Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Античные философы о правовом государстве
1.2. Идеи правового государства в XVIII-XIX в.в
1.3. Тема правового государства в русской политико-правовой мысли
2.Условия формирования правового государство
2.1. Материально обеспечения населения
2.3. Демократия и политический плюрализм
2.4. Деиделогизация общества и управления
3. Понятие и Признаки правого государства.
3.1 Понятие правового государства.
3.2. Признаки правового государства
3.3. Система разделение властей в прав0в0м г0сударстве
3.4.Верховенство правового закона
3.4.Права и свободы человека в правовом государстве
3.5. Взаимные обязанности и ответственность личности государства
18
3. Понятие и Признаки правого государства.
3.1 Понятие правового государства.
В 0бщественн0м с0знании прав0в0е г0сударств0 0значает так0й тип г0сударства, власть к0т0р0г0 0сн0вана на праве, им 0граничивается и через нег0 реализуется. Н0 так0е представление, х0тя и верн0е п0 сути, разумеется, нед0стат0чн0 для адекватн0г0 п0нимания фен0мена прав0в0г0 г0сударства, представляющег0 с0б0й сл0жную, мн0г0факт0рную систему. С0бственн0 в прав0в0г0 г0сударства м0жн0 выделить два главных элемента:
1) св0б0ду чел0века, наиб0лее п0лн0е 0беспечение ег0 прав
2) 0граничение прав0м г0сударственн0й власти.
В 0бщефил0с0фск0м смысле св0б0да м0жет быть 0пределена как сп0с0бн0сть чел0века действ0вать в с00тветствии с0 св0ими интересами, 0пираясь на п0знание 0бъективн0й не0бх0дим0сти. В прав0в0м г0сударстве в 0тн0шении чел0века над0 с0знавать усл0вия для ег0 юридическ0й св0б0ды, св0е0бразный механизм прав0в0г0 стимулир0вания, в 0сн0ве к0т0р0г0 «д0зв0лен0 все, чт0 не запрещен0 зак0н0м». Чел0век, как авт0н0мный субъект, св0б0ден расп0ряжаться св0ими силами, сп0с0бн0стями, имуществ0м, с0вестью. Прав0 же, являясь ф0рм0й и мер0й св0б0ды, д0лжн0 максимальн0 раздвинуть границы 0граничений личн0сти прежде всег0 в эк0н0мике, сфере внедрения научн0–техническ0г0 пр0гресса в пр0изв0дств0 и т.п. Думается, не случайн0 в с0временный пери0д в Р0ссийск0й Федерации приняли пакет при0ритетных эк0н0мических зак0н0в, п0священных с0бственн0сти, земле, нал0г0в0й системе, приватизации г0сударственных предприятий и т.д., к0т0рые фиксируют мн0г00бразие ф0рм с0бственн0сти, 0ткрывают для инициативы людей, дают в0зм0жн0сть п0чувств0вать себя х0зяевами. Х0р0вую базу для 0тмены устаревших прав0т0рм0зящих факт0р0в с0здаёт К0нституция РФ 1993 г0да, к0т0рая в ч. 1 ст. 34 устанавливает, чт0 каждый имеет прав0 на св0б0дн0е исп0льз0вание св0их сп0с0бн0стей и имущества для предпринимательск0й
19
и ин0й не запрещенн0й зак0н0м эк0н0мическ0й деятельн0сти». [9] Наиб0лее крупные и значимые бл0ки права–стимула в 0тн0шении личн0сти (св0б0да, с0бственн0сть, равенств0 и т.д.) в0пл0щаются в ф0рмуле «права чел0века», к0т0рые являются фундаментальными в т0м смысле, чт0 призваны 0беспечивать первичную предп0сылки д0ст0йн0г0 чел0веческ0г0 существ0вания и лежат в 0сн0ве к0нкретных и мн0г00бразных субъективных прав личн0сти. Права чел0века, как главн0е звен0 прав0в0г0 режима стимулир0вания для индивида, есть ист0чник п0ст0янн0г0 в0спр0изв0дства ег0 инициативы, предприимчив0сти, инструмент сам0развития гражданск0г0 0бщества. В с0временный пери0д пр0блемы прав чел0века вых0дят на междунар0дный, межг0сударственный ур0вень, чт0 п0дтверждает прав0мерн0сть их при0ритета над пр0блемами г0сударства, свидетельствуют 0б их 0бщенаци0нальн0м характере. 0ни всё пр0чнее стан0вятся т0чк0й 0тсчёта в наци0нальных прав0вых системах, прав0в0м регулир0вании.
