Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 323

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Две точки зрения подходов к искусству:

  • Языковая, выделить и описать в искусстве общие с языком стороны;

  • Специфическая выделить и описать специфические, присущие искусству позиции.

Тем самым Ю.М. Лотман заявил об искусстве как об особом языке, т.к. оно является коммуникационной системой, использующей упорядоченные знаки.

С семиотических позиций языки классифицируются следующим образом:

«а) естественные языки (например, русский, французский, эстонский, чешский);

б) искусственные языки: языки науки (метаязыки научных описаний), языки условных сигналов (например, дорожных знаков) и т. п.;

в) вторичные языки (вторичные моделирующие системы) -- коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия)» 

Особое внимание Ю.М. Лотман уделял анализу словесного творчества, которое само по себе имеет дело с естественным языком. Он выстраивает сложную систему взаимоотношений между языком литературы и естественным языком в рамках художественного литературного произведения. Как было отмечено выше, язык искусства есть вторичная моделирующая система, так и язык художественной литературы надстраивает над естественным свой особый язык - вторичную знаковую модель. В ней не только свои, особые, границы знака, но здесь характерно само понятие знака.

Морфология волшебной сказки (В. Пропп).

«Морфология волшебной сказки» — работа В. Я. Пропса, опубликованная в 1928 году, в которой автор раскрывает строение волшебных сказок.

Морфология сказки означает описание сказки по её составным частям и отношений частей к друг другу и к целому.

Изучая фольклор, Пропп заметил, что в сказке имеются постоянные и переменные величины. К постоянным относятся функции действующих лиц и их последовательность. Под функцией Пропп понимает действие персонажа с точки зрения его отношения для хода действия.

Четыре центральных положения, которые развиваются в «Морфологии…»:

  1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказки.

  2. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.

  3. Последовательность функций всегда одинакова. При этом данная закономерность касается только фольклора — искусственно созданные сказки ей не подчинены.

  4. Все волшебные сказки однотипны по своему строению, то есть дают одинаковые функции.


К переменным параметрам относятся: количество и способы исполнения функций, мотивировки и атрибуты персонажей, языковой стиль.

Таким образом, исполняемые функции в их последовательности составляют единый композиционный стержень для всех волшебных сказок:

Всего в волшебной сказке Пропп выделяет 31 возможную функцию. При этом многие функций расположены попарно (запрет — нарушение, борьба — победа, преследование — спасение и так далее). Также функции логически объединяются по кругам действий персонажей волшебной сказки, то есть в сказке имеется всего семь действующих лиц: герой, вредитель, отправитель, даритель, помощник, царевна, ложный герой.

Дискурсивные методы – это комплекс подходов и методов для изучения дискурса. Среди дискурсивных методов, применимых в разных областях знаний и исследований, выделяют следующие: обоснованная теория, конверсионный анализ, контент-анализ, дискурс-анализ.

обоснованная теория подходит везде и применима в любом исследовании, где необходимо понять большое количество текста или получить из текста идеи, контексты, следствия и рекомендаций для действий в определенной предметной области.

контент-анализ. Единицы анализа делятся на синтаксические (знак, предложение, текст и т. д.) и семантические (утверждение, единица значения и т. д.). Зафиксированная единица – это самая маленькая текстовая единица, которой обусловлена «встречаемость» переменных. Единица контекста устанавливает характеристики переменных например, эмоциональный окрас текста). Суть и основной инструмент любого КА – система категорий. В качестве категории(-й) можно взять характеристики исследуемого явления.

конверсационный анализ, который используется для получения информации и анализа разговорной речи в естественных ситуациях. С помощью анализа диалога, речи в обычных условиях можно получить доступ к внутреннему миру человека, как к его наивной картине мира, так и научной. Ведь не всегда ученые-исследователи, обсуждая какую-либо научную проблему облекают свои мысли и слова в публикации и делятся ими с научным сообществом.

дискурс-анализу. Данный метод является комплексным, потому что его можно применять не только к разговору, но и к другим формам коммуникации. предполагает три уровня аналитики предмета :

– когнитивный, направленный на выявление ключевой концепции(-й), повлиявшей на современное видение образования и воспитания. На этом уровне анализу подвергается смысловая основа, которая сформировала мыслительные образы и научные понятия.



– коммуникативный, открывающий широкие возможности междисциплинарного исследования изменяющейся картины мира в области образования и воспитания.

