Файл: Управление миграционными процессами (Теоретические основы миграционных процессов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
1 1. Понятие и классификация миграционных процессов
1.2 Методы управления миграционными процессами
2. УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
2.1 Основные тенденции и проблемы миграционных процессов в современной России
2.3 Зарубежный опыт управления миграционными процессами
3. АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
3.1 Особенности и тенденции миграционных процессов в Республике Саха (Якутия)
Удельный вес сельских жителей в общей численности населения республики на начало 2015 года составил 35,8%. В сельском хозяйстве занято 27,4 тыс. человек, или 5,6 % от численности занятых в экономике [70].
Развитие производственной, транспортной и социальной инфраструктуры в Республике Саха (Якутии) началось значительно позднее, чем в европейской, уральской и даже сибирской части России – отставание составляло десятки лет. При этом резко континентальный климат, низкие зимние температуры приводят к быстрому износу объектов инфраструктуры, существенно удорожают их строительство и эксплуатацию. Особенно критической является недостаточная развитость транспортной инфраструктуры республики, она существенно ограничивает возможности социально-экономического развития; более 90% территории не имеет круглогодичного автомобильного сообщения.
Республика Саха (Якутия) обладает определенным конкурентным преимуществом в экономической активности населения. Доля занятых в экономике региона составляет 52,9%, что выше среднероссийского уровня (45%). В экономике региона с учетом личного подсобного хозяйства занято свыше 507,4 тыс. человек (таблица 3.2).
Таблица 3.2 - Таблица усредненных статистических данных о занятости и безработице в Республике Саха (Якутия) по годам [70].
Год |
Экономически |
Занятые |
Безработные |
Уровень |
активные |
Безработицы |
|||
2017 |
507,4 |
470,0 |
37,4 |
7,40 |
2016 |
500.0 |
460,0 |
40.0 |
7,99 |
2015 |
492.0 |
448,0 |
44.0 |
8,96 |
2014 |
494,0 |
450,0 |
44,0 |
8,85 |
2013 |
504,0 |
460,0 |
44,0 |
8,75 |
2012 |
506,0 |
461,0 |
46,0 |
9,01 |
2011 |
498,0 |
459,0 |
38,0 |
7,67 |
2010 |
499,0 |
451,0 |
47.0 |
9,49 |
2009 |
486,0 |
441,0 |
45,0 |
9,23 |
2008 |
494.0 |
449,0 |
44,0 |
9,01 |
2007 |
499,0 |
452,0 |
47,0 |
9,45 |
2006 |
493,0 |
458,0 |
35.0 |
7,12 |
2005 |
473,0 |
434.0 |
39,0 |
8,24 |
2004 |
485,0 |
431,0 |
55,0 |
11,23 |
По данным за 2017 год, Республика Саха (Якутия) находится на 67 месте по уровню безработицы, который составил 7.40%, тогда как средний уровень по стране составил 5.46%. Минимальный уровень безработицы 0.81% зафиксирован в Городе Москва, а максимальный в 47.68% - в Республике Ингушетия.
В последние годы на территории Республики Саха (Якутия) отмечался стабильный рост доходов граждан, повышение социальных гарантий. За 2001 – 2014 годы номинальные среднедушевые денежные доходы населения возросли более чем в 2 раза (рисунок 2)
Рисунок 2 - Среднедушевые номинальные денежные доходы населения Республики Саха (Якутия) в среднем за месяц, рублей [70]
Половозрастной состав населения характеризуется высокой долей пенсионных возрастов (более 22%) и низким удельным весом детей до 15 лет (менее 17%) (рисунок 3).
Рисунок 3 - Возрастной состав населения [70]
Половозрастной состав населения характеризуется высокой долей пенсионных возрастов (более 22%) и низким удельным весом детей до 15 лет (менее 17%) (рисунок 3).
