Файл: Управление миграционными процессами (Теоретические основы миграционных процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- внутрипоселенческие;

- внутрирайонные;

- внутрирегиональные (для России — в пределах одного субъекта Российской Федерации);

- межрегиональные;

- международные.

1.2 Методы управления миграционными процессами

Закономерно, что миграция населения, как социальный процесс может и должна регулироваться со стороны государства. Возможность управления миграционными процессами во многом зависит от того, какие причины лежат в их основе. Миграция вследствие военных действий, природных и техногенных катастроф в меньшей степени регулируется властями, но по причине чрезвычайности ситуации, также является объектом управления со стороны государства.

.

Рисунок 1 - «Добровольность» и «вынужденность», «управляемость» и «стихийность» миграционных процессов в зависимости от причин их вызвавших [27]

Значительно в меньшей степени присутствует элемент управляемости в наиболее распространенных миграционных процессах, вызванных причинами социально-экономического характера.

Для того, чтобы влиять на миграционные процессы этой группы необходимо изменить существующие социально-экономические параметры как в местах выбытия мигрантах, так и на территории их потенциального прибытия.

Учитывая синтетический характер мотивов миграции, вызванных этими причинами, изменение каких-либо отдельных показателей уровня социально-экономического развития бывает, как правило, недостаточным для получения желаемого результата.

Определяющим фактором формирования миграционного потока в данном случае становится наличие существенных различий в уровне жизни, который сам по себе является сложным интегральным показателем. Поэтому, поиск реальных механизмов регулирования миграционных процессов и их применение на практике, является одной из основных задач социального управления на современном этапе развития российского общества.

История России и других стран показывает, что все возможные варианты управления миграционными процессами основываются на двух методах: административно-правового регулирования и экономического стимулирования.

Административно-правовое регулирование. Наиболее распространенный метод управления как миграцией, так и другими социальными процессами при недемократических формах политического правления. Авторитарные и тоталитарные режимы использовали массовые перемещения населения как инструмент решения политических и экономических задач. Органы государственного управления централизованно определяли масштабы миграции, качественный состав мигрантов, регионы выбытия и прибытия, т. е. миграция носила плановый характер [33]. Очень часто такие миграции носили характер пропагандистских кампаний и имели мощную идеологическую поддержку.


В российской истории ХХ века наиболее известными переселенческими кампаниями такого рода являлись: крестьянское переселенческое движение в Сибирь и на Дальний Восток в начале века, создание новых индустриальных центров в 30-е гг. (Днепрогэс, Магнитка, Кузбасс, Комсомольск-на-Амуре и т. д.), освоение целинных земель в 50е гг., строительство Байкало-Амурской магистрали и других крупных промышленных объектов в Сибири и Средней Азии в 60–80-е гг.

Осуществление каждого из вышеперечисленных проектов необходимо влекло перемещение на значительные расстояния сотен тысяч — миллионов людей. Учитывая необходимость организации массовых миграций в ограниченные временные сроки была создана специальная система организованного набора рабочей силы. Однако, попытки поставить «знак равенства между миграцией трудовых ресурсов и миграцией населения», сделав, при этом, оргнабор основным инструментом управления миграционными процессами потерпели неудачу [37].

Примером попытки тотального регулирования миграционных потоков административными методами было и создание института « прописки», т. е. обязательной регистрации по месту жительства, имевшей разрешительный характер. Созданная в начале 30-х гг. система «прописки» не только воссоздала существовавшую в XIX в. практику контроля за перемещением населения, но и усовершенствовала ее. Так, проводимая в Советском Союзе политика ограничения роста больших городов реализовывалась, в основном, через создание максимальных трудностей в «прописке».

2. УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

2.1 Основные тенденции и проблемы миграционных процессов в современной России

Рыночные реформы конца 20 века, произошедшие в Российской Федерации, сформировали институциональные условия для принятия мигрантов. Более того, на большей части постсоветского пространства сложились такие социально-экономические условия, которые сформировали крупные миграционные потоки в Россию. К основным причинам данного явления следует отнести более высокий уровень жизни и заработной платы в России, чем в странах бывшего СССР и сложившуюся в Российской Федерации непростую демографическую ситуацию: отрицательное сальдо в приросте населения, старение населения, структурный дефицит трудовых ресурсов, вызванный сокращением трудоспособного населения. При этом в ближайшем будущем страну ожидает новый виток демографического кризиса, причинами которого являются глобальные изменения начала 90-х годов прошлого века. По прогнозу Минздравсоцразвития России сокращение населения в ближайшие годы сократится еще на 10 млн. человек, что может негативно сказаться на экономике страны [24].


В условиях демографического кризиса международная миграция стала единственным источником восполнения численности народонаселения России. Сегодня Россия превратилась в крупный мировой центр, принимающий трудовые ресурсы из стран СНГ, преимущественно из Азербайджана, Украины, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Молдовы, а также Юго-Восточной Азии и Африки. Таким образом, вступив в 21 век, Российская Федерация заняла свое место в международных миграционных процессах.

Развитие экономики значительно повысило миграционную привлекательность и позволило России стать крупным импортером иностранной рабочей силы. В то же время сохраняются перспективы для развития экономики, хорошая ресурсно-сырьевая база, ситуация на трудовых рынках и наличие развитой социальной инфраструктуры определяют широкие границы миграционной емкости страны. В данных условиях государству требуется создание эффективного механизма привлечения рабочей силы для формирования качественного миграционного прироста [31].