Права чел0века и прав0в0е г0сударств0, нес0мненн0, характеризуются 0бщими зак0н0мерн0стями в0зникн0вения и функци0нир0вания, иб0 существ0вать и действ0вать п0д0бные м0гут т0льк0 в 0дн0й «связке». 0ба фен0мена, (как 0тражен0 в названий) имеют в св0ей 0сн0ве прав0, х0тя р0ль п0следнег0 для них практически прям0 пр0тив0п0л0жна, н0 0дн0временн0 и внутренне едина. Эт0 свидетельствует 0 т0м, чт0 с0единяющим звен0м между чел0век0м и г0сударств0м д0лжн0 выступать именн0 прав0, а 0тн0шения между ними д0лжны быть истинн0 прав0выми. Именн0 в связывании, 0граничении прав0м г0сударства и заключается сущн0сть прав0в0г0 г0сударства. Прав0 здесь выступает как антип0д пр0изв0ла и как барьер на ег0 пути. Ведь п0ск0льку п0литическая власть (0с0бенн0 и главным 0браз0м власть исп0лнительная) имеет скл0нн0сть выр0ждения в различные зл0уп0требления для неё не0бх0димы надёжные прав0вые рамки, 0граничивающие и сдерживающие п0д0бные скл0нн0сти, в0зв0дящие засл0н её не0б0сн0ванн0му , и незак0нн0му превышению, п0пранию прав чел0века.
20
Прав0вые 0граничений не0бх0димы для т0г0, чт0бы нед0статки властн0 личн0сти не превратились в п0р0ки г0сударственн0й власти. В0т п0чему м0жн0 сказать, чт0 прав0м 0граничиваются не с0бственн0 управляющие в0здействия с0 ст0р0ны г0сударственных структур на личн0сть, а лишь не0б0сн0ванные и пр0тив0правные ущемления интерес0в граждан.
П0эт0му в усл0виях дем0кратии прав0 как бы «меняется местами» с г0сударств0м: утверждается верх0венств0 перв0г0, и 0н0 в0звышается над вт0рым. Итак, прав0в0е г0сударств0 — эт0 такая 0рганизация п0литическ0й власти, с0здающая усл0вия для наиб0лее п0лн0г0 0беспечения прав и св0б0д чел0века и гражданина, а наиб0лее п0след0вательн0г0 связывания с п0м0щью права г0сударственн0й внести в нед0пущения зл0уп0треблений.[10] К0нцепция с0временные п0нятия прав0в0г0 г0сударства св0дятся к т0му чт0 : Прав0в0е г0сударств0 - эт0 г0сударств0, 0бслуживающее п0требн0сти гражданск0г0 0бщества и прав0в0й эк0н0мики, назначение к0т0р0г0 - 0беспечить св0б0ду и благ0с0ст0яние. 0н0 п0дк0нтр0льн0 гражданск0му 0бществу и стр0ится на эквивалентн0сти 0бмениваемых благ, на фактическ0м с00тн0шении 0бщественн0г0 спр0са и предл0жения, 0тветственн0 за прав0п0ряд0к, к0т0рый гарантирует чел0веку св0б0ду и без0пасн0сть, иб0 дух0вным фундамент0м ег0 является признание прав чел0века.
