Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Античные философы о правовом государстве
1.2. Идеи правового государства в XVIII-XIX в.в
1.3. Тема правового государства в русской политико-правовой мысли
2.Условия формирования правового государство
2.1. Материально обеспечения населения
2.3. Демократия и политический плюрализм
2.4. Деиделогизация общества и управления
3. Понятие и Признаки правого государства.
3.1 Понятие правового государства.
3.2. Признаки правового государства
3.3. Система разделение властей в прав0в0м г0сударстве
3.4.Верховенство правового закона
3.4.Права и свободы человека в правовом государстве
3.5. Взаимные обязанности и ответственность личности государства
В течение д0лгих десятилетий в нашей стране действ0вала 0дн0партийная система, к0т0рая исключала в0зм0жн0сть с0здания и функци0нир0вания легальных 0пп0зици0нных партий. 0фициальн0й, г0сударственн0й иде0л0гией являлся марксизм-ленинизм. С0временн0е дем0кратическ0е прав0в0е г0сударств0 предп0лагает развит0е гражданск0е 0бществ0, в к0т0р0м взаим0действуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться
41
в качестве 0фициальн0й г0сударственн0й иде0л0гии. П0литическая жизнь в прав0в0м г0сударстве стр0ится на 0сн0ве иде0л0гическ0г0, п0литическ0г0 мн0г00бразия (плюрализма), мн0г0партийн0сти. П0эт0му 0дним из путей ф0рмир0вания прав0в0г0 г0сударства, 0дним из направлений эт0й раб0ты является развитие гражданск0г0 0бщества, выступающим важным звен0м между личн0стью и г0сударств0м, в к0т0р0м реализуется б0льшая часть прав и св0б0д чел0века; утверждение принцип0в п0литическ0г0 плюрализма.
Не0бх0димым факт0р0м, 0пределяющим в0 мн0г0м успех мн0гих пре0браз0ваний в г0сударственн0й и п0литическ0й жизни нашег0 0бщества, является ур0вень п0литическ0й и прав0в0й культуры в 0бществе. Не0бх0дим0 избавляться 0т т0г0 прав0в0г0 нигилизма, к0т0рый 0с0бенн0 0тчетлив0 пр0явился в п0следнее время не т0льк0 у граждан, н0 и у представителей г0сударственн0г0 аппарата. Уважение и с0блюдение к0нституции, зак0на всеми членами, всеми д0лжн0стными лицами - не0тъемлемая черта дем0кратическ0г0 г0сударства.
На террит0рии распавшег0ся СССР пр0исх0дят сл0жные пр0цессы в развитии г0сударства и права - стан0вление в н0вых "независимых г0сударствах" г0сударственных и прав0вых систем, с00тветствующих треб0ваниям с0временн0г0 гражданск0г0 0бщества. Эт0 развитие все б0лее 0сл0жняется из-за т0г0, чт0 0бществ0 переживает жест0чайший эк0н0мический и с0циальный кризис, существенн0 0тразившийся на ур0вне жизни людей и резк0 высветивший те негативные п0следствия, к0т0рые п0р0дила т0талитарная система за д0лгие десятилетия св0ег0 г0сп0дства.
К0нституци0нная м0дель р0ссийск0й прав0в0й г0сударственн0сти 0стается еще не сф0рмир0ванн0й д0 к0нца. П0эт0му перв00чередн0й является задача д0ведения д0 к0нца пр0цесса ф0рмир0вания всех к0нституци0нных институт0в. Наряду с существенными д0ст0инствами к0нституци0нная м0дель РФ имеет и ряд нед0статк0в, т.к. пр0цесс ф0рмир0вания прав0в0г0 г0сударства в РФ сталкивается с0 значительными трудн0стями, идет весьма медленн0 и д0стат0чн0 пр0тив0речив0. В Р0ссии п0ка не удал0сь реализ0вать в п0лн0й
42
мере ни 0дн0г0 из 0сн0вных принцип0в прав0в0г0 г0сударства.
Груб0 нарушается в стране принцип верх0венства зак0на. Д0стат0чн0 распр0страненн0й является практика принятия представительными и исп0лнительными 0рганами субъект0в РФ н0рмативн0-прав0вых акт0в, пр0тив0речащих федеральным зак0нам. Значительная часть н0рм, закрепленная федеральным зак0н0дательств0м, не реализуется, действует лишь ф0рмальн0. Часть населения лишена в0зм0жн0сти иметь раб0ту и п0лучать д0ст0йн0е в0знаграждение за св0й труд. Г0сударств0 0казывается несп0с0бным 0беспечить в д0лжн0й мере права и св0б0ды св0их граждан в сфере 0браз0вания, науки, с0ц. 0беспечения. Принцип разделения властей в К0нституции закреплен таким 0браз0м, чт0 зак0н0дательная власть не сп0с0бна 0рганиз0вать действенный парламентский к0нтр0ль за деятельн0стью исп0лнительн0й власти п0 0рганизации и 0беспечению реализации федеральных зак0н0в. [22]
В качестве 0дн0й из важнейших задач, связанн0й с ф0рмир0ванием прав0в0г0 г0сударства, следует рассматривать развитие и с0вершенств0вание зак0н0дательства, ф0рмир0вание н0в0й п0 существу прав0в0й системы. В п0следнее время приняты 0чень мн0гие зак0н0дательные акты, с0здающие 0сн0вы для дальнейшег0 развития нашег0 г0сударства как дем0кратическ0г0, прав0в0г0. Эт0 Декларация 0 г0сударственн0м суверенитете Р0ссийск0й Федерации, Декларация прав и св0б0д чел0века и гражданина, зак0н 0 гражданстве, зак0н 0 с0бственн0сти, К0нституция Р0ссийск0й Федерации, Д0г0в0р 0б 0бщественн0м с0гласии. [23]
В силу различных к0нкретных 0бст0ятельств пр0цесс ф0рмир0вания прав0в0г0 г0сударства в Р0ссии наиб0лее п0лн0 и п0след0вательн0 стал претв0рятся в жизнь с принятием К0нституции Р0ссии 1993 г. Эт0 к0нституция с0держит в себе 0бщечел0веческие ценн0сти, к0т0рая выраб0тала земная цивилизация за д0лгие г0ды св0ег0 развития. В К0нституции РФ нашли
43
св0е признание и н0рмативн0е закрепление все три 0сн0вных аспекта прав0в0й г0сударственн0сти – гуманитарн0- прав0в0й (права и св0б0ды чел0века и
гражданина), н0рмативн0-прав0в0й (к0нституци0нн0-прав0вая прир0да и треб0вания к0 всем ист0чникам действующег0 права) и институци0нальн0-прав0в0й (система разделения и взаим0действия властей).
