ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29. Верховинская. Браслет серебряный с чернью «Цветы». Фабрика «Северная чернь» НИИХП. 1*47 год
30. Е. Ф. Князъкина. Стопка «Виноград». Серебро, гравировка. Фабрика «Северная чернь». НИИХП. I960 год
Сразу после установления Советской власти началось восстановление и возрождение народных художественных промыслов. По новым путям пошло развитие и каслинского чугунного художественного литья. Перед художниками и мастерами открылись новые широкие перспективы творческой работы. В 1934 году на заводе построен новый цех художественного литья. Для подготовки молодых кадров организована школа фабрично-заводского обучения.
Во второй половине 30-х годов к работе начинают привлекать видных советских скульпторов, которыми созданы новые интересные произведения. В этих работах с большой убедительностью раскрыты образ советского человека, его внутренний мир и дела. Искусство портрета становится глубже и много граннее.
Выпуск художественного литья увеличивается в Касли с каждым годом. На заводе отлиты детали для многих архитектурных сооружений городов страны, канала имени Москвы, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 1937 году Каслинский завод участвует на Всемирной выставке в Париже. На выставке были представлены работы, выполненные по прежним моделям и по моделям советских скульпторов. В ней приняли участие лучшие мастера-исполнители, В 1940 году в Москве была открыта первая в стране выставка художественного чугуна, в которой принял участие и Каслинский завод. После Великой Отечественной войны в Касли открылось специальное профессионально-техническое училище для подготовки молодого пополнения рабочих завода, в том числе формовщиков, чеканщиков и специалистов по окраске литых изделий.
За годы Советской власти неузнаваемо изменился поселок, превратившийся в город. Появились новые жилые кварталы, дворцы культуры, учебные заведения, кинотеатры, библиотека и больницы. Значительное место после 50-х годов в работах каслинских мастеров стали занимать произведения местных скульпторов: П. С. Аникина, А. С. Гилева и А. В. Чиркина. За последние годы ими создано несколько талантливых работ, посвященных прошедшей войне, труду, советским людям: «Партизаны в тылу врага», «Заря изобилия» П. С. Аникина, «Девушка-лесовод» А. С. Гилева, «П. Бажов» А. В. Чиркина. Авторы этих работ — потомственные каслинцы, хорошо знающие литейное дело, умело использующие традиции каслинской скульптуры.
В настоящее время на Каслинском заводе сложился крепкий, творческий коллектив — скульпторы и мастера-исполнители с большим опытом и высокой квалификацией и талантливая молодежь, в том числе и выпускники местной профессионально-технической школы.
Каслинское художественное чугунное литье, возникнув на далеком уральском заводе, прошло большой и сложный путь своего развития и уверенно влилось в могучее русло русского народного декоративного искусства. Изделия каслинских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках.
С коллекцией изделий завода можно ознакомиться в Государственном Историческом музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Каслинском краеведческом музее, Свердловском краеведческом музее и картинной галерее.
Эти краткие сведения говорят о сложной и многообразной жизни современных народных художественных промыслов, о большой, интересной и захватывающей работе мастеров и помогающих им художников. Несмотря на то, что в их труде бережно сохраняются традиционные формы и приемы, относящиеся к далеким временам нашей культуры, народные художественные промыслы — это новая перспективная форма художественного производства, позволяющая приобщить нашу молодежь к активной деятельности, полнее использовать их таланты и способности в коллективном творческом труде.
Если Вы, молодые читатели, прочтя эту книгу, живо заинтересуетесь русским народным искусством и Вам невольно захочется самим участвовать в этой большой и увлекательной работе, то можно Вам посоветовать лично познакомиться с работой того или иного промысла по обработке металла. Здесь интересно все, начиная от работы художников и мастеров и кончая самим процессом производства изделий.
Молодежь, которая придет на промысел из средней школы или профтехшколы, из любого художественного училища, встретит теплый прием, коллектив мастеров окажет всяческую помощь в овладении профессией, поможет проникнуться традициями промысла, твердо определить свой путь в жизни.
