина. Авторы этих работ — потомственные каслинцы, хорошо знающие литейное дело, умело использующие традиции каслинской скульптуры.

В настоящее время на Каслинском заводе сложился крепкий, твор­ческий коллектив — скульпторы и мастера-исполнители с большим опы­том и высокой квалификацией и талантливая молодежь, в том числе и вы­пускники местной профессионально-технической школы.

Каслинское художественное чугунное литье, возникнув на далеком уральском заводе, прошло большой и сложный путь своего развития и уверенно влилось в могучее русло русского народного декоративного ис­кусства. Изделия каслинских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках.

С коллекцией изделий завода можно ознакомиться в Государствен­ном Историческом музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Каслинском краеведческом музее, Свердловском краеведческом музее и картинной галерее.

Эти краткие сведения говорят о сложной и многообразной жизни современных народных художественных промыслов, о большой, инте­ресной и захватывающей работе мастеров и помогающих им художников. Несмотря на то, что в их труде бережно сохраняются традиционные формы и приемы, относящиеся к далеким временам нашей культуры, народные художественные промыслы — это новая перспективная форма художественного производства, позволяющая приобщить на­шу молодежь к активной деятельности, полнее использовать их таланты и способности в коллективном творческом труде.

Если Вы, молодые читатели, прочтя эту книгу, живо заинтересуетесь русским народным искусством и Вам невольно захочется самим участ­вовать в этой большой и увлекательной работе, то можно Вам посовето­вать лично познакомиться с работой того или иного промысла по обра­ботке металла. Здесь интересно все, начиная от работы художников и мастеров и кончая самим процессом производства изделий.

Молодежь, которая придет на промысел из средней школы или проф­техшколы, из любого художественного училища, встретит теплый прием, коллектив мастеров окажет всяческую помощь в овладении профессией, поможет проникнуться традициями промысла, твердо определить свой путь в жизни.
Декоративные

работы по металлу


31. Ендова. XVII век


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ МАСТЕРСТВОМ



Эта книга должна помочь любителю художественного мастерства овладеть необходимыми начальными знаниями для выполнения неслож­ных поделок из металла. Приводимые в книге несложные приспособле­ния могут быть использованы в домашних условиях. Собранные здесь сведения о различных видах художественной обработки металла значи­тельно облегчат работу любителю мастерства. Если он пожелает зани­маться двумя, тремя видами ремесла, то всегда будет иметь под рукой интересующие его сведения. Знание одного ремесла облегчает и ускоряет изучение другого, успехи в одном ремесле поощряют к занятию другим.

Для овладения художественным мастерством потребуется знаком­ство со слесарным и кузнечным делом. Эти и другие технические знания помогут свободно владеть инструментом, хорошо изучить свойства мат териала, его достоинства и недостатки. Они помогут по готовым проектам изготовить самые разнообразные вещи, необходимые в условиях быта.

Однако надо стремиться к самостоятельному творчеству, к созданию новых вещей, чтобы изготовленный предмет, кроме прочности и удоб­ства, был оригинальным- по форме и красивым по виду. Это возможно только при овладении основами изобразительной грамоты, при умении наблюдать окружающую жизнь, изучать реальную действительность, находить в окружающей среде и природе мотивы для творчества, а затем графическими и другими изобразительными средствами передавать ви­денное, делая не только зарисовки с натуру, но и претворяя их в орна­мент, в более условные декоративные формы.

Рисуя с натуры, надо упражняться как в длительных рисунках, закон­ченных в деталях, так и в кратковременных зарисовках и набросках. Не — одних упражнений с натуры недостаточно, необходимо рисовать по па­мяти и по воображению. Надо развивать способность сохранять в па­мяти виденное. Это сыграет важную роль при работе над творческой ком­позицией как изделия, так и украшения к нему.

Важнейшим условием овладения.рисунком является последователь­ность в работе. Начинать рисование следует с простейших геометричес­ких тел, постепенно переходя к рисованию предметов, растений, натур­ных постановок и пейзажей. Кроме натурных зарисовок в карандаше, необходимо писать акварельными красками и лепить из глины, пластилина или воска. Работа с различными художественными материалами помо­жет более быстрому и лучшему усвоению изобразительной грамоты, по­зволит наиболее живо и интересно построить работу.



Приобретение навыков в рисунке карандашом и акварелью и в лепке, а также изучение лучших произведений декоративно-прикладного искус­ства, постижение богатейшего опыта, накопленного мастерами прошло­го, понимание характера каждой вещи, ее конструкции и формы позволят любителю мастерства самостоятельно решить задуманную композицию вещи или ее украшения.

Приступая к решению творческой композиции, следует знать, что красота всякого предмета зависит от характера и назначения его и от того, в какой степени художник сумеет художественными средствами вы­разить свой замысел. Изготовляя предмет, всегда нужно иметь в виду, для чего он предназначен, и в связи с этим определять его характер и общие формы. Вид изделия, его характер складываются из отдельных ча­стей и деталей. Отыскивание необходимых соотношений частей, которые могут быть основаны на равенстве, на нюансе, т. е. могут быть более близ­кими, мягкими, или на контрасте, — главная задача при композиционном решении общего вида предмета.

