ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 662
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, наука, выступающая как предмет истории и философии науки многогранна. Во-первых, она выступает, как сложный, противоречивый процесс, как получения, так и результата нового специфического знания; т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему (а не простое их суммирование). Во вторых, наука является социальным институтом со всей своей инфраструктурой, куда входит организация науки, научные учреждения, этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых и т.п. В третьих, наука есть особая область человеческой духовной деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.
Определение границ бытия научного знания позволяет говорить и о других формах знания, но уже находящихся за пределами науки. В этом смысле говорят о существовании форм вненаучного знания. Каждой форме общественного сознания: не только науке, но и философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу.
По классификации выделяют следующие формы вненаучного знания:
- ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира
- донаучное, выступающее прототипом, предпосылкой появления научного
- паранаучное, как не совпадающее с изменяющимся гносеологическим стандартом. Весь спектр паранормального (от греч. пара – около, при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (мистика, спиритизм, телепатия и т.п.)
- лженаучное – ошибочное знание, сознательно эксплуатируемое домыслами и предрассудками
- квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы принуждения и насилия. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархичной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим.
- антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка «анти» означает противоположное науке.
- псевдонаучное знание – это интеллектуальная спекуляция на популярных теориях (о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс и т.д.) Однако, псевдонаука может натолкнуться и на истину.
- девиантное и аномальное знания представляют собой отклонения от общепринятых норм и стандартов научной деятельности. Однако эти «отклонения» могут быть предвестниками научных открытии и революции в науке.
Вопрос различения науки и вненаучного знания не так прост. Например, известно, что ученый, академик М.Бутлеров-химик горячо поддерживал парапсихологию. Или, скажем менее известный факт – другой ученый Кеплер открывший законы движения планет, был в тоже время и астрологом. И здесь важно найти своеобразные определители различения науки и вненаучного знания. Известно, что Юм и Кант это различение видели в опыте. Иначе говоря, если в чувственном опыте, в эмпирии нет доказательств, то тогда речь не должна идти о научном знании. У позитивистов Венского кружка это требование получило название верификации.
К.Поппер выдвинул парадоксальный критерий: научное положение должно быть рано или поздно опровергнуто. Этот критерий получил в философии науки название принципа фальсифицируемости.
Американский философ Т.Кун в работе «Структура научных революции» выдвинул и обосновал условия, при которых может быть нормальная наука. Для этого нужна «парадигма» или т.н. «дисциплинарная матрица». Парадигма (от греч. «образец») – это совокупность базисных теоретических взглядов, средств, подходов для решения той или иной научной задачи, которые принимаются научным сообществом. В дисциплинарную матрицу входят: 1) символические обобщения, или формализованные конструкций используемые членами сообщества ученых без сомнений и разногласий. 2) «метафизические», общеметодологические представления, концептуальные модели. 3) цементирующие данное научное сообщество ценности, среди которых наиболее важны предсказания. 4) «Образцы» - признанные в научном сообществе примеры решения научных проблем.
Развитие науки, заключает Т.Кун, есть смена парадигм, дисциплинарных матриц.
Наука едина, хотя это обстоятельство вовсе не исключает, а органически предполагает ее дифференциацию. Проблема классификации наук сложна и на сегодняшний день окончательно не решена. Одна из первых попыток такой классификации принадлежит Аристотелю, при котором все знание, вспомним, совпадало с философией. Тем не менее, в зависимости от сферы его применения он делил знание на три группы. Теоретическое, где познание ведется ради него самого. Практическое, которое дает руководящие идей для поведения человека. И творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части: а) первая философия (впоследствии метафизика) – наука о высших началах и первых причинах всего существующего, не доступных для органов чувств и постигаемых умозрительно; б) математика; в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе. Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал «органоном» (орудием) всякого познания.
В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (ХVI – ХVII в.) «Великое восстановление наук» предпринял Ф. Бэкон. В основу своей классификации он положил познавательные способности человека, такие как память, рассудок, воображение. Исходя из них, он выделяет, три большие группы: а) история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская; б) теоретические науки, или «философия» в широком смысле слова; в) поэзия, литература, искусство вообще. В составе «философии» в широком смысле слова Бэкон выделил «первую философию» (или собственно философию), которую в свою очередь подразделил на естественную теологию, антропологию, философию природы. Антропология в свою очередь делилась им на философию человека (куда входили психология, логика, теория познания, этика) и гражданскую философию (политику). При этом, Бэкон считал, что науки изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания, риторика) являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе «умственные» орудия», которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений (идолов).
Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разделил на три крупных раздела, соответствующие основным этапам развития Абсолютной идей (мирового духа): а) логика, которая совпадает с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, понятии в) философия природы; в) философия духа.
Философия природы подразделялась им на механику, физику (включающую и изучение химических процессов) и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм.
Философию духа Гегель расчленил на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Учение о субъективном духе последовательно раскрывается в таких науках, как антропология, феноменология и психология. В разделе объективный дух немецкий мыслитель исследует социально-историческую жизнь человечества в разных ее аспектах. Раздел об абсолютном духе завершается анализом философии как «мыслящего рассмотрения предметов». При этом, Гегель ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как «науку наук»
Свою классификацию наук предложил основоположник позитивизма О.Конт. Он, отвергает бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума. В основу деления наук, по его мнению, необходимо поставить изучение самих классифицируемых предметов и естественные связи между ними. Отсюда, по его мнению, есть математика, механика, астрономия, физика, химия, социология.
Свой классификации наук предложили впоследствии В. Дильтей, и основатели Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт.
Материалистична и диалектична классификация наук Ф. Энгельса. В основе ее формы движения материи в природе. Отсюда следовало, что науки располагаются естественным образом – механика, физика, химия, биология – подобно тому, как развиваются одна за другой сами формы движения материи – высшие из низших, сложные из простых. Он же предсказал, что до сих пор подтверждается, появление новых наук на стыках основных наук (физики и химии, химии и биологии и т.п.)
Современная классификация наук проводится по различным основаниям. Если исходить из предмета и метода познания можно выделить науки о природе – естествознание, науки об обществе – обществознание, науки о мышлении, самом познании (логика, гносеология, эпистемология и др.) Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой ,является современная математика, которая не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления. Наукой о наиболее общих законах мира является философия, которую, однако, полностью нельзя относить к науке. Любопытна в связи с этим позиция британского логика и философа Б. Расселя, который утверждал, что философия есть нечто среднее между теологией и наукой. Как религия она спекулятивна, как наука взывает к человеческому разуму. Философия как бы ничейная земля между наукой и теологией, открытая для атак с обеих сторон. В философии нет в частности, таких признаков науки как конкретность языка, фактов и пр.
По своей удаленности от практики науки делятся на прикладные и фундаментальные. Фундаментальные – те, которые, выясняют основные законы и принципы реального мира, и где нет прямой ориентации на практику. Прикладные – используют результаты научного познания непосредственно в решении производственных и социально-практических задач.
Могут быть и другие критерии (основания) для классификации наук. Но много здесь дискуссионного. Например, существует ли геологическая форма движения и, каково в связи с этим место геологии в иерархии наук. Слабо разработана классификация социально-гуманитарных наук.
История и философия науки как учебная и научная дисциплина
Наука является предметом не только истории и философии науки, но и таких дисциплин, как социология науки, науковедение, наукометрия. Поэтому важно определить в исследовании феномена «науки» границы предмета истории и философии науки, которые вырисовываются в сопоставлении с границами предметной области вышеперечисленных наук.
Социология науки является дисциплиной изучающей взаимоотношения науки с социальной структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, динамику групповых взаимодействии формальных и неформальных сообществ ученых, а также конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах обществ.
Науковедение фиксирует общие тенденции функционирования науки, тяготеет к описательному характеру. Сложившись в 60-х годах ХХ в. эта дисциплина больше занималась выработкой рекомендации по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования и управления научным исследованием.
Наукометрия – область статистического изучения потоков научной информации, динамики информационных массивов науки. В емком виде, наукометрия, представляет собой применение методов математической статистики к анализу потока научных публикации, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.
В отличие от данных дисциплин, история и философия науки изучает общие закономерности и тенденции науки, которые являются результатом особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии, и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Историю и философию науки интересует исторический и мировоззренческий аспекты в феномене «науки». Исторический контекст подразумевает не конкретное, описательное, а выяснение общих закономерностей развития науки в истории общества, логики исторического научного познания в нем. Мировоззренческий аспект предполагает выяснение общей закономерностей науки, но уже в контексте роли науки и научного познания в социуме, общественном развитии, механизмов его возникновения и развития, взаимодействия с социокультурными явлениями.
Мировоззренческо-методологический анализ феномена «науки» выступает в истории философии и науки главным, основным, что проявляется:
- через исследование общих закономерностей истории возникновения, становления и развития науки в жизни общества