Декоративные
работы по металлу
31. Ендова. XVII век
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ МАСТЕРСТВОМ
Эта книга должна помочь любителю художественного мастерства овладеть необходимыми начальными знаниями для выполнения несложных поделок из металла. Приводимые в книге несложные приспособления могут быть использованы в домашних условиях. Собранные здесь сведения о различных видах художественной обработки металла значительно облегчат работу любителю мастерства. Если он пожелает заниматься двумя, тремя видами ремесла, то всегда будет иметь под рукой интересующие его сведения. Знание одного ремесла облегчает и ускоряет изучение другого, успехи в одном ремесле поощряют к занятию другим.
Для овладения художественным мастерством потребуется знакомство со слесарным и кузнечным делом. Эти и другие технические знания помогут свободно владеть инструментом, хорошо изучить свойства мат териала, его достоинства и недостатки. Они помогут по готовым проектам изготовить самые разнообразные вещи, необходимые в условиях быта.
Однако надо стремиться к самостоятельному творчеству, к созданию новых вещей, чтобы изготовленный предмет, кроме прочности и удобства, был оригинальным- по форме и красивым по виду. Это возможно только при овладении основами изобразительной грамоты, при умении наблюдать окружающую жизнь, изучать реальную действительность, находить в окружающей среде и природе мотивы для творчества, а затем графическими и другими изобразительными средствами передавать виденное, делая не только зарисовки с натуру, но и претворяя их в орнамент, в более условные декоративные формы.
Рисуя с натуры, надо упражняться как в длительных рисунках, законченных в деталях, так и в кратковременных зарисовках и набросках. Не — одних упражнений с натуры недостаточно, необходимо рисовать по памяти и по воображению. Надо развивать способность сохранять в памяти виденное. Это сыграет важную роль при работе над творческой композицией как изделия, так и украшения к нему.
Важнейшим условием овладения.рисунком является последовательность в работе. Начинать рисование следует с простейших геометрических тел, постепенно переходя к рисованию предметов, растений, натурных постановок и пейзажей. Кроме натурных зарисовок в карандаше, необходимо писать акварельными красками и лепить из глины, пластилина или воска. Работа с различными художественными материалами поможет более быстрому и лучшему усвоению изобразительной грамоты, позволит наиболее живо и интересно построить работу.
Приобретение навыков в рисунке карандашом и акварелью и в лепке, а также изучение лучших произведений декоративно-прикладного искусства, постижение богатейшего опыта, накопленного мастерами прошлого, понимание характера каждой вещи, ее конструкции и формы позволят любителю мастерства самостоятельно решить задуманную композицию вещи или ее украшения.
Приступая к решению творческой композиции, следует знать, что красота всякого предмета зависит от характера и назначения его и от того, в какой степени художник сумеет художественными средствами выразить свой замысел. Изготовляя предмет, всегда нужно иметь в виду, для чего он предназначен, и в связи с этим определять его характер и общие формы. Вид изделия, его характер складываются из отдельных частей и деталей. Отыскивание необходимых соотношений частей, которые могут быть основаны на равенстве, на нюансе, т. е. могут быть более близкими, мягкими, или на контрасте, — главная задача при композиционном решении общего вида предмета.
Единство элементов формы заключается в их строгой согласованности, соразмерности. Средствами для достижения такого единства являются пропорциональность и ритмичность. Если правильно взятые пропорции создают общую связь всех частей предмета между собой, а также частей и целого, то ритм благодаря чередованию элементов и интервалов между ними вносит определенную последовательность их расположения в композиции.
Приступив к поиску отношений общих форм предмета, прежде всего определяют отношения ширины к высоте и к длине, а затем находят величины деталей к трем основным отношениям и отношений друг к другу. Устанавливая соразмерность целого и частей предмета, надо одновременно следить и за ритмическим построением деталей. При поиске правильных соотношений частей для данной вещи необходимо определить, что будет являться главным и что второстепенным в композиции: конструктивная деталь, орнаментальная форма или цветовое пятно. Во всех случаях главный элемент композиции должен остановить наше внимание, другие же элементы композиции должны как бы способствовать его выявлению.