Структура населения обусловливает его естественную убыль. Несмотря на некоторый рост рождаемости и снижение смертность естественная убыль сохраняется на уровне 3,3 тыс. человек в год (-2,8 на 1000 человек), что заметно ниже общероссийских показателей (02 на 1000 человек в 2017 году).
Наиболее важным фактором формирования такой ситуации является высокая смертность в регионе: 15,4 на 1000 человек (общероссийский показатель 13,1 промилле) (таблица 3.3).
Таблица 3.3 – Число умерших (на 1000 человек населения), человек[70]
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||||
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
10 |
15 |
16 |
16 |
17 |
||||
16, |
17 |
19 |
19, |
19 |
19, |
18 |
17, |
17, |
17, |
16, |
15, |
15, |
15, |
||||
8 |
6 |
3 |
2 |
5 |
1 |
7 |
8 |
6 |
4 |
||||||||
Среднесрочной и долгосрочной перспективе при сохранении сложившихся тенденций республику ожидает снижение рождаемости
4) плавный рост смертности.
Устойчивость существования этноса в значительной степени зависит от возможностей его биологического воспроизводства, когда число родившихся превышает или равно числу умерших. Для Республики Саха (Якутия) характерен высокий уровень рождаемости – в 2012-2013 гг. она занимала 6 место в рейтинге субъектов РФ. Общий демографический баланс определяется естественным приростом населения и миграционными процессами. В период с 1985 г. по 2017 г. коэффициент рождаемости в республике постоянно превышал коэффициент смертности. При этом даже в сложный период 1992-2000 гг., когда коэффициент смертности в России в целом был выше коэффициента рождаемости («демографический крест»), в республике сохранялось положительное значение естественного прироста населения. Начиная с 2005 г. в республике наблюдается рост коэффициента рождаемости и некоторое снижение коэффициента смертности.
Детальный анализ показывает, что высокий уровень рождаемости в республике во многом определяется показателями рождаемости в сельской местности, где суммарный коэффициент рождаемости сохраняется на уровне расширенного воспроизводства – 2,64 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста. При этом в городской местности данный показатель остается ниже уровня простого замещения поколений – 1,79 [70]. В период с 1990 г. по 2011 г. в сельской местности наблюдалось снижение суммарного коэффициента рождаемости с 3,21 ребенка до 2,64, что указывает на смену «модели семьи» – переход от традиционной (патриархальной) модели с большим числом детей к характерной для современных урбанизированных обществ модели малодетной семьи.
Естественный прирост в республике сохранил положительное значение, в то время как в РФ, начиная с 1992 г., происходила естественная убыль населения. Вместе с тем, начиная с 1990 г., в Республике Саха (Якутия) наблюдается миграционная убыль населения, тогда как в РФ в этот период население увеличивается за счет миграции. В республике с 1990 г. по 2017 г. происходило сокращение общей численности населения с 1119 тыс. чел. до 958 тыс. чел., снижение составило 14,7 %. При этом в последние годы общая численность населения стабилизировалась на уровне 950- 960 тыс. чел. Это произошло за счет снижения доли детей при некотором увеличении доли лиц старше трудоспособного возраста
3.2 Анализ внутренней и внешней миграции в Республике Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) миграционные процессы традиционно играют важную роль в формировании численности и состава населения. Значение миграции для республики особенно велико, поскольку она является открытым регионом с весьма свободным и интенсивным миграционным обменом.
Рассматривая изменения миграционных процессов на территории Республики Саха (Якутия), можно выделить период активного миграционного обмена в середине 80-х гг., когда регистрировался самый высокий уровень прибытий населения из-за пределов республики, ежегодно прибывающее население более чем в два раза превышало уровень 1970 г. (рисунок 4).
Рисунок 4 - Миграционные потоки между Якутией и территориями России, ближним и дальним зарубежьем, тыс. чел. [70]
Численность населения, покинувшего республику, впервые превысила число прибывших на ее территорию в 1990 г., эта разница между двумя разнонаправленными потоками составила 6,8%. В последующие годы массовый выезд населения из республики по социально-экономическим и политическим причинам расширился.