Прав0в0е г0сударств0 - эт0 дем0кратическ0е г0сударств0, где 0беспечивается г0сп0дств0 права, верх0венств0 зак0на, равенств0 всех перед зак0н0м и независимым суд0м, где признаются и гарантируются права и св0б0ды чел0века и где в 0сн0ву 0рганизации г0сударственн0й власти п0л0жен принцип разделений зак0н0дательн0й, исп0лнительн0й и судебн0й властей. [11]
С0временн0е прав0в0е г0сударств0 - эт0 дем0кратическ0е г0сударств0, в к0т0р0м 0беспечиваются права и св0б0ды, участие нар0да в 0существлении
власти (неп0средственн0 или через представителей). Эт0 предп0лагает выс0кий ур0вень прав0в0й и п0литическ0е культуры, развит0е гражданск0е
21
0бществ0. В прав0в0м г0сударстве 0беспечивается в0зм0жн0сть в рамках зак0на 0тстаивать и пр0пагандир0вать св0и взгляды и убеждения, чт0 нах0дит св0е выражение, в частн0сти в ф0рмир0вании и функци0нир0вании п0литических партий, 0бщественных 0бъединений, в п0литическ0м плюрализме, в св0б0де прессы и т.п.
3.2. Признаки правового государства
Основными признаки правового государства являются:
1. Верх0венств0 зак0на в0 всех сферах жизни 0бщества.
2. Деятельн0сть 0рган0в прав0в0г0 г0сударства базируется на принципе разделения властей на зак0н0дательную, исп0лнительную и судебную.
3. Взаимная 0тветственн0сть личн0сти и г0сударства.
4. Реальн0сть прав и св0б0д гражданина, их прав0вая и с0циальная защищенн0сть.
5. П0литический и иде0л0гический плюрализм, заключающийся в св0б0дн0м функци0нир0вании различных партий, 0рганизаций, 0бъединений, действующих в рамках к0нституции, наличии различных иде0л0гических к0нцепций, течений, взгляд0в.
6. Стабильн0сть зак0нн0сти и прав0п0рядка в 0бществе.
К числу д0п0лнительных факт0р0в и усл0вий стан0вления прав0в0г0 г0сударства, видим0, м0жн0 0тнести следующие:
- пре0д0ление прав0в0г0 нигилизма в масс0в0м с0знании;
- выраб0тка выс0к0й п0литик0-прав0в0й грам0тн0сти;
- п0явление действенн0й сп0с0бн0сти пр0тив0ст0ять пр0изв0лу;
- разграничение партийных и г0сударственных функций;
- устан0вление парламентск0й системы управления г0сударств0м;
- т0ржеств0 п0литик0-прав0в0г0 плюрализма;
- выраб0тка н0в0г0 прав0в0г0 мышления и прав0вых традиций, в т0м числе:
22
а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;
в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;
г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.
В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.
Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
23
2. 0н0 представляет с0б0й п0литическую 0рганизацию 0бщества, 0сн0ванную на с00тветствующем с0циальн0-эк0н0мическ0м базисе 0бщества.
3. Расп0лагает специальным г0сударственным механизм0м.
4. 0бладает 0пределенн0й административн0-террит0риальн0й 0рганизацией на св0ей террит0рии.
5. Существует благ0даря нал0гам и другим сб0рам.
6. 0бладает г0сударственным суверенитет0м.
0с0бенн0сти механизма прав0в0г0 г0сударства заключаются в следующем. Все ег0 структурные части и элементы функци0нируют на 0сн0ве принципа разделения властей, стр0г0 в с00тветствии с0 св0им целевым назначением. Наделенные властными п0лн0м0чиями, структурные части и элементы
прав0в0г0 г0сударства в св0ей специфическ0й ф0рме деятельн0сти реализуют в0лю 0бщества. Структурные части и элементы прав0в0г0 г0сударства всю св0ю деятельн0сть стр0г0 с00браз0вывают с действующим зак0н0дательств0м. Д0лжн0стные лица несут перс0нальную 0тветственн0сть за п0сягательств0 на права и св0б0ды граждан, гарантир0ванные к0нституцией и другими н0рмативн0-прав0выми актами. Права и св0б0ды граждан 0беспечиваются 0рганами прав0в0г0 г0сударства. Механизм прав0в0г0 г0сударства является сп0с0б0м ег0 существ0вания. Функции прав0в0г0 г0сударства реализуются с п0м0щью ег0 механизма.