Файл: Управление миграционными процессами (Теоретические основы миграционных процессов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
1 1. Понятие и классификация миграционных процессов
1.2 Методы управления миграционными процессами
2. УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
2.1 Основные тенденции и проблемы миграционных процессов в современной России
2.3 Зарубежный опыт управления миграционными процессами
3. АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
3.1 Особенности и тенденции миграционных процессов в Республике Саха (Якутия)
- внутрипоселенческие;
- внутрирайонные;
- внутрирегиональные (для России — в пределах одного субъекта Российской Федерации);
- межрегиональные;
- международные.
1.2 Методы управления миграционными процессами
Закономерно, что миграция населения, как социальный процесс может и должна регулироваться со стороны государства. Возможность управления миграционными процессами во многом зависит от того, какие причины лежат в их основе. Миграция вследствие военных действий, природных и техногенных катастроф в меньшей степени регулируется властями, но по причине чрезвычайности ситуации, также является объектом управления со стороны государства.
.
Рисунок 1 - «Добровольность» и «вынужденность», «управляемость» и «стихийность» миграционных процессов в зависимости от причин их вызвавших [27]
Значительно в меньшей степени присутствует элемент управляемости в наиболее распространенных миграционных процессах, вызванных причинами социально-экономического характера.
Для того, чтобы влиять на миграционные процессы этой группы необходимо изменить существующие социально-экономические параметры как в местах выбытия мигрантах, так и на территории их потенциального прибытия.
Учитывая синтетический характер мотивов миграции, вызванных этими причинами, изменение каких-либо отдельных показателей уровня социально-экономического развития бывает, как правило, недостаточным для получения желаемого результата.
Определяющим фактором формирования миграционного потока в данном случае становится наличие существенных различий в уровне жизни, который сам по себе является сложным интегральным показателем. Поэтому, поиск реальных механизмов регулирования миграционных процессов и их применение на практике, является одной из основных задач социального управления на современном этапе развития российского общества.
История России и других стран показывает, что все возможные варианты управления миграционными процессами основываются на двух методах: административно-правового регулирования и экономического стимулирования.
Административно-правовое регулирование. Наиболее распространенный метод управления как миграцией, так и другими социальными процессами при недемократических формах политического правления. Авторитарные и тоталитарные режимы использовали массовые перемещения населения как инструмент решения политических и экономических задач. Органы государственного управления централизованно определяли масштабы миграции, качественный состав мигрантов, регионы выбытия и прибытия, т. е. миграция носила плановый характер [33]. Очень часто такие миграции носили характер пропагандистских кампаний и имели мощную идеологическую поддержку.
В российской истории ХХ века наиболее известными переселенческими кампаниями такого рода являлись: крестьянское переселенческое движение в Сибирь и на Дальний Восток в начале века, создание новых индустриальных центров в 30-е гг. (Днепрогэс, Магнитка, Кузбасс, Комсомольск-на-Амуре и т. д.), освоение целинных земель в 50е гг., строительство Байкало-Амурской магистрали и других крупных промышленных объектов в Сибири и Средней Азии в 60–80-е гг.
Осуществление каждого из вышеперечисленных проектов необходимо влекло перемещение на значительные расстояния сотен тысяч — миллионов людей. Учитывая необходимость организации массовых миграций в ограниченные временные сроки была создана специальная система организованного набора рабочей силы. Однако, попытки поставить «знак равенства между миграцией трудовых ресурсов и миграцией населения», сделав, при этом, оргнабор основным инструментом управления миграционными процессами потерпели неудачу [37].
Примером попытки тотального регулирования миграционных потоков административными методами было и создание института « прописки», т. е. обязательной регистрации по месту жительства, имевшей разрешительный характер. Созданная в начале 30-х гг. система «прописки» не только воссоздала существовавшую в XIX в. практику контроля за перемещением населения, но и усовершенствовала ее. Так, проводимая в Советском Союзе политика ограничения роста больших городов реализовывалась, в основном, через создание максимальных трудностей в «прописке».
2. УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
2.1 Основные тенденции и проблемы миграционных процессов в современной России
Рыночные реформы конца 20 века, произошедшие в Российской Федерации, сформировали институциональные условия для принятия мигрантов. Более того, на большей части постсоветского пространства сложились такие социально-экономические условия, которые сформировали крупные миграционные потоки в Россию. К основным причинам данного явления следует отнести более высокий уровень жизни и заработной платы в России, чем в странах бывшего СССР и сложившуюся в Российской Федерации непростую демографическую ситуацию: отрицательное сальдо в приросте населения, старение населения, структурный дефицит трудовых ресурсов, вызванный сокращением трудоспособного населения. При этом в ближайшем будущем страну ожидает новый виток демографического кризиса, причинами которого являются глобальные изменения начала 90-х годов прошлого века. По прогнозу Минздравсоцразвития России сокращение населения в ближайшие годы сократится еще на 10 млн. человек, что может негативно сказаться на экономике страны [24].
В условиях демографического кризиса международная миграция стала единственным источником восполнения численности народонаселения России. Сегодня Россия превратилась в крупный мировой центр, принимающий трудовые ресурсы из стран СНГ, преимущественно из Азербайджана, Украины, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Молдовы, а также Юго-Восточной Азии и Африки. Таким образом, вступив в 21 век, Российская Федерация заняла свое место в международных миграционных процессах.
Развитие экономики значительно повысило миграционную привлекательность и позволило России стать крупным импортером иностранной рабочей силы. В то же время сохраняются перспективы для развития экономики, хорошая ресурсно-сырьевая база, ситуация на трудовых рынках и наличие развитой социальной инфраструктуры определяют широкие границы миграционной емкости страны. В данных условиях государству требуется создание эффективного механизма привлечения рабочей силы для формирования качественного миграционного прироста [31].
Большинство мигрантов изначально устремляется в крупные города и мегаполисы, в которых, по определению, больше возможностей для трудоустройства. На сегодняшний день в Российской Федерации два мегаполиса имеют статус города федерального значения – это Москва и Санкт-Петербург. Суровые климатические условия и административно-командный режим управления государства, включающий в себя и жесткие ограничительные меры на передвижение человеческих ресурсов по территории СССР, оградили две российские столицы от больших национальных потоков. Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет районов, разделенных по национальному и расовому признаку и не контролируемых органами государственной власти образований. Но все эти «этно-демографические издержки» миграционных процессов могут добавиться ко всем и так непростым проблемам больших городов, если миграционная политика государства будет решать только локальные сегодняшние проблемы и не обращать внимания на риски, которые могут возникнуть уже в обозримом будущем [31].
Сегодня в результате проведения реформ в поддержку малого и среднего бизнеса наблюдается определенный рост предпринимательской активности, что, безусловно, способствует формированию открытых рынков, которые привлекают денежные потоки и свободную рабочую силу, которая в значительной части состоит из мигрантов.
Причины данного явления объективны. Во-первых, мигранты изначально экономически активные субъекты, формирующие предложение рабочей силы. Во-вторых, приезжающие мигранты заполняют пустующие экономические ниши, то есть свободные, преимущественно низкооплачиваемые малопрестижные, у местного населения, рабочие места с использованием низкоквалифицированного труда [31].
На данный момент миграционные процессы носят стихийный характер. Это обуславливает возрастание диспропорции региональных рынков труда, увеличение социальной напряженности. Сегодня миграционная привлекательность России по сравнению с другими странами невысока и распространяется в основном на граждан государств постсоветского пространства
Для официального трудоустройства мигрантам необходимо строгое соблюдение всех требований российского законодательства, что для многих становится весьма проблематично.
Более того, официальное трудоустройство предполагает конкуренцию с коренным населением, что зачастую невозможно ввиду языкового барьера, недостатка образования и других факторов.
