Файл: Управление миграционными процессами (Теоретические основы миграционных процессов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
1 1. Понятие и классификация миграционных процессов
1.2 Методы управления миграционными процессами
2. УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
2.1 Основные тенденции и проблемы миграционных процессов в современной России
2.3 Зарубежный опыт управления миграционными процессами
3. АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
3.1 Особенности и тенденции миграционных процессов в Республике Саха (Якутия)
Логика развития может быть представлена в виде отдельных временных периодов, определенных как этапы:
1 этап – развертывание добывающих производств в формате точечного освоения – локальных производств с вахтовыми поселками, привозной рабочей силой и частичных привлечением местных трудовых ресурсов.
- привлечение российских и зарубежных инвестиций, реализация крупных инвестиционных проектов в секторе добычи природных ресурсов, развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Развитие современных форматов услуг для населения, модернизация здравоохранения и образования.
- применение новых организационных и технологических решений в традиционном хозяйстве с целью увеличения его доходности.
2 этап – развертывание добычи природных ресурсов в формате масштабного освоения, т.е. развитие транспортной инфраструктуры, привлечение коренного населения на новые рабочие места.
Привлечение инвестиций для реализации проектов в секторе переработки природных ресурсов.
3 этап – развитие сектора культурных и интеллектуальных услуг, включая экологический и культурный туризм. Создание рабочих мест для квалифицированных специалистов; активный рост человеческого капитала.
Поддержание численности коренного населения возможно за счет специальной демографической политики, направленной на:
- расширение программ поддержки семей с детьми всех категорий населения (молодых, приемных, многодетных, сельских, кочевых, коренных малочисленных народов, студенческих и др.);
- пропаганду среди молодежи ценностей семьи и брака, рождения и воспитания детей;
- создание благоприятных условий для реализации уже имеющейся потребности в детях и ее повышения;
- снижение травматизма на производствах и профессиональных заболеваний, сокращение рабочих мест с опасными и вредными условиями труда;
- регулирование внутриреспубликанской миграции путем создания условий для трудоустройства и закрепления молодежи.
Необходима политика в области здравоохранения, направленная на сохранение и укрепление здоровья населения; ее приоритеты:
- снижение уровня негативного влияния неблагоприятных социальных факторов на здоровье;
- сохранение здоровья и снижение смертности населения (коренных народов) в трудоспособном и репродуктивном возрасте от распространенных заболеваний, снижение смертности от внешних (социальных) причин;
- снижение младенческой и материнской смертности, ранняя диагностика заболеваний и их эффективное лечение;
- ориентированность системы здравоохранения на человека, доступность качественной медицинской помощи.
Для восстановления демографического благополучия необходима будет специальная политика сбережения здоровья людей всех возрастов.
Миграционная политика, снижение оттока молодежи (представителей коренных народов); регулирование процессов внешней трудовой миграции:
- проведение эффективной молодежной политики, обеспечивающей:
- снижение миграционного оттока активной и образованной молодежи;
- создание привлекательных рабочих мест;
- поддержка молодых семей в приобретении жилья и рождении и воспитании детей;
- привлечение трудовых мигрантов с требуемым уровнем квалификации и социализации и их обустройство.
- снижение негативных последствий трудовой миграции
– развертывание специальной деятельности, направленной на адаптацию мигрантов, выстраивание межэтнических отношений.
Исходя из анализа проведенном в данном разделе работы, можно сделать вывод, что в Республике Саха (Якутия) существуют проблемы по управлению миграционными процессами, решение которых требует комплексный подход.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изученного материала и проведенных исследований в настоящей курсовой работе можно сделать выводы:
1. Возможность моментально реагировать на социально-экономические, политические и другие изменения в обществе приводит к тому, что миграция может активно и быстро воздействовать на демографическую ситуацию, уменьшая или увеличивая численность населения, изменяя его возрастно-половую и семейную структуру. Миграция может привести к обезлюдению и вызвать экономический регресс одних районов и чрезмерную концентрацию населения в других. Она оказывает весьма значительное влияние на демографическую структуру населения.
Для характеристики миграции используются относительные и абсолютные показатели миграции.
2. Главными абсолютными показателями, с помощью которых удается измерить переселение людей, или первичными показателями миграции населения являются численность прибывших на определенную территорию за определенный календарный период и численность выбывших.
Наряду с абсолютными рассчитываются и используются относительные показатели - относительно численности населения той территории или того региона, где это переселяющееся население проживает, или будет проживать.
3. Факторы, под влиянием которых формируется трудовая миграция, как в России, так и в странах Ближнего зарубежья это, прежде всего:
- демографические факторы;
- социально-экономические факторы;
- конкретные меры в области миграционной политики и борьба с нелегальной миграцией.
В результате исследования миграционных процессов в России и отечественного и зарубежного опыта регулирования миграционной политики были сформулированы ряд выводов и предложений:
1. Либерализация миграционной политики современной России, направлена на устранение дефицита производительных сил за счёт увеличения масштабов трудовой иммиграции.