– деятельностный уровень позволяет интерпретировать действия, направленные на приближение к решению образовательных и воспитательных задач и достижения их цели.

Таким образом, дискурс-анализ является более гибким, чем любой другой метод, составляет ось, на которой «держатся» другие дискурсивные методы.


27. Планирование педагогической деятельности в обществознании

В педагогике выделяют методы обучения: активный, интерактивный, пассивный. Под активным методом следует понимать модель коммуникации обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия. Обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Интерактивный ориентирован на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения '.

В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

  1. Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — воспитанник (ребенок). Педагога характеризуют активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, познавательное развитие ребенка будет не эффективным.

  2. 2. Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами.

Приступая к планированию системы уроков по очередной теме,
учитель должен ясно представлять, какими опорными знаниями и умениями уже овладели учащиеся. И только после такого диагноза можно разрабатывать конкретную программу работы учащихся по данной теме.

Классификации методов обучения: в зависимости от источника знания, деление на общенаучные и специфические.

  1. Практические

  • Упражнение – выполнение умственных действий

  • Тренировка – выполнение системы упражнения

  • Лабораторные работы – проведение опытов, экспериментов

  • Поручение – задание для учащихся, предполагающее совершение значимового дела

  1. Наглядные

  • Иллюстрация – усвоение образа исследуемого объекта

  • Наблюдение – реальное отслеживание объекта исследования

  • Демонстрация – визуальный показ учащимся приборов, тех.установок

  • Показ – формирование визуального образца исследуемого объекта

  1. Словесные

  • Рассказ – устное изложение учебного материала

  • Беседа – построение диалога с учащимся на определенную тему

  • Лекция – изложение учебного материала, требующее конспектирование

  • Объяснение – изложение учебной информации на основе применения пояснительных данных

  1. Работа с книжными пособиями

  • Чтение – устное восприятие информации

  • Конспектирование – краткое изложение прочитанной информации

  • Составление плана по тексту – разбивка текста на части

  • Составление тезисов – основные мысли текста

  • Цитирование – дословный перенос части текста

  1. Видео методы

Функции:

  1. Образовательная – заключается в формировании знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

  • Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения.

  • Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности.

    Способы работы с различными типами обучающихся на уроках обществознания.

    Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах/


    Виды дифференциаций:

    • по общим способностям (на основании учета общего уровня обученности, развитием у учащихся отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, познавательной деятельности);

    • по частным способностям (различные уровни способностей к тем или иным предметам)

    • по неспособностям (речь идет о детях, обучающихся в классах коррекции)

    • по проектируемой профессии.

    • по интересам

    • по обучаемости, определенной характером психических процессов (мышления, восприятия и т.д.).

    Планируя, учитель четко намечает, какими основными знаниями, а также умениями должны овладеть обучающиеся при изучении материала данной темы. В программе перечисляются основные понятия и закономерности, которые вводятся по данной теме (или изучаются неизвестные признаки ранее введенных понятий), важнейшие сведения об изучаемых явлениях, процессах, событиях и т.д.; характеризуются типы заданий, которые учащиеся должны выполнить, а также предлагаемые приращения в умениях и навыках обучающихся, которые должны произойти в результате изучения темы.

    Одновременно учитель планирует формирование у учащихся умений учебно-исследовательской деятельности, намечает основные задачи воспитания ответственного отношения учащихся к изучаемому содержанию темы, к тем видам деятельности, которые предстоит школьникам выполнять в ходе изучения данной темы.

    Только после того, когда дидактические задачи определены при изучении темы в целом, можно приступать к подготовке конкретного урока.

    Поурочное планирование - это конкретизация тематического плана применительно к каждому конкретному уроку обществознания. Составляется поурочный конспект на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем обучающихся, а также уровня их подготовки.

    Структура определяется типом урока, опытом и замыслом учителя. Подробности и форма урока определяются правами учителя и особыми условиями использования (текущий урок («рядовой»), открытый урок, участие в конкурсе, подготовка к публикации, использование программных продуктов, задающих уроку жесткую оболочку, например, «Соната–МИКС. Конструктор уроков» www.uchmag.ru). Начинающий учитель нуждается в подробном поэтапно проработанном конспекте урока. Учитель может таким образом организовать тематическое планирование, чтобы каждая строка в планировании отражала содержание целого урока, сочетая все виды планирования воедино.