Файл: Управление миграционными процессами (Теоретические основы миграционных процессов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
1 1. Понятие и классификация миграционных процессов
1.2 Методы управления миграционными процессами
2. УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
2.1 Основные тенденции и проблемы миграционных процессов в современной России
2.3 Зарубежный опыт управления миграционными процессами
3. АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
3.1 Особенности и тенденции миграционных процессов в Республике Саха (Якутия)
Страны, относимые к первому варианту миграционной политики, стремятся к наиболее подробной правовой регламентации всего, что связанно с временной иммиграцией населения включая её трудовую, учебную и туристическую составляющие.
В странах, относимых ко второй группе, существует четкое деление на иностранных граждан и лиц без гражданства. Базовыми являются понятия «иностранный гражданин и лицо без гражданства», «трудовой мигрант» и «вынужденный переселенец». Понятие «иммиграция» также используется в законодательстве этих стран, но цель адаптации и натурализации иностранцев не является базовой.
В государствах реализующих третий вариант миграционной политики, как правило, разрабатываются долгосрочные стратегии, концепции и программы, определяющие вектор развития миграционных процессов. Реализация же миграционной политики таких стран предполагает широкий круг рекрутинговых и селективных мероприятий на территориях стран потенциальных миграционных доноров.
Обобщая зарубежный опыт в области противодействия незаконной миграции, как одного из главных направлений в обеспечении миграционной безопасности государств, можно резюмировать, что к организации подобной деятельности сегодня применяются следующие подходы [61]:
- ужесточение миграционных режимов, включающее усложнение иммиграционных процедур, усиление иммиграционного контроля и ответственности за нарушение требований миграционного законодательства, введение ограничений на пересечение государственной границы, через распространение практики предоставления въездных и выездных виз;
- антиподом первому, является либерализация миграционного законодательства в расчёте на устранение основных причин побуждающих к нелегальной миграции, одним из наиболее радикальных подходов в противодействии незаконной миграции является правовой компромисс в форме «миграционных амнистий»;
В третий подход отличается от первого и второго тем, что некоторые из государств придерживаются политики «миграционной изоляции» предоставляя право на въезд или выезд из страны в каждом конкретном случае и при наличии веских причин, подобные государства, как правило, носят тоталитарный характер.
Наряду с этим, многие государства «миграционные реципиенты» используют следующие меры противодействия нелегальной миграции [61]:
- предупреждение незаконной миграции по средствам проведения информационных кампаний и просветительской работы;
- укрепление границ и усиление пограничных режимов, совершенствование технической оснащенности пограничных служб и систем миграционного контроля;
- оптимизация работы с транспортными перевозчиками;
- ужесточение ответственности за нелегальную миграцию, особенно за её организацию, а также незаконное использование труда мигрантов;
- организация немедленной депортации и административного выдворения нелегальных мигрантов, обеспечение правовых запретов на пересечение государственных границ лицами которые ранее привлекались к ответственности за нарушение миграционного законодательства;
- совершенствование правового регулирования отношений в сфере миграции населения, и особенно в связи с обеспечением правового статуса иностранных мигрантов, осуществление программ легализации (миграционных амнистий и т.п.) для нелегальных мигрантов.
Анализ зарубежного опыта противодействия нелегальной миграции позволяет выделить два метода заслуживающих внимания как наиболее эффективные [67]:
- проведение информационных кампаний по предупреждению незаконного въезда мигрантов на территории принимающих государств;
- принятие мер по предотвращению превышения установленных сроков пребывания для иностранных граждан.
Так, информационные кампании основываются на проведении мероприятий, фокусирующих внимания населения при помощи СМИ на легальных возможностях работы за рубежом и отказа от намерений незаконно мигрировать в целях получения незаконного заработка.
Для иллюстрации подобного опыта следует сослаться на информационную практику Правительства США, которое с 1995 года, организует телевизионные передачи для стран Латинской Америки и Карибского бассейна о последствиях незаконного въезда иностранных граждан на территорию США, предусматривающих среди прочего тюремное заключение. В подобных акциях принимают участие многочисленные радиовещательные и телевизионные компании.
