ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 668
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова
Кафедра философии
Колдыбаев С.А.
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
(введение в курс)
Учебное пособие
Костанай – 2013
ББК 87. 3 Я 73
К 17
Автор:
Колдыбаев Сафар Абдугалиевич, доктор философских наук, профессор
Рецензенты:
Дубинин С.Н. доктор психологических наук
Абиль Е.А. доктор исторических наук
Бондаренко Ю.Я. кандидат философских наук
Колдыбаев С.А.
К 17 История и философия науки ( введение в курс) – Костанай: КГУ им. А. Байтурсынова, 2013. – 175 с.
Учебное пособие в популярной и теоретической форме излагает основные темы курса «История и философия науки». Тематика пособия построена на основе учебной программы истории и философии науки МОН РК предназначенной для магистрантов. Дан список учебной литературы, и тестовые вопросы по курсу.
Автор надеется, что пособие окажет практическую пользу студентам, магистрантам, всем тем, кто изучает проблемы философии науки.
ISBN 978-601-7322-46-5 ББК 87. 3 Я 73
Утверждено заседанием Ученого совета Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, протокол от 24.10____2013_г. № 8__.
© Костанайский государственный
университет им. А. Байтурсынова, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 4
ПРЕДМЕТ И РОЛЬ КУРСА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ 5
Предмет истории и философии науки 5
История и философия науки как учебная и научная дисциплина 10
ИСТОРИЯ НАУКИ 12
Преднаука и наука. Периодизация развития науки 12
Античная эпоха 15
Средневековье 21
Научная революция и начало Нового времени 28
От классики к современности 36
Философские образы науки и ее методы 42
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ 50
Основные структуры научного знания (научное понятие, научный закон, научное объяснение) 50
Формы научного познания (проблема, факт, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа) 57
Основания науки 66
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ 68
Научная картина мира 68
Научная революция 72
НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫИ ИНСТИТУТ 88
Социология науки как дисциплина 88
Организационные формы науки 90
Научное сообщество как социальная группа 91
Функционирование науки и факторы общественной жизни 96
Статус науки в обществе: проблемы легитимации и свободы 98
НАУКА В КУЛЬТУРЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ 99
Наука как феномен культуры 99
Мировоззренческие, гуманистические аспекты науки 104
Наука и религия. Знание и вера 105
МЕТОДОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК 109
Методология наук как научная дисциплина 109
Методы эмпирического уровня научного познания (вычленения и исследования эмпирического объекта) 113
Методы теоретического научного познания 117
Общенаучные подходы. Системный подход как методология познания целостных объектов. 119
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 120
ЛИТЕРАТУРА 170
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ 171
ОТ АВТОРА
Основная цель, которую ставил автор при подготовке данного учебного пособия, состояла в том, чтобы постараться в популярно доступной форме осветить главные идеи курса истории и философии науки. Философия науки – относительно молодой раздел философского знания, который особенно бурно развивался в ХХ в. и эффективно прогрессирует в наше время, особенно в западной и российской философии.
Полученные фундаментальные научные результаты в разработке проблем философии науки привели к необходимости определенного включения этих результатов в образовательный процесс высшей школы. В этой же связи в частности, крупных вузах республики открыты кафедры «Философии и методологии науки», на философских конгрессах и конференциях страны работают секции по проблемам философии науки, издаются учебно-методические работы.
История и философия науки была введена с середины 90-х годов ХХ в. в учебные планы отечественных вузов в качестве обязательного предмета для магистрантов всех специальностей. И хотя, в Казахстане с 2011 г. система подготовки научных кадров, окончательно порвав с прошлой советской традицией, перешла на системную западную подготовку, по схеме «магистр – доктор пейджи», дисциплина эта, по прежнему, остается обязательной для программы магистрантов. Предлагаемое наше учебное пособие призвано оказать определенную помощь в подготовке магистрантов по этому курсу.
К сожалению, в казахстанской современной учебно-философской литературе явно недостаточно учебников и учебных пособий по курсу истории и философии науки. Хотя заметим, при кафедрах философии различных вузов республики выпускаются и практически используются в учебном процессе различные вспомогательные учебные материалы по философии науки ( методические рекомендации, указания, небольшие справочники и пр.), но это не может удовлетворить растущую армию магистрантов в высших школах страны.
