Файл: Научнопопулярное издание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТАЛЛЫ И ИХ СВОЙСТВА



Чтобы работа шла успешно, нужно знать свойства материала, его технологические и декоративные качества. В настоящее время исполь­зуют металлы в чистом виде и сплавы. Металлы и их сплавы делятся на черные и цветные.

Для наших целей понадобится обыкновенная углеродистая сталь. Сталь (сплав железа с углеродом и другими элементами) упруга и обла­дает способностью закаливаться. Нагретый до красного каления и опу­щенный в воду кусок стали приобретает различные степени твердости и упругости. При нагревании и медленном охлаждении сталь теряет свои свойства, или, как говорят, отпускается. Сталь куется, хорошо режется. Закаленную сталь вообще нельзя обрабатывать инструментами, ее надо сначала отпустить. Чем меньше в стали углерода, тем она мягче. Мяг­кость стали повышается при отжиге, который состоит в том, что сталь нагревают докрасна и затем медленно охлаждают. Сталь выпускают в ви­де сортового материала. Для гравирования и других подобных работ ис­пользуют стали У8 и У10.

Цветные металлы выпускают в виде чушек, полос, лент, трубок, прутков, проволоки, листового материала.

Медь — довольно мягкий, очень ковкий металл оранжево-красного цвета. Обрабатывается медь легко, но при этом нужно иметь в виду ее большую вязкость. Медь очень хорошо паяется оловом и твердым при­поем, обладает большой электро- и теплопроводностью. Листовая медь является основным материалом для чеканных, граверных работ и декора­тивных работ из проволоки.

Бронза представляет собой сплав меди с оловом; от содержания по­следнего цвет металла меняется и приобретает то розовый, то красный, то желтый и серый оттенок. Если бронзу покрыть патиной (налетом, состоящим из оксидов меди), то она становится зеленоватой или дымчатой. Бронза пригодна для литейных и инкрустационных работ.

Латунь — сплав цинка и меди. Цвет латуни зависит от содержания в сплаве цинка. Латунь более тверда, нежели красная медь, ковкость лату­ни значительно хуже. По сравнению с медью она хрупка и обладает неко­торой упругостью. Латунь легко поддается различной обработке, ее мож­но применять в наборе инкрустационных вставок — тонких жилок и украшений различных конфигураций, как листовой материал в чеканных работах.

Цинк — металл синевато-белого цвета, плавится при температуре 419°С, куется плохо, легко паяется и обрабатывается инструментами, а также гравируется, и при соответствующей обработке ему можно при­дать различный вид. Очень хорош для литья как в чистом виде, так и в сплавах с другими металлами.


Олово — мягкий металл серебристо-белого цвета, плавится при 232 °С. Входит в состав различных бронз. Его легко узнать по ха­рактерному хрусту при изломе. Олово идет для лужения посуды, для пайки как в чистом виде, так и в сплавах со свинцом, продукты коррозии безвредны. Олово и его сплавы являются подходящим металлом для инкрустации.

Алюминий — серебристо-белого цвета металл, плавится при темпера­туре около 658 °С. Чистый алюминий легок и легко обрабатывается. Литой алюминий довольно хрупок, а прокатный, отожженный — пласти­чен.

Свинец — мягкий, очень пластичный металл синевато-серого цвета, плавится при 327 °С, хорошо противостоит окислению. Оксиды свинца ядовиты. Пригоден для литейных работ.

Серебро — в декоративных целях используют в виде сплавов с медью, так как чистое серебро слишком мягкое и неудобно при обработке. Се­ребряные вставки можно применять в инкрустационных работах, обра­батывая вставки способами гравирования, чеканки и черни.

Рассмотрим некоторые свойства металлов, влияющие на качество исполнения художественных изделий.

Ковкие пластичные металлы требуют силы резания, но необходимо учитывать их вязкость. Кусок меди или» свинца надо рубить зубилом до конца, в то время как кусок латуни, цинка или стали можно надрубить и затем сломать. Более твердая латунь при обточке дает гладкую поверх­ность, медь или алюминий как бы тянутся за резцом.

Хрупкость — способность твердых тел разрушаться при механи­ческих воздействиях без заметной пластической деформации, свойство, противоположное пластичности. Сильно закаленная сталь, многие сорта чугуна и бронз от удара разлетаются на куски. Хрупкость металла не всегда является признаком его твердости, например цинковая отливка хрупка, но не тверда. Закаленный нож и хрупок и тверд.

Упругость — свойство металла восстанавливать свою форму и объем после прекращения действия внешних сил или других причин (например, нагревания), вызвавших деформацию. В наибольшей степени этим свой­ством обладают специальные сорта стали.