Кроме этого, в США проводится информационно-разъяснительная работа, которая включает в себя использование средств массовой информации на формировании у местного населения и этнических меньшинств негативного отношения к нелегальным мигрантам.
В 2000 году Постоянный комитет по делам гражданства и иммиграции Канады опубликовал доклад на тему – «Защита беженцев
В безопасность границ: достижение равновесия», в котором одной из важнейших задач названо использование средств массовой информации для доведения местному населению стран происхождения нелегальной иммиграции о применяемых в Канаде санкциях к незаконным мигрантам.
Заслуживает внимания опыт противодействия нелегальной миграции не только при въезде в отдельные страны, но и при последующем пребывании иностранцев на их территориях. В основном эти мероприятия носят правовой, организационный и технический характер [67]:
1. Известно, что многие иммигранты становится нелегалами после легального въезда в страну (например, въезд по туристической визе и последующее нелегальное трудоустройство). Так, например, в США эта категория нелегальных мигрантов составляет около половины от их общего количества.
2. соответствии с законом ФРГ «Об иностранцах» за незаконное пребывание в стране иностранные граждане наказываются лишением свободы на срок до 1 года или денежным штрафом до 1000 евро. Кроме этого, в целях выявления иммигрантов находящихся незаконно на территории иностранного государства, применяются процедуры двойной документальной сверки, как во время пребывания, так и во время выезда из страны при пересечении границы. При этом в иммиграционном законодательстве стран установленные процедуры проверок имеют свои особенности. Так, въезжающие на постоянное место жительства в ФРГ должны сами доказывать подлинность своих документов, а получившие разрешение на работу – законность своего пребывания.
Одним из важных направлений противодействия нелегальной миграции является оптимизация юридических санкции, применяемых к работодателям за прием на работу нелегальных мигрантов без наличия соответствующих разрешений.
В ряде стран существуют специальные трудовые инспекции, следящие за законностью привлечения и использования иностранных рабочих. В случае нарушения установленного порядка найма иностранных работников, к работодателям применяются гражданско-правовые, административные или уголовные санкции.
В соответствии с Законом США «Об иммиграции и гражданстве» 1996 года штрафные санкции за незаконный наем иностранных работников установлены в следующих размерах [67]:
- от 250 до 2000 долл. США за каждого иностранца, не имеющего разрешение на трудоустройство;
- от 2000 до 5000 долл. США за каждого незаконно работающего, в случае повторного нарушения работодателем действующего порядка трудоустройства иностранных работников;
- от 3000 до 10000 долларов за каждого незаконно трудоустроенного иностранца, в случае многократного нарушения действующего законодательства.
Если работодатели по каким-то причинам утрачивают документы, разрешающие использование ими иностранных работников, то они могут быть также оштрафованы на сумму до 1000 долл. США.
В ФРГ лица, участвующие в незаконном трафике иностранных мигрантов либо в их незаконном найме в качестве работников, наказываются денежным штрафом до 100000 евро или лишением свободы на срок до 3 лет. Незаконный наем на высокодоходную, квалифицированную работу (например, в сфере производства товаров
В предоставлении услуг), признаётся немецким законодателем как отягчающее ответственность обстоятельство.
В этом случае, работодатели наказываются лишением свободы сроком до 5 лет или крупным денежным штрафом - до 500000 евро [67].
В соответствии с «Иммиграционным актом» Канады, от 2002 года, в случае приема на работу иностранных гастарбайтеров без официального разрешения, работодатель подлежит уголовной ответственности в виде наложения штрафных санкций до 5000 канадских дол или тюремному заключению на срок до 2 лет [67].
Наиболее радикальной мерой является депортация нелегальных мигрантов. В некоторых странах выдворению подлежат только отдельные категории незаконных мигрантов, другие же высылают всех нарушителей миграционного законодательства, в том числе и прибывших в страну с детьми.
В итоге сделаны выводы, что современной миграционной политике России и ее правовым основам характерны воплощение и развитие международных стандартов регулирования миграционных отношений на основе концепции прав и свобод человека, которые при некритическом подходе потенциально могут вести к игнорированию национальной и региональной специфики миграционных процессов.
3. АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
3.1 Особенности и тенденции миграционных процессов в Республике Саха (Якутия)
Демогеографическая характеристика Республики Саха (Якутия)
Территория Республики Саха (Якутия) – северо-восточного региона и по площади крупнейшего субъекта Российской Федерации (3,1 млн. кв. км), несмотря на то, что на ней проживает менее 1 миллиона человек (численность населения республики Саха (Якутия) по данным Госкомстата России составляет 958596 чел. (2015), плотность населения - 0.31 чел./км2 (2015 г.), городское население - 65.28% (2015 г.), в центральной части территории Якутии проживает около 500 тыс. чел.), состав населения по этнокультурному и религиозному составу относится к одним из самых разнообразных в полиэтническом плане [70].
В настоящее время в республике проживают представители около 130 национальностей. Из них 49,91% составляют якуты (саха), русские 37,84%, эвенки 2,25%, украинцы 2,18%, эвены 1,61% и 6,21% других национальностей. Кроме того, достаточно многочисленными этносами республики являются татары 0,87%, буряты 0,75%, киргизы 0, 54%, армяне 0,39%, узбеки 0,36%, таджики 0, 29%, белорусы 0,27%, азербайджанцы 0,22%, долганы 0,20%, башкиры 0,19%, корейцы 0,15%, казахи 0,14%, молдаване 0,17%, мордва и немцы 0,16%, юкагиры 0,14%, чуваши 0,12%, ингуши и китайцы 0, 10% [70].
Во многом современная ситуация зависит от отношений между наиболее крупными этносами, которые складывались и развивались исторически на территории республики более 380 лет (с 1632 г.) – между титульным этносом якутами (саха) и представителями основного по численности в России в целом – русскими. В совокупности, якуты и русские составляют 87,75% численности населения республики. Коренные малочисленные народы Севера (КМНС) - эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи составляют 4,27%. Все остальные народы представляют этническое меньшинство в республике 7,98 % (Приложение 2).
Как видно из (Приложения 2), существенным является то, что менее чем за четверть века изменилось соотношение абсолютной и относительной численности двух наиболее крупных народов республики – якутов и русских. Начиная с 2000 года, идет постепенный рост удельного веса якутов, отличающихся сравнительно высоким уровнем рождаемости. Уменьшился удельный вес русских по причине миграции за пределы республики (особенно в 1996 – 2006 гг.), что является характерным в конце ХХ века и начале XXI века для многих полиэтничных регионов Российской Федерации. Также видно, что продолжается сокращение численности украинцев, белорусов, выходцев из других стран СНГ.
За рассматриваемый период возросла численность коренных малочисленных народов Севера – эвенков и эвенов. Вместе с тем увеличивается численность в целом нетипичных как для Республики Саха (Якутия), так и всего Севера, Сибири и Дальнего Востока представителей народов Средней Азии и Кавказа (среди других национальностей).
Можно заключить, что в результате миграционного оттока части, воспринимаемого в сознании саха, как пришлого, населения Якутии, а также нового миграционного притока в XXI веке произошли существенные изменения в национальном составе жителей Республики Саха (Якутия).
Особенностью современной ситуации в межэтнических отношениях в Республике Саха (Якутия) становится постепенное «утяжеление» полиэтнического компонента в межкультурном взаимодействии, которое происходит как на уровне межличностных, так и групповых контактов во время и учебного (СВФУ – университет, постоянно увеличивающий контингент студентов, как из регионов России, так и из Ближнего и Дальнего Зарубежья) и трудового (таджики-строители, киргизы-таксисты, китайцы в торговле и т.п.) процессов, так и неформальных отношений.
Характеристика трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия)
Распределение трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия) характеризуется особенностью пространственной структуры размещения демографического и производственного потенциала и его концентрации в Западном, Южном и Центральном районах Якутии каждый из которых специализируется фактически на одной или двух отраслях экономики. В Западной Якутии – это алмазодобывающая промышленность, в Южной Якутии – это топливно–энергетический комплекс, в Центральной Якутии – это сервисный бизнес, промышленность строительных материалов и агропромышленный комплекс.