Решая общий характер предмета, его форму, определяют металл, необходимый для изготовления. Некоторые вещи хорошо воспринимаются, когда сделаны из одного материала, другие приобретают красивый вид лишь потому, что в них гармонично сочетаются различные материалы или металлы.
Нужно стремиться к тому, чтобы как можно разумнее использовать взятый материал, его естественные природные качества (твердость и мягкость, цвет и текстуру, гладкость и шероховатость), подчинить его назначению и форме предмета.
В выборе цвета и соотношений цветов надо исходить из общих задач композиции. Для облегчения правильного цветового решения композиций следует руководствоваться общими положениями цветоведения. Цвет должен быть увязан с назначением предмета, его формой, конструкцией и декоративными элементами. Подбирают и распределяют цвета по их насыщенности и силе тона, стремясь к тому, чтобы они сочетались между собой и со всеми элементами формы. Умелое использование колористических возможностей цвета повышает выразительность художественного решения, способствует цветовой гармонии.
Выше сказано, что единство всех элементов, входящих в композицию предмета, строится на равенстве, нюансе или контрасте. Свое выражение оно получает в конструктивной форме предмета, в применяемом материале в цветовом и орнаментальном решении. Может быть композиция, в которой все декоративные элементы имеют уравновешенное, спокойное, но четко выраженное решение, где равенство и подобие элементов составляют существо. Но может быть композиция, где отношения декоративных элементов сближаются, при этом почти отсутствует контраст. Наконец, композиция может быть построена не на равенстве частей и их подобии, а на противопоставлении декоративных элементов друг другу, на контрасте отношений, когда равновесие всех элементов сообщает композиции стройность и гармоничность. Художественная выразительность предмета в значительной степени будет зависеть от того, насколько умело будут использованы декоративные возможности всех элементов композиции.
Как только найдена конструктивная основа предмета, его форма, подобран необходимый материал и найдены цвета, приступают к разработке композиции орнаментального украшения. При этом может быть и такое решение, когда изобразительные формы орнамента не будут являться органической необходимостью для предмета, т. е. правильно взятые пропорции, дополненные природными качествами материала и его цвета, сами по себе и составят законченного вида композицию.
Декорируя предмет, надо стремиться к тому, чтобы декор своим содержанием и формой соответствовал назначению, форме, материалу и цвету предмета. Поскольку орнамент почти всегда является декоративным дополнением той или иной детали предмета, его форма всегда зависит от формы орнаментируемой детали и роли этой детали в общей композиции предмета. Силуэт декора должен строго соответствовать форме декорируемой поверхности и восприниматься в единстве с другими элементами композиции. Декор должен органически дополнять целостность композиции, усиливать выразительность и художественные достоинства предмета.
Начинающий художник, работая самостоятельно над композицией новых изделий, должен, пользуясь простейшими материалами и ограниченным числом изобразительных средств, идти от простоты замысла и ясности выражения к большой художественной выразительности. Не в замысловатой сложности формы, не в витиеватости орнаментального рисунка кроется красота предмета. Только ясность, простота, целесообразность придают предмету черты совершенства. Красота современной вещи складывается из ясности конструкции, продуманности пропорций и цвета украшений.
Пользуясь этой книгой, молодой любитель декоративного ремесла будет иметь возможность в необходимой последовательности подойти к самостоятельному выполнению вещи и достичь определенных результатов в том или ином виде работ из металла. Однако следует помнить, что овладение техническими приемами и создание новых оригинальных вещей потребуют большого труда и творческих усилий.
Занимаясь декоративными работами из металла, постигая на практике тайны мастерства, Вы пристальнее взгляните на труди творчество людей, связанных с народными промыслами, и Вам невольно захочется самим принять участие в их созидательной работе.