Большинство мигрантов изначально устремляется в крупные города и мегаполисы, в которых, по определению, больше возможностей для трудоустройства. На сегодняшний день в Российской Федерации два мегаполиса имеют статус города федерального значения – это Москва и Санкт-Петербург. Суровые климатические условия и административно-командный режим управления государства, включающий в себя и жесткие ограничительные меры на передвижение человеческих ресурсов по территории СССР, оградили две российские столицы от больших национальных потоков. Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет районов, разделенных по национальному и расовому признаку и не контролируемых органами государственной власти образований. Но все эти «этно-демографические издержки» миграционных процессов могут добавиться ко всем и так непростым проблемам больших городов, если миграционная политика государства будет решать только локальные сегодняшние проблемы и не обращать внимания на риски, которые могут возникнуть уже в обозримом будущем [31].

Сегодня в результате проведения реформ в поддержку малого и среднего бизнеса наблюдается определенный рост предпринимательской активности, что, безусловно, способствует формированию открытых рынков, которые привлекают денежные потоки и свободную рабочую силу, которая в значительной части состоит из мигрантов.

Причины данного явления объективны. Во-первых, мигранты изначально экономически активные субъекты, формирующие предложение рабочей силы. Во-вторых, приезжающие мигранты заполняют пустующие экономические ниши, то есть свободные, преимущественно низкооплачиваемые малопрестижные, у местного населения, рабочие места с использованием низкоквалифицированного труда [31].


На данный момент миграционные процессы носят стихийный характер. Это обуславливает возрастание диспропорции региональных рынков труда, увеличение социальной напряженности. Сегодня миграционная привлекательность России по сравнению с другими странами невысока и распространяется в основном на граждан государств постсоветского пространства

Для официального трудоустройства мигрантам необходимо строгое соблюдение всех требований российского законодательства, что для многих становится весьма проблематично.

Более того, официальное трудоустройство предполагает конкуренцию с коренным населением, что зачастую невозможно ввиду языкового барьера, недостатка образования и других факторов.

В результате значительная часть мигрантов не находит места на официальном рынке труда и концентрируется в доступных им видах деятельности, либо посредством индивидуальных связей и решений проблемы занятости вовлекается в неформальную экономику.

В мегаполисе формируется большой рынок труда с дефицитом рабочей силы, что в последние годы обуславливает развитие теневого рынка труда. На теневом рынке рабочей силы возрастает спрос на незаконных мигрантов, так как многие из них согласны работать в сфере трудоемких и краткосрочных неквалифицированных работ (строительно-монтажные работы, торговля, сезонные работы и т.д.). У работодателей также существует экономическая (налоговая) нецелесообразность использования легальной, но более дорогой рабочей силы.

Включение в данный сектор связывается с решением финансовых трудностей в сочетании с невозможностью получать рабочие места в официальном секторе, что делает его привлекательным для мигрантов [32].

Маргинальные формы труда и система связей приобретают особую значимость на рынке труда и превращаются в фактор, стабилизирующий ситуацию на российском рынке.

Таким образом, неформальная занятость служит амортизатором на рынке труда. Значительные миграционные потоки изменяют структуру занятости всего населения.

Однако рост данного сектора и вовлеченность в него больших групп служат основанием для неоптимистических прогнозов.

Миграционные процессы характеризуются целым комплексом угроз, особенно в условиях мегаполиса.

К факторам, повышающим риск криминальных проявлений, относятся высокая численность и плотность населения, сконцентрированного в индустриальном центре, наличие крупных финансовых и инвестиционных потоков, высокая концентрация институтов власти. Например, увеличение численности населения Санкт-Петербурга, в том числе за счет миграционного прироста, сопровождается ростом преступности [28].


На сегодняшний день порядок привлечения трудовых мигрантов нуждается в усилении государственного контроля ввиду стихийности своего характера. Заявки работодателей о необходимой иностранной рабочей силе не соответствуют реальной потребности экономики в различных отраслях, что ведет к формированию диспропорций на трудовых рынках.

В итоге страна, и особенно мегаполисы, переполнена иностранной трудовой силой низкой профессиональной квалификации, которая формирует интенсивный отток капитала из страны, замедляет темпы инновационного развития экономики.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2017 году средняя часовая выработка одного рабочего в России лишь 35,7% от уровня США, что существенно ниже уровня, как развитых индустриальных стран, так и бывших социалистических экономик (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Производительность труда в развитых странах и России [22].

Страна

Средняя часовая выработка одного рабочего

Долл. США

%

США

60,20

100,00

Франция

57,67

95,80

Германии

55,80

92,69

Канада

46,23

76,80

Японии

41,60

69,10

Чехия

29,80

49,50

Венгрия

26,61

44,20

Эстония

25,89

43,00

Россия

21,50

35,71

Отдельные субъекты Российской Федерации, в том числе мегаполисы, испытывают чрезмерное миграционное давление. В результате обострения социального напряжения ухудшается социальное положение коренного населения. Так, вследствие демпинга заработной платы граждане России вытесняются из целых секторов экономики, наблюдается рост уровня безработицы, цен на жилье и продукты питания, По данным Института социологии РАН за 2017 год по количеству рабочих часов, прав и доходов граждане России, особенно на низовых уровнях, практически сравнялись с мигрантами (таблица 2.2).

Таблица 2.2

Сравнительная характеристика условий труда мигрантов и коренных работников [24]

Условия труда

Коренной работник

Мигрант

Средняя заработная плата, тыс. руб.

24,7

20,2

Среднее количество рабочих часов в неделю, ч.

50

57

Работа без дополнительной оплатысверхурочно, работников

12,5

20

Непредоставление отпуска, задержка заработной платы, работа сверхурочно

Имеет место

Имеет место