Способность металла плавиться при нагревании — это один из самых дешевых способов получения изделий из металла. Части огромных ма­шин и мелкая скульптура из металла по существу изготовляются одина­ковым способом.



Когда необходимо закалить деталь, сохранив вязкость металла, ис­пользуют токи высокой частоты; деталь закаляется на глубину в несколь­ко миллиметров. Вся остальная масса металла внутри изделия остается без изменения. И, наконец, детали из металла можно обрабатывать без нагревания (гравирование и резьба по металлу).


ПРИЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ



Чеканка — способ обработки металлов давлением, при котором на за­готовку наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструмен­том, имеющим выступы. Чеканку, или выколотку, обычно производят на листовом материале в холодном или разогретом состоянии. Чеканка мо­жет представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображе­ние. Чеканить можно в основном двумя способами: выколачивать на го­товой матрице и на смоляных резиновых, свинцовых или деревянных по­душках киянкой или круглым молотком. Помимо молотка выколачивают пуансонами и чеканами в виде металлических стержней с различными концами (боями). Разновидностью пуансонной чеканки является кан-фарение — выколачивание зернистой фактуры на поверхности металла. Чеканку используют и как чистовую отделку изделий художественного литья.

Гравирование — нанесение на поверхность твердых материалов ри­сунков, узоров и т. д. режущими граверными инструментами; выполняет­ся специальным инструментом — штихелем. Техническими приемами резьбы по металлу могут быть выполнение рисунка контурной или штри­ховой линией различной ширины и глубины или гравировка с выбира­нием участков поверхности, т. е. удаление фона около изображения.

Инкрустация или насечка — набор орнамента из золота, серебра, бронзы, меди, олова или другого металла на поверхности дерева, кости, рога, янтаря, перламутра или украшения на металлических изделиях, изготовленных из других материалов. При выполнении насечки рисунок наносят на поверхность изделия, согласно рисунку выбирают штихелями углубления, изготовляют инкрустационные детали и заправляют их на место.


32. Работа Э. Гобадзе. Осень (ГПТУ № 11, Тбилиси). Чеканка
Скань получается от скручивания тонких проволок, нитей, образую­щих так называемую веревочку. Сканью называют и гладкую проволочку, уплощенную посредством вальцовки. Скань изготовляют из серебра, меди, реже применяют золото. Отдельные детали сканого украшения соединяют друг с другом пайкой. Работы, в которых скань в виде ажурнего узора или накладной детали набрана на основу металла, называются филигранными.




33. Работа А. Хачатрян. Зрелость (ГПТУ № 8, Ереван), Чеканка
Эмаль (финифть) — прочное стеклообразное покрытие, бывает раз­личных цветов. Покрытие наносят на поверхность металла в холодном или горячем виде. Холодные эмали наносят кистью или распылителем и дают им просохнуть. Горячие эмали в виде пасты наносят шпателем, после просушивания подвергают обжигу, после этого эмаль приобре­тает твердую блестящую поверхность. Эмали различаются и по свето­проницаемости; они могут быть прозрачные, полупрозрачные и глухие.

Выемчатая эмаль — заполнение углублений, выемок, выполненных тем или иным способом на металлической поверхности пластины, рас­толченной в порошок и смешанной с водой эмалью. После обжига за­твердевшую поверхность эмали подтачивают и шлифуют в уровень с ме­таллом. Эмаль по скани — заполнение внутренних ячеек орнаментов, образованных сканью, заполняют эмалевой массой разного цвета. После обжига твердая и гладкая поверхность эмали образует цветной узор с рельефным контуром из скани.

Перегородчатая эмаль — на тонкой золотой пластине со слегка за­гнутыми краями припаивают тончайшие металлические перегородки, а затем участки, образующие контур изображения, заполняют эмалевой массой. После обжига и тщательного шлифования пластины получается цветное изображение, ограниченное узкими полосками золотых перего­родок, находящимися в одной плоскости с эмалевой поверхностью.

Ажурная (оконная) эмаль — лобзиком выпиливают ажур из металла, шабером зачищают пропиленные места и делают набор сканного ажура. Промежутки, ячейки между перегородками заполняют слабо окрашенной прозрачной эмалью. Прозрачной эмалью покрывают и гравированные на металле изображения. После обжига эмаль образует прозрачную кра­сочную пленку.

Эмаль по высокому чеканному рельефу — для закрепления эмали на чеканную поверхность металла наносят мелкую гравировку, после чего ее покрывают эмалью и обжигают.

Роспись по эмали — выполняют по глухой эмали разного цвета. Для росписи портретов, сюжетных композиций и различных орнаментов применяют живописную эмаль или керамические красители, смешивая краски со скипидаром или лавандовым маслом. Роспись закрепляется при повторном обжиге, положенные краски сливаются с грунтом, обра­зуя красочное изображение.