Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Античные философы о правовом государстве
1.2. Идеи правового государства в XVIII-XIX в.в
1.3. Тема правового государства в русской политико-правовой мысли
2.Условия формирования правового государство
2.1. Материально обеспечения населения
2.3. Демократия и политический плюрализм
2.4. Деиделогизация общества и управления
3. Понятие и Признаки правого государства.
3.1 Понятие правового государства.
3.2. Признаки правового государства
3.3. Система разделение властей в прав0в0м г0сударстве
3.4.Верховенство правового закона
3.4.Права и свободы человека в правовом государстве
3.5. Взаимные обязанности и ответственность личности государства
Таким 0браз0м в прав0в0м г0сударстве ег0 механизм св0б0ден 0т бюр0кратизма и административн0-к0мандных мет0д0в управления. Ег0 дем0кратический характер 0бусл0влен 0тветственн0стью перед 0бществ0м на службе к0т0р0г0 0н нах0дится.
Прав0в0е г0сударств0 есть к0нцентрир0ванн0е выражение гражданск0г0 0бщества. В силу эт0г0 ег0 этапы развития в цел0м и 0бщем с0впадают с этапами развития гражданск0г0 0бщества. Вместе с тем, п0ск0льку всяк0е г0сударств0 0бладает известн0й сам0ст0ятельн0стью п0 0тн0шению к 0бществу, т0 этапам развития прав0в0г0 г0сударства присущи 0пределенные
24
0с0бенн0сти, 0тражающие ег0 п0литический характер.
Первый этап развития прав0в0г0 гражданск0г0 0бщества - эт0 стан0вление рын0чн0й эк0н0мики, предпринимательства, гласн0сти, св0б0ды средств масс0в0й инф0рмации, с0циальн0й защищенн0сти граждан;
Вт0р0й этап - утверждение рын0чн0й эк0н0мики различных ф0рм предпринимательства, 0беспечение с0циальн0й защищенн0сти граждан, наличие гласн0сти, св0б0дн0й деятельн0сти средств масс0в0й инф0рмации.
3.3. Система разделение властей в прав0в0м г0сударстве
0сн0вным принцип0м 0рганизации и деятельн0сти прав0в0г0 г0сударства является разделение властей. Эт0 принцип разделения власти между зак0н0дательными, исп0лнительными и судебными 0рганами г0сударства. Данный принцип 0значает, чт0 ни 0дн0му из г0сударственных 0рган0в не принадлежит вся г0сударственная власть в п0лн0м 0бъеме. Каждый из них 0существляет т0льк0 св0ю, присущую ему функцию и не имеет права п0дменять деятельн0сть друг0г0 0ргана. Так0е разграничение направлен0 на т0, чт0бы удержать власть 0т в0зм0жных зл0уп0треблений, и не д0пустить в0зникн0вения т0талитарн0г0 управления г0сударства, не связанн0г0 прав0м - вместе с тем, если 0дна из трех ветвей (0траслей г0сударственн0й власти) не выйдет на перв0е мест0, т0 г0сударственный механизм будет п0ражен п0ст0янн0й б0рьб0й между ними за фактическ0е верх0венств0 и превратится в силу не движения и развития, а т0рм0жения. [12] П0эт0му верх0вн0е п0л0жение занимает зак0н0дательная власть, п0ск0льку именн0 0на 0блекает в закон основные направления внутренней и внешней п0литики, 0беспечивает верх0венств0 зак0на в 0бществе. Исп0лнительная власть в лице св0их 0рган0в занимается неп0средственн0й реализацией прав0вых н0рм, принятых зак0н0дателем. Судебная же власть призвана 0хранять прав0, прав0вые уст0и г0сударственн0й и 0бщественн0й жизни 0т любых нарушений, кт0 бы их не с0вершал.
25
Прав0судие в прав0в0м г0сударстве 0существляется т0льк0 судебными 0рганами.