В результате значительная часть мигрантов не находит места на официальном рынке труда и концентрируется в доступных им видах деятельности, либо посредством индивидуальных связей и решений проблемы занятости вовлекается в неформальную экономику.
В мегаполисе формируется большой рынок труда с дефицитом рабочей силы, что в последние годы обуславливает развитие теневого рынка труда. На теневом рынке рабочей силы возрастает спрос на незаконных мигрантов, так как многие из них согласны работать в сфере трудоемких и краткосрочных неквалифицированных работ (строительно-монтажные работы, торговля, сезонные работы и т.д.). У работодателей также существует экономическая (налоговая) нецелесообразность использования легальной, но более дорогой рабочей силы.
Включение в данный сектор связывается с решением финансовых трудностей в сочетании с невозможностью получать рабочие места в официальном секторе, что делает его привлекательным для мигрантов [32].
Маргинальные формы труда и система связей приобретают особую значимость на рынке труда и превращаются в фактор, стабилизирующий ситуацию на российском рынке.
Таким образом, неформальная занятость служит амортизатором на рынке труда. Значительные миграционные потоки изменяют структуру занятости всего населения.
Однако рост данного сектора и вовлеченность в него больших групп служат основанием для неоптимистических прогнозов.
Миграционные процессы характеризуются целым комплексом угроз, особенно в условиях мегаполиса.
К факторам, повышающим риск криминальных проявлений, относятся высокая численность и плотность населения, сконцентрированного в индустриальном центре, наличие крупных финансовых и инвестиционных потоков, высокая концентрация институтов власти. Например, увеличение численности населения Санкт-Петербурга, в том числе за счет миграционного прироста, сопровождается ростом преступности [28].
На сегодняшний день порядок привлечения трудовых мигрантов нуждается в усилении государственного контроля ввиду стихийности своего характера. Заявки работодателей о необходимой иностранной рабочей силе не соответствуют реальной потребности экономики в различных отраслях, что ведет к формированию диспропорций на трудовых рынках.
В итоге страна, и особенно мегаполисы, переполнена иностранной трудовой силой низкой профессиональной квалификации, которая формирует интенсивный отток капитала из страны, замедляет темпы инновационного развития экономики.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2017 году средняя часовая выработка одного рабочего в России лишь 35,7% от уровня США, что существенно ниже уровня, как развитых индустриальных стран, так и бывших социалистических экономик (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Производительность труда в развитых странах и России [22].
Страна |
Средняя часовая выработка одного рабочего |
|
Долл. США |
% |
|
США |
60,20 |
100,00 |
Франция |
57,67 |
95,80 |
Германии |
55,80 |
92,69 |
Канада |
46,23 |
76,80 |
Японии |
41,60 |
69,10 |
Чехия |
29,80 |
49,50 |
Венгрия |
26,61 |
44,20 |
Эстония |
25,89 |
43,00 |
Россия |
21,50 |
35,71 |
Отдельные субъекты Российской Федерации, в том числе мегаполисы, испытывают чрезмерное миграционное давление. В результате обострения социального напряжения ухудшается социальное положение коренного населения. Так, вследствие демпинга заработной платы граждане России вытесняются из целых секторов экономики, наблюдается рост уровня безработицы, цен на жилье и продукты питания, По данным Института социологии РАН за 2017 год по количеству рабочих часов, прав и доходов граждане России, особенно на низовых уровнях, практически сравнялись с мигрантами (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Сравнительная характеристика условий труда мигрантов и коренных работников [24]
Условия труда |
Коренной работник |
Мигрант |
Средняя заработная плата, тыс. руб. |
24,7 |
20,2 |
Среднее количество рабочих часов в неделю, ч. |
50 |
57 |
Работа без дополнительной оплатысверхурочно, работников |
12,5 |
20 |
Непредоставление отпуска, задержка заработной платы, работа сверхурочно |
Имеет место |
Имеет место |