Файл: 2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 315

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Цели и задачи психологического консультирования.

2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии.

3. Основные принципы психологического консультирования.

4. Этика и ответственность консультанта.

5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта.

6. Система ценностей консультанта.

7. Понятие позиции консультанта. Виды позиций.

8. Способы подстройки к клиенту.

9. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.

10. Профессиональная подготовка консультанта.

11. Пятишаговая модель интервью (стр. 86+)

12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода

13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода

14. Различия между экзистенциальным и гуманистическими подходами

15.Сущность экзистенциальной терапии

18. Экзистенциальный вакуум.

19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии

20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии

21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем

22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии Роджерса

23. Микротехники эмпатического слушания.

24. Основные положения учения Перлса: идеи гештальт-психо­логии.

25. Базовые понятия гештальт-подхода.

26. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии.

27. Некоторые техники гештальт-терапии.

28. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода.

29. Сущность диалогического подхода Т. А. Флоренской.

30. Условия диалогического консультирования Т. А. Флоренской.

31. Позиция и роль консультанта в диалогическом консультиро­ вании.

32. Ошибки стихийного диалогического консультирования.

33. Принципы работы консультанта.

34. Уровни диалогического консультирования.

35. Основные положения трансактного анализа.

36. Структурирование времени с позиций трансактного анализа.

37. Процесс коммуникации в трансактном анализе.

38. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди (Трансактный анализ).

39. Сценарии. Основные положения теории сценария (Трансактный анализ).

40. Процесс формирования жизненного сценария (Трансактный анализ).



-получить дополнительное образования для работы в конкретном направлении.

-проработать определенное количество часов под наблюдением квалифицированного специалиста

-иметь минимум профессионального опыта.

Помимо теоретической базы также важно углубление в самопознание К., чему способствует групповая и индивидуальная терапия. Каждый К до начала своей деятельности должен пройти личную терапию. Опыт личной терапии важен, так как есть белые пятная – незакрытые конфликты, непознанные и неосознаваемые аспекты себя, которые могут помешать эффективному консультированию.

Также преимущество личной терапии в том, что входя в роль клиента К получает опыт-увидеть консультирование другими глазами.

11. Пятишаговая модель интервью (стр. 86+)


Интервью – основной метод ПК, так как является ситуацией принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента.

Некоторые психологи предпочитают использовать пятишаговую модель интервью, в качестве структуры для консультирования. Состоит из стадий:

Первая стадияструктурирование, достижение взаимопонимания. Ее маркируют как «Привет!» - установление контакта и ориентирование на работу.

На этой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут, психолог структурирует ситуацию, определяя, что предполагает ситуация его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. Психолог устанавливает контакт, раппорт с клиентом учитывая его индивидуальные и куль­турные особенности.

Клиенту на этой стадии интервью необходим психологический комфорт, он решает задачи эмоционального и когнитивного приня­тия ситуации интервью и личности психолога.

Этот этап заканчивается, когда достигнуто понимание и дове­рие между психологом и клиентом, что может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают внимательно, я доверяю этому челове­ку» (клиент).

Вторая стадия – сбор информации. Маркируют как « В чем проблема?»

Психолог ищет ответы на вопросы: зачем клиент пришел? Как он сам видит, в чем его проблема? Каковы его возможности в решении данной проблемы?

Основной целью этой стадии является выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенци­альных возможностей клиента.

Сбор информации — структурированный процесс. Необходимо выделить: 1) наличие общей картины, внутри которой определяются темы;

2) в рамках каждой отдельной темы важны не столько интерпретации клиента, сколько факты;

3) следует обратить внимание на эмоциональное отношение клиента к перечисленным фактам;

4) не менее значимыми являются особенности суждений клиента относительно причин, породивших его проблему;

5) необходимо определить

, что клиент предпринимал в качестве действий, поведения в целях решения своей проблемы.