Единство элементов формы заключается в их строгой согласован­ности, соразмерности. Средствами для достижения такого единства являются пропорциональность и ритмичность. Если правильно взятые пропорции создают общую связь всех частей предмета между собой, а также частей и целого, то ритм благодаря чередованию элементов и ин­тервалов между ними вносит определенную последовательность их рас­положения в композиции.

Приступив к поиску отношений общих форм предмета, прежде всего определяют отношения ширины к высоте и к длине, а затем находят величины деталей к трем основным отношениям и отношений друг к дру­гу. Устанавливая соразмерность целого и частей предмета, надо одно­временно следить и за ритмическим построением деталей. При поиске правильных соотношений частей для данной вещи необходимо опреде­лить, что будет являться главным и что второстепенным в композиции: конструктивная деталь, орнаментальная форма или цветовое пятно. Во всех случаях главный элемент композиции должен остановить наше вни­мание, другие же элементы композиции должны как бы способствовать его выявлению.

Решая общий характер предмета, его форму, определяют металл, необходимый для изготовления. Некоторые вещи хорошо воспринимают­ся, когда сделаны из одного материала, другие приобретают красивый вид лишь потому, что в них гармонично сочетаются различные материалы или металлы.


Нужно стремиться к тому, чтобы как можно разумнее использо­вать взятый материал, его естественные природные качества (твердость и мягкость, цвет и текстуру, гладкость и шероховатость), подчинить его назначению и форме предмета.

В выборе цвета и соотношений цветов надо исходить из общих задач композиции. Для облегчения правильного цветового решения компози­ций следует руководствоваться общими положениями цветоведения. Цвет должен быть увязан с назначением предмета, его формой, конструк­цией и декоративными элементами. Подбирают и распределяют цвета по их насыщенности и силе тона, стремясь к тому, чтобы они сочетались между собой и со всеми элементами формы. Умелое использование ко­лористических возможностей цвета повышает выразительность худо­жественного решения, способствует цветовой гармонии.

Выше сказано, что единство всех элементов, входящих в композицию предмета, строится на равенстве, нюансе или контрасте. Свое выражение оно получает в конструктивной форме предмета, в применяемом мате­риале в цветовом и орнаментальном решении. Может быть композиция, в которой все декоративные элементы имеют уравновешенное, спокой­ное, но четко выраженное решение, где равенство и подобие элементов составляют существо. Но может быть композиция, где отношения деко­ративных элементов сближаются, при этом почти отсутствует контраст. Наконец, композиция может быть построена не на равенстве частей и их подобии, а на противопоставлении декоративных элементов друг другу, на контрасте отношений, когда равновесие всех элементов сообщает композиции стройность и гармоничность. Художественная выразитель­ность предмета в значительной степени будет зависеть от того, насколько умело будут использованы декоративные возможности всех элементов композиции.

Как только найдена конструктивная основа предмета, его форма, по­добран необходимый материал и найдены цвета, приступают к разработ­ке композиции орнаментального украшения. При этом может быть и та­кое решение, когда изобразительные формы орнамента не будут являть­ся органической необходимостью для предмета, т. е. правильно взятые пропорции, дополненные природными качествами материала и его цвета, сами по себе и составят законченного вида композицию.

Декорируя предмет, надо стремиться к тому, чтобы декор своим со­держанием и формой соответствовал назначению, форме, материалу и цвету предмета. Поскольку орнамент почти всегда является декоратив­ным дополнением той или иной детали предмета, его форма всегда за­висит от формы орнаментируемой детали и роли этой детали в общей композиции предмета. Силуэт декора должен строго соответствовать форме декорируемой поверхности и восприниматься в единстве с други­ми элементами композиции. Декор должен органически дополнять це­лостность композиции, усиливать выразительность и художественные достоинства предмета.


Начинающий художник, работая самостоятельно над композицией новых изделий, должен, пользуясь простейшими материалами и ограни­ченным числом изобразительных средств, идти от простоты замысла и ясности выражения к большой художественной выразительности. Не в замысловатой сложности формы, не в витиеватости орнаментального рисунка кроется красота предмета. Только ясность, простота, це­лесообразность придают предмету черты совершенства. Красота совре­менной вещи складывается из ясности конструкции, продуманности пропорций и цвета украшений.

Пользуясь этой книгой, молодой любитель декоративного ремесла бу­дет иметь возможность в необходимой последовательности подойти к самостоятельному выполнению вещи и достичь определенных результа­тов в том или ином виде работ из металла. Однако следует помнить, что овладение техническими приемами и создание новых оригинальных ве­щей потребуют большого труда и творческих усилий.

Занимаясь декоративными работами из металла, постигая на практи­ке тайны мастерства, Вы пристальнее взгляните на труди творчество лю­дей, связанных с народными промыслами, и Вам невольно захочется са­мим принять участие в их созидательной работе.