2. Отечественный опыт управления миграционными процессами свидетельствует о том, что наиболее поверхностные и недальновидные результаты необоснованной либерализации миграционного режима, действительно связанны с некоторым снижением уровня нелегальной миграции, за счёт достижения компромисса между принимающим государством и миграцией.
3. Непоследовательность, а иногда и противоречивость миграционной политики современной России усугубляется тем, что нередко, во главу ставятся корпоративные интересы определённой части предпринимательства и некоторых социальных групп.
4. В связи с усилением социальной напряженности, обусловленной продолжительной демографической регрессией на фоне роста иммиграционной активности, проблемы иностранной миграции в нашей стране не могут рассматриваться вне контекста проблем национальной безопасности. Связанные с миграционными процессами угрозы и риски, обуславливают необходимость теоретического обоснования с последующей практической реализацией специальной системы защитных мер, которые могут быть включены в нормативно-правовой оборот как «система обеспечения миграционной безопасности». Вероятно, что разработка такой системы имеет значение, для охраны интересов личности, общества и государства в условиях роста иммиграционной активности и в связи с беспрецедентной либерализацией миграционной политики современной России.
5. Основной особенностью внутренних миграционных процессов Республики Саха (Якутия) является то, что в республике изменилось соотношение абсолютной и относительной численности двух наиболее крупных народов республики – якутов и русских. Начиная с 2000 года, идет постепенный рост удельного веса якутов, отличающихся сравнительно высоким уровнем рождаемости. Уменьшился удельный вес русских по причине миграции за пределы республики. Кроме того в республике продолжается сокращение численности выходцев из других стран СНГ. Возросла численность коренных малочисленных народов Севера – эвенков и эвенов. Вместе с тем увеличивается численность в целом нетипичных как для Республики Саха (Якутия) представителей народов Средней Азии и Кавказа.
Демографическую ситуацию в республике определяют две тенденции, ведущие к сокращению численности населения и ухудшению его качественных характеристик: сокращение рождаемости и старение населения. Процесс старения в республике пока идет низкими темпами, но можно прогнозировать его ускорение, и в течение 10 лет будет неуклонно расти число лиц в возрасте старше трудоспособного возраста, родившихся в период максимальной послевоенной рождаемости 1950-1960 годов. Рост числа пенсионеров достигнет максимума в 2018 году, что ухудшает демографическую составляющую Республики Саха (Якутия).
6. Главными причинами миграции населения республики являются неудовлетворенность условиями труда и быта в сельской местности. На переезд сельских жителей в городские поселения влияют неудовлетворительные жилищные условия на селе, отсутствие работы, стремление дать детям хорошее образование.
7. В системе отраслевого расселения республики ключевым центром концентрации миграции является г. Якутск с прилегающей территорией, вокруг него концентрируются
относительно многолюдные Мегино-Кангаласский, Намский, Чурапчинский, Хангаласский, Усть-Алданский, Таттинский и Амгинский улусы. с развитой производственной и образовательной базой.
8. Основной целью законодательного регулирования миграционных процессов Республики Саха (Якутия) является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития области, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории Республики Саха (Якутия), использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, компенсация неблагоприятных последствий внешней миграции.
Последнее время Россия и Республика Саха (Якутия) в частности отличается активными миграционными процессами, что обусловлено рядом специфических особенностей, в первую очередь, социально-экономического характера. Кроме того, для Республики Саха (Якутия) характерна быстрая смена форм миграции, масштабов миграционного потока и его этнической структуры. Отмечаются изменения миграционных потоков в системе «город-село», а также в сельских поселениях различной людности и функциональных типов.
В условиях демографического кризиса, миграционный прирост резко сокращается и миграция не компенсирует естественную убыль, расширяются ареалы, теряющие население в ходе миграции.
9. Исходя из анализа проведенном в данном разделе работы, можно сделать вывод, что в Республике Саха (Якутия) существуют проблемы по управлению миграционными процессами, решение которых требует комплексный подход. Для этого в работе были предложен ряд рекомендаций по изменению управления миграционными процессами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Российская газета», 21 января 2009, № 7.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. от 17.01.2013) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
4. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2013) // «Парламентская газета», № 144, 31.07.2002.
5. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. №4528-1 «О беженцах» (с изм. от 01.03.2012 г.) – М : Приор, 2012 - 60 с.
6. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах»: (с изм. от 01.07.2011 г.) – М : Российская газета, 2011 - 55 с
7. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537] // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 20.
8. Вопросы Федеральной службы по труду и занятости: постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 (ред. От 02.11.2007) // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 15. - Ст. 1448 // Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/186918/ (дата обращения 18.05.2015).
9. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 110 1995. – 05 апреля. - № 67 // Официальный сайт информационно- правового портала «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/10135532/ (дата обращения 19.05.2015).
10. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) // Информационно-правовая система «Гарант».
11. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации [утв. Президентом РФ 20.11.2013 г.] // Информационно-правовая система «Гарант».
12. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Информационно-правовая система «Гарант».
13. Конвенция Международной Организации Труда №143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам (Женева, 24.06.1975 г.) // Сборник международно-правовых актов. – М.: 2006. 226 с.