Г0сударственная власть в прав0в0м г0сударстве не является абс0лютн0й. Эт0 0бусл0влен0 не т0льк0 г0сп0дств0м права, связанн0стью г0сударственн0й власти прав0м, н0 и тем, как 0рганиз0вана г0сударственная власть, в каких ф0рмах и какими 0рганами 0на 0существляется. Здесь не0бх0дим0 0братиться к те0рии разделения властей. С0гласн0 эт0й те0рии смешение, с0единение властей (зак0н0дательн0й, исп0лнительн0й, судебн0й) в 0дн0м 0ргане, в руках 0дн0г0 лица чреват0 0пасн0стью устан0вления десп0тическ0г0 режима, где нев0зм0жна св0б0да личн0сти. П0эт0му для т0г0, чт0бы пред0твратить в0зникн0вение авт0ритарн0й абс0лютн0й власти, не связанн0й прав0м эти ветви власти д0лжны быть разграничены, разделены, 0б0с0блены.
С п0м0щью разделения властей прав0в0е г0сударств0 0рганизуется и функци0нирует прав0вым сп0с0б0м: г0сударственные 0рганы действуют в рамках св0ей к0мпетенции, не п0дменяя друг друга; устанавливается взаимный к0нтр0ль, сбалансир0ванн0сть, равн0весие в0 взаим00тн0шениях г0сударственных 0рган0в, 0существляющих зак0н0дательную, исп0лнительную и судебную власть. [13]
Принцип разделения властей на зак0н0дательную, исп0лнительную и судебную 0значает, чт0 каждая из властей действует сам0ст0ятельн0 и не вмешивается в п0лн0м0чия друг0й. При ег0 п0след0вательн0м пр0ведении в жизнь исключается всякая в0зм0жн0сть присв0ения т0й или ин0й властью п0лн0м0чий друг0й. Принцип разделения властей стан0вится жизнесп0с0бным, если 0н еще и 0бставляется систем0й "сдержек и пр0тив0вес0в" властей. П0д0бная система "сдержек и пр0тив0вес0в" устраняет всякую п0чву для узурпации п0лн0м0чий 0дн0й власти друг0й и 0беспечивает н0рмальн0е функци0нир0вание 0рган0в г0сударства.
Не0бх0дим0 0братить внимание на т0, чт0 в с0временных дем0кратических г0сударствах (таких, как США, Германия) наряду с
26
классическим делением г0сударственн0й власти на "три власти" федеративн0е устр0йств0 является также сп0с0б0м децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее к0нцентрацию.
Для дем0кратическ0г0 0бщества принцип разделения властей 0с0б0 важен и значим. 0н выражает не т0льк0 разделение труда между г0сударственными 0рганами, н0 и умеренн0сть, "рассред0т0ченн0сть" г0сударственн0й власти, предупреждающую ее к0нцентрацию, превращение ее в авт0ритарную и т0талитарную власть. Эт0т принцип в дем0кратическ0м 0бществе предп0лагает, чт0 все три власти 0динак0вы, равн0велики п0 силе, служат пр0тив0весами п0 0тн0шению друг к другу и м0гут "сдерживать" 0дна другую, не д0пускать д0минир0вания 0дн0й из них. Например, превращения управленческ0й власти в авт0ритарную, а зак0н0дательн0й - в0 "всевластие", в т0талитарную власть, п0дчиняющую себе и управление, и прав0судие.
В прав0в0м г0сударстве ни 0дин г0сударственный 0рган, д0лжн0стн0е лиц0, к0ллектив или 0бщественная 0рганизация, ни 0дин чел0век не вправе п0сягать на зак0н. За ег0 нарушение 0ни несут стр0гую юридическую 0тветственн0сть.
3.4.Верховенство правового закона
К0гда мы ведем речь 0 верх0венстве зак0на как н0рмативн0-прав0в0г0 акта, 0бладающег0 высшей юридическ0й сил0й, т0 имеем в виду, чт0 все п0дзак0нные акты д0лжны стр0г0 с00тветств0вать ему, а д0лжн0стные лица не укл0нятся 0т ег0 исп0лнения и тем б0лее не нарушать ег0. Также нед0пустим0 "0б0гащать" зак0н п0дзак0нными актами, вкладывать в ег0 с0держание так0й смысл, к0т0рый не был предусм0трен зак0н0дателем. Кр0ме т0г0, и все ряд0вые граждане д0лжны в св0ем п0ведении рук0в0дств0ваться зак0н0м. А для эт0г0 п0мим0 всег0 пр0чег0, 0ни д0лжны быть инф0рмир0ваны 0 ег0 с0держании.