Учитывая обширность проблем истории и философии науки учебное пособие включает в свое содержание основные, узловые темы дисциплины. Автор надеется, что подобный вводный характер содержания тематики работы поможет магистрантам уже системно и всесторонне овладеть всем курсом истории и философии науки.
Данное учебное пособие следует рассматривать как в известной степени дополнение к тому пробелу в состоянии учебных пособии по курсу «История и философия науки», который сложился в Казахстане.
ПРЕДМЕТ И РОЛЬ КУРСА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Предмет истории и философии науки
В самом общем плане предметом истории и философии науки, является наука. Наука в переводе с латинского означает «знание». Но дать определение науки сложно. Автор монументального труда «наука в истории общества» английский ученый Дж. Бернал вообще считал, что определение науки невозможно, ибо оно в любом случае фиксирует лишь один из ее аспектов. В понимании Дж. Бернала исходным может являться лишь определение «науки как системы знаний человека об окружающем мире».
Обратим внимание, что предметом истории и философии науки выступает рассматриваемая под определенным углом «наука», с которой надо связывать, но не отождествлять «знание». Наука, безусловно, базируется на знании. Но понятие «знание» шире. Знание включает: а) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-то сделать, осуществить; б) любую познавательно значимую (в частности адекватную) информацию в) особую познавательную единицу, гносеологическую форму отношения человека к действительности, существующую наряду и во взаимосвязи со «своим другом» - с практическим отношением. В этих вариантах второй и третий аспекты и есть предмет рассмотрения гносеологии (теории познания) и эпистемологии (теории научного познания).
Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, которая в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, иначе говоря, всякое сознание существует в форме знания. В тоже время, наука – эта форма духовной деятельности людей, которая направлена на производство знаний о природе, обществе и о самом познании. Это производство знаний преследует цель постижение истины и открытие объективных законов путем обобщения фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
Важно отметить, что сфера науки эта творческая деятельность по получению нового знания в известном системном виде. Хаотические, разрозненные сведения не есть научное знание.
Само бытие науки многозначно, ее принято рассматривать в трех аспектах:
1. Наука как система знаний, как результат познавательной деятельности
. Наука вышла из практики, из обыденного стихийно-эмпирического знания. Эти знания опираются на здравый смысл. Но наука в этом аспекте значительно отличается от обыденного знания. Выйдя из практики, наука существенно опережает практику. И делает это с помощью того, что строит теоретические модели, т.н. абстрактные, идеальные объекты. Последние не только позволяют отображать объекты, но и глубже их познавать, в том числе и с опережением существующих реальностей. Этому же процессу опережения научного знания способствуют и материально-технические средства (телескопы, микроскопы и т.д.). В результате, создается почва для научного предвидения, открытия объективных законов.
2. Наука как социальный институт. Этот аспект в науке появился в ХVII – ХVIII в., когда впервые появились научные общества, академии, специальные научные журналы и пр. Ведь ранее наукой занимались энтузиасты. Но с ХVII в. она стала социальным институтом. К середине ХIХ в. стало проявляться дисциплинарное построение наук, при которой каждая область научного знания заняла свое место в общей классификации наук. А уже в Х1Х, ХХ веках наука стала проявляться в производстве и превращаться в результате в непосредственную производительную силу общества. Иначе говоря, на каждом этапе развития науки менялись формы ее институализации.
3. Наука как особая сфера культуры. Если исходить из широко распространенного среди исследователей мнения о том, что культура есть то, что создано обществом, в отличии от природы, то наука по такой логике есть продукт общества. И, в этом смысле, как сфера культуры, наука имеет определенные духовные ценности, традиции, идеалы, материальные слагаемые (оборудование, техническую базу и пр.).
В учебной литературе можно встретить и более упрощенный вариант понимания бытия науки, когда в нем различают т.н. когнитивный и социально-культурный аспекты. Когнитивный, характеризует внутренние, концептуальные вопросы науки, как – то, эпистемологические, логические, методологические проблемы науки. Социально-культурный аспект выясняет то, как наука взаимодействует с культурными, историческими, социальными факторами жизни общества. Это деление относительно, ибо, безусловно, эти аспекты в жизни, как и в науке, так и философско-науковедческих концепциях тесно переплетены.