Такого рода сведений обычно бывает достаточно для точного выделения проблемы. На материале представленной информации психолог уясняет потенциальные возможности клиента в ее решении

Третья стадия – желаемый результат. «Чего вы хотите добиться?»

Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть, чего он хочет достичь. Обсуждаются также вопросы о том, как клиент узнает, что результат достигнут, зачем ему нужен этот результат, что произойдет после того, как желаемое будет достигнуто.

Некоторые клиенты предпочитают начинать именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то можно дать рекомен­дации немедленно или провести консультацию по целеполаганию без прояснения проблемы

Четвертая стадия – выработка альтернативных решений. «Что можно сделать по этому поводу?».

Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. На этой стадии уместно задавать вопросы типа: «Что вы уже предпринимали для решения проблемы?», «Что еще можно сделать по этому поводу?», «Как вы собираетесь это делать (дости­гать поставленной цели)?».

Поиск альтернатив необходим с целью избежания ригидности поведения. На этой стадии появляется воз­можность выбора среди альтернатив, уточняются средства и способы достижения намеченных целей, осуществляется выбор оптимальных путей и способов решения задач, что является творческим процессом.

Психолог исследует личностную динамику клиен­та, с учетом индивидуальных и культурных особенностей. То, что является верным решением с точки зрения психолога, может быть неверным для клиента. Следует помнить и о том, что некоторым клиентам нужны четкие директивные рекомендации.

Пятая стадия – обобщение и переход от обучения к действию. «Вы будете делать это?».

Результатом консультирования может стать изменение мыслей, действий и чувств клиента в его по­ вседневной жизни вне «лабораторной» ситуаций. Из практики консультирования известно, что некоторые клиенты ничего не делают для изменения. Активная жизненная позиция клиента во многом за­висит от того, насколько были учтены его индивидуальные и культурные особенности


Заканчивать консультацию лучшего всего ДЗ, обязательно отмечая для клиента необходимость отчета о выполнении или невыполнении задания. Обсуждая задание на следующей встрече, можно по-новому увидеть исследуемую ситуацию. Если не выполнил – обсуждаются причины невыполнения.

12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода.

13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода.

14. Различия между экзистенциальным и гуманистическим подходами.

15. Сущность экзистенциальной терапии.

16. Экзистенциальная психодинамика.

17. Основные понятия логотерапии.

18. Экзистенциальный вакуум.

19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии .

20. Основные методы консультирования, используемые в логоте­рапии.

21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем.

22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии К. Роджерса.

12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода


Экзистенциальное консультирование – динамическая терапия, в которой главный акцент делается на противостоянии клиентов универсальным экзистенциальным беспокойствам.

Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства.

Экзистенциалисты полагают, что каждый осознанно и болезненно постигает наше существование и конечность – смерть. «Мы не существует вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем».

С т.з. экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаянья, одиночество и тревогу.

Гуманистическое консультирование – подход в психологии, разработанный в значительной степени Маслоу, который предложил его как «третью силу» после психоанализа и бихевиоризма

ГП утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален. А агрессия, насилие и пр. возникают в связи с воздействием окружения.

ГП подчеркивает роль сознания и самосознания в установлении причин поведения человека, ответственность за решение проблем и достижение личного смысла существования.

Также в гуманистическом подходе выделяют три направления:

Философский

Соматический

Духовный

экзистенциальные принципы - основа для проведения психотерапии. В процессе взаимного диалога или встречи (здесь и теперь) проводится вербальная психотерапия (клиентцентированная терапия, логотерапия)

- применение невербальных методов, ведущих к интеграции «Я» посредством сосредоточения внимания на субъективных телесных стимулах и сенсорных ответах (гештальт)

- акцент на телесном стимулировании и высвобождении чувств (биоэнергетический анализ Лоуэна и первичная терапия Ялома).

«Я» как трансперсональный опыт, расширение опыта человека до космического уровня, ведет к объединению человека со Вселенной (медитация и проч.)