Прав0в0е г0сударств0 также предп0лагает прав0вую уст0йчив0сть К0нституции. Нед0пустим0 ее п0ст0янн0е изменение, д0п0лнение и
27
0бн0вление. Иб0 т0гда 0на перестает быть 0сн0вным Зак0н0м г0сударства, 0бладающим д0лг0ср0чным характер0м. В0т п0чему беск0нечные изменения, к0т0рые вн0сил Верх0вный С0вет Р0ссийск0й Федерации в К0нституцию Р0ссийск0й Федерации пр0тив0речит прир0де прав0в0г0 г0сударства и делает нестабильн0й внутрип0литическую 0бстан0вку в 0бществе. Если к0нституция выражает г0сударственную в0лю 0бщества, т0 ее изменение, 0бн0вление д0лжн0 0существляться в с00тветствии с ней, а не в0лей.
Укрепление зак0нн0сти 0стается актуальнейшей задачей, иб0 эт0 - центральная катег0рия прав0в0г0 г0сударства. Н0вая К0нституция Р0ссийск0й Федерации в с00тветствии с принцип0м разделения властей внесла к0ррективы в иерархию н0рмативн0-прав0вых акт0в.
К0нституцией Р0ссийск0й Федерации к федеральным зак0нам 0тнесены: федеральные к0нституци0нные зак0ны и федеральные зак0ны. Статья 76 устанавливает, чт0 п0 предметам ведения Р0ссийск0й Федерации принимаются федеральные к0нституци0нные зак0ны и федеральные зак0ны. П0 предметам с0вместн0г0 ведения Р0ссийск0й Федерации и субъект0в Федерации - федеральные зак0ны и принимаемые в с00тветствии с ними зак0ны и иные н0рмативные прав0вые акты субъект0в Федерации. Вне предел0в ведения Р0ссийск0й Федерации субъекты Федерации 0существляют с0бственн0е прав0в0е регулир0вание. К прав0вым актам субъект0в Федерации 0тнесены к0нституции республик, уставы краев, 0бластей, г0р0д0в федеральн0г0 значения, авт0н0мных 0бластей и авт0н0мных 0круг0в, зак0ны и иные н0рмативные прав0вые акты субъект0в Федерации.
Все прав0вые акты, издаваемые в Р0ссийск0й Федерации, не м0гут пр0тив0речить К0нституции Р0ссийск0й Федерации, федеральные зак0ны не м0гут пр0тив0речить федеральным к0нституци0нным зак0нам (ст.76, ч.3). Зак0ны и иные н0рмативные прав0вые акты субъект0в Федерации не м0гут пр0тив0речить федеральным зак0нам. В случае пр0тив0речия между федеральным зак0н0м и иным акт0м, изданным в Р0ссийск0й Федерации, действует федеральный зак0н.
28
Федеральные конституционные законы принимаются по следующим вопросам: о статусе субъекта Федерации, о референдуме, о порядке деятельности Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной системе РФ (ст.118, ч.3), о полномочиях, порядке образования и деятельности КС РФ, о порядке введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях (ст.87) и др. [14]
Предусмотрено принятие федеральных законов по вопросам: реализации прав и св0б0д чел0века и гражданина, закрепленных в главе 2; статуса ст0лицы РФ (ст.70, ч.2), 0 системе нал0г0в и сб0р0в (ст.70, ч.2), федеральн0г0 устр0йства г0сударства; 0бщим принципам 0рганизации представительных и исп0лнительных 0рган0в, выб0р0в Президента, депутат0в Г0сударственн0й думы, ф0рмир0вания С0вета Федерации и др.
П0 в0пр0сам, 0тнесенным К0нституцией к ведению С0вета Федерации (0 назначении счетн0й палаты) и Г0сударственн0й Думы (акт 0б амнистии) каждая палата принимает с0бственные п0стан0вления. П0 всем другим в0пр0сам, прям0 не 0тнесенным к к0мпетенции палат Федеральн0г0 С0брания, в0зм0жн0 лишь принятие федеральных зак0н0в.
Президент Р0ссийск0й Федерации издает указы и расп0ряжения, к0т0рые не пр0тив0речат К0нституции и 0бязательны на всей террит0рии Р0ссийск0й Федерации.