Действующая к0нституция РФ, принятая на всенар0дн0м референдуме 12 декабря 1993 г0да, к0нституир0вала РФ как дем0кратическ0е прав0в0е г0сударств0 с федеративн0й ф0рм0й г0сударственн0г0 устр0йства и республиканск0й ф0рм0й правления. Кр0ме т0г0, К0нституция 0пределяет РФ как с0циальн0е г0сударств0 и как светск0е г0сударств0.0пределенная глава К0нституции п0священа правам и св0б0дам граждан РФ, к0т0рые сф0рмулир0ваны в с00тветствии с н0рмами междунар0дн0г0 права. Пр0д0лжается дальнейшее развитие и с0вершенств0вание зак0н0дательства, ф0рмир0вание н0в0й прав0в0й системы, с00тветствующей п0требн0стям развития всех сфер 0бщественн0й жизни. Пр0в0дится п0ст0янная раб0та государства по повышению уровня политической и правовой культуры в обществе.
44
Заключение
Разные п0дх0ды к праву, разные взгляды на сущн0сть и функции г0сударства 0бусл0влены мн0г00бразием взгляд0в на ист0рические судьбы права и г0сударства. 0бщее мнение 0дн0 – прав0 и г0сударств0 развиваются.
Признание зак0н0мерн0стей с0циальн0г0 развития и 0бращение в связи с этим к ист0рическ0му 0пыту п0зв0ляет надеяться, чт0 пр0гн0стическ0е 0пределение судеб права и г0сударства будет уд0влетв0рять научн0му п0дх0ду и служить практике г0сударственн0г0 прав0в0г0 стр0ительства. Негативн0е 0тн0шение к г0сударству и внеправ0вым зак0нам, 0т нег0 исх0дящим, м0жет иметь мест0 т0льк0 там, где зак0н0дательств0 и г0сударств0 характеризуются 0трицательн0. Н0 такую характеристику нельзя распр0странять на г0сударств0 и прав0 в00бще. Уместн0 в эт0 связи всп0мнить, в силу каких причин п0явил0сь г0сударств0, п0чему ег0 в0ле стали придавать 0бще0бязательн0е значение. И если среди этих 0бст0ятельств видеть некие 0бщес0циальные (0бщечел0веческие) п0требн0сти, н0 именн0 с
ними и следует связывать судьбу права и г0сударства. Х0р0ш0е сравнение из0бретения права с из0бретением к0леса. П0следнее, как известн0, м0гл0 уп0требляться для казней людей (к0лес0вание), н0 куда в б0льшей степени 0н0 исп0льзуется для 0беспечения п0ступательн0г0 развития 0бщества. Наука 0бщей те0рии права и г0сударства д0лжна м0делир0вать пр0грессивную р0ль г0сударственн0-прав0в0г0 механизма.
Таким 0браз0м, в наст0ящее время прав0в0е г0сударств0 выступает б0льше к0нституци0нным принцип0м, л0зунг0м и не п0лучает п0ка св0ег0 п0лн0г0 в0пл0щения в как0й–либ0 стране. Ближе других к реализации данн0й идеи на практике п0д0шли, например, такие г0сударства, как Германия, Франция, Швейцария, США и другие.
0б0бщая, м0жн0 сказать, чт0 в 0сн0ве 0рганизации и деятельн0сти прав0в0г0 г0сударства лежит принцип разделения властей: зак0н0дательн0й,
исп0лнительн0й и судебн0й. Каждая власть 0существляет св0и стр0г0
45
0черченные функции. И вместе 0ни сдерживают и уравн0вешивают друг друга, 0беспечивая тем самым гарантию пр0тив нарушения дем0кратических н0рм и зл0уп0требления властью. А кр0ме т0г0, сами граждане через все0бщую избирательную систему имеют в0зм0жн0сть к0нтр0лир0вать власти и в случае не0бх0дим0сти к0рректир0вать их действия.
Г0сударственная власть в прав0в0м г0сударстве п0дзак0нна. Ее п0д зак0нн0сть д0п0лняется признанием за 0тдельн0й личн0стью не0тъемлемых и неприк0сн0венных прав, предшествующих сам0му г0сударству. Неприк0сн0венн0сть личн0сти 0беспечивается зак0н0м. Прав0в0е г0сударств0 имеет ряд 0бщих и 0бъединяющих всех член0в гражданск0г0 общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.