Увеличение выезда населения из республики при одновременном сокращении въезда в нее из других регионов России и зарубежья привело к существенным изменениям в структуре миграции. Отмечается снижение доли внешней миграции и повышение удельного веса внутриреспубликанских перемещений населения.
Миграционный оборот (сумма прибывших и выбывших) от своего максимального значения в 1993 г. (172,7 тыс. чел.) к 2015 г. снизился в 3,7 раза. При сокращающихся объемах миграции в структуре миграционного оборота заметно возросла доля внутрирегиональных передвижений населения (с 31,7 до 62,8%). Увеличилась доля России с 23,4% в 1993 г. до 34,7% в 2017 г. [60]
Удельный вес республик бывшего СССР сократился за эти годы почти в 13 раз. В 2017 г. среди них более 41,6% приходится на долю Украины, 12,1% - Казахстана, 16,1% - Киргизии, около 9,3% - Беларуси.
3.5 Разработка рекомендаций по управлению миграционными процессами в Республике Саха (Якутия)
В данной работе было выявлено, что:
1. Демографическую ситуацию в республике в среднесрочном периоде, будут определять две тенденции, ведущие к сокращению численности населения и ухудшению его качественных характеристик: сокращение рождаемости и старение населения.
2. В республике плохая транспортная инфраструктура.
3. На переезд сельских жителей в городские поселения влияют неудовлетворительные жилищные условия на селе, отсутствие работы.
4. Главной причиной невостребованности местной рабочей силы является дефицит специалистов узкого профиля на региональном рынке труда.
Наиболее вероятные демографические изменения, которые будут оказывать влияние на демографическую ситуацию, исходя из выявленных проблем:
- общий рост населения за счет масштабного притока мигрантов;
- сокращение численности коренного населения;
- отток якутской молодежи в другие регионы в поисках новых жизненных возможностей.
Поэтому, образ будущего Республики Саха (Якутия) в долгосрочной перспективе видится в следующем:
- обустроенные территории проживания коренных народов в рамках традиционного уклада и традиционных видов хозяйствования;
- полноценный сектор индустриальной экономики, включающий добычу, глубокую переработку природных ресурсов и предприятия сервисного типа для ресурсодобывающих производств соединенных хорошей транспортной инфраструктурой;
- развитый сектор постиндустриальной экономики, экономики знания.
В целом действительность коренных народов республики должна стать многоукладной, включающей традиционный уклад, элементы индустриального уклада и постиндустриального уклада, которые должны быть освоены.
В среднесрочной перспективе ориентиром является образ будущего - должно произойти ускоренное развитие индустриального сектора экономики, необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры, расширение сектора перерабатывающей промышленности.
Должен расшириться сектор услуг, необходима модернизация бюджетного сектора – образования и здравоохранения. При этом должны быть решены вопросы сохранения, экологической защиты и обустройства территорий проживания коренных народов в рамках традиционного уклада и традиционных видов хозяйствования.
Целевые установки на долгосрочную перспективу:
- кластер новых инновационно-технологических и культурных видов деятельности должен быть развернут Северо-Восточным федеральным университетом в рамках стратегического партнерства с крупными компаниями, органами власти и зарубежными партнерами. СВФУ должен включаться в международные исследовательские сети, разворачивать проекты, значимые на глобальном уровне для освоения и развития коренных народов Севера;
- должны поддерживаться в «заповедном» состоянии определенные территории проживания коренных народов Севера
- на данных территориях должна быть ограничена индустриальная хозяйственная деятельность, это позволит реализовать свои жизненные установки и идеалы группам, ориентированным на образ Якутия – заповедная земля, послужит дополнительной точкой опоры для сохранения культуры и языков малочисленных народов.