Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 1 (при наличии) Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обобщая данные анкетирования выявилось следующее: высокий уровень агрессивности выражен только у 1 ребенка - Олега А. (5,6%); средний уровень агрессивности у 4 человек (22,2%) - (Антон Г., Артем М., Катя С.,Марина М.); у остальных детей(13 человек - 5 мальчиков и 8 девочек) уровень агрессивности в норме (72,2% от общего числа детей). Графически результаты анкетирования отражены на рисунке 1 и 2.


Рисунок 1 - Общий уровень агрессии, чел. (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)



Рисунок 2 -Уровень агрессивности детей, балл (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)
Опросник Баса-Дарки по определению уровня и видов преобладающей агрессии, также подтвердил, что уровень агрессии у тестируемых детей находится в норме. Результаты тестирования представлены в табл. 3.
Таблица 3 - Результаты тестирования (Опросник агрессивности Баса-Дарки)



Имя Ф.

Пол

Возраст, лет

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс агрессивных реакций

Индекс враждебности

1

Андрей Н.

м

8

4

3

5

1

7

3

9

3

21

10

2

Антон Г.

м

8

6

5

7

5

1

4

8

7

26

5

3

Антон Ч.

м

7

6

6

6

4

1

7

4

6

22

8

4

Артем М.

м

8

7

6

6

0

6

5

6

2

25

11

5

Виктор У.

м

7

4

5

3

4

1

7

7

6

19

8

6

Вова Н.

м

7

6

4

7

5

1

2

6

6

23

3

7

Диана Л.

ж

8

4

5

3

4

1

7

7

6

19

8

8

Женя С.

м

8

4

5

3

4

1

7

6

8

18

8

9

Катя С.

ж

7

5

4

4

2

4

6

8

5

21

10

10

Ксения М.

ж

8

6

6

6

4

5

4

4

6

22

9

11

Лариса В.

ж

8

4

3

5

1

7

3

9

3

21

10

12

Лена Я.

ж

7

6

6

6

4

1

7

4

6

22

8

13

Марина М.

ж

7

6

5

7

5

1

4

8

7

26

5

14

Настя Ж.

ж

8

4

5

3

4

1

7

6

8

18

8

15

Настя К.

ж

7

5

4

4

2

4

6

8

5

21

10

16

Оксана М.

ж

8

7

6

6

0

6

5

6

2

25

11

17

Олег А.

м

7

5

5

7

1

7

4

9

5

26

14

18

Оля Т.

ж

8

6

5

7

5

1

4

8

7

26

5

Всего баллов

95

88

95

55

56

95

123

98









Индекс агрессивных реакций = Физическая агрессия + косвенная агрессия + раздражение + вербальная агрессия

Индекс враждебности = обида + подозрительность
По результатам тестирования, как показатель агрессивности, так и индекс враждебности находятся в норме, существенных отклонений в ходе исследования не замечено.


Рисунок 3 -Показатели агрессивности детей (Баса-Дарки)
В группе наблюдаются все виды агрессии, но преобладающей являются вербальная агрессия, однако четко просматривается достаточно высокий уровень физической агрессии, а также чувства вины, раздражения и подозрительности (рисунок 4).



Рисунок 4 -Средний показатель агрессии (Баса-Дарки), балл
Таблица 4 - Результаты по методике «Несуществующее животное»



Имя Ф.

Пол

Возраст, лет

Балл

Уровень агрессивности, чел.
















низкая

средняя

высокая

1

Андрей Н.

м

8

3










2

Антон Г.

м

7

9










3

Антон Ч.

м

8

6










4

Артем М.

м

8

11










5

Виктор У.

м

7

6










6

Вова Н.

м

7

4










7

Диана Л.

ж

7

3










8

Женя С.

м

8

7










9

Катя С.

ж

7

2










10

Ксения М.

ж

8

5










11

Лариса В.

ж

8

6










12

Лена Я.

ж

7

7










13

Марина М.

ж

7

8










14

Настя Ж.

ж

8

1










15

Настя К.

ж

7

8










16

Оксана М.

ж

8

11










17

Олег А.

м

8

14










18

Оля Т.

ж

8

1










Всего баллов

112

15

3

0



Результаты исследования уровня агрессивности по тесту «Несуществующее животное» показал также низкий уровень агрессии детей младшего школьного возраста, причем детей с высоким уровнем агрессии в классе не выявлено вообще и всего 3 ребенка показали средний уровень, остальные дети имеют нормально выраженную агрессию (рис. 5, 6). Это подтверждает наше предположение о том, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких методов.


Рисунок 5 - Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», чел.


Рисунок 6 - Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», балл
Таким образом, подводя итог данного исследования, в совокупности вышеназванных методик выявлено, что в данной группе преобладают дети с нормальной степенью агрессии. Однако, при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий видно, что определенные формы проявления агрессии имеют почти все дети. У большинства испытуемых проявляется вербальная агрессия, менее выражены физическая агрессия, обида, подозрительность, чувство вины. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости, и свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где могут проявлять агрессивно, сердиться на окружающих и т.д.


2.3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей



Методы коррекции агрессивного поведения разделяют на подходящие к индивидуальному консультированию детей с агрессивными проявлениями и не подходящие. К первым относятся все игры и методы, направленные на усвоение иных форм поведения, когда ребёнок посредством игры и с помощью консультанта постепенно осознаёт свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично её контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее. Сюда подходят некоторые игры, в которых проигрывается та или иная ситуация.

Ко вторым относятся методы, подразумевающие выражение агрессивных импульсов. Выход агрессии через действия или их имитацию в игре - такая форма больше проходит для групповой коррекции агрессии.

Приведем несколько методик, которые можно эффективно использовать для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей.

Методика «Наши чувства».

Цель: посредством ознакомления детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением, а так же отреагированием негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией.

Материалы: карточки с названием чувств: радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.

Процедура: предложить ребёнку разделить карточки на две группы, в которой одни чувства будут положительными, а в другой, отрицательные. А потом постараться вместе придумать разные ситуации, в которых они будут проявляться. После этого, дать ребёнку задание нарисовать те чувства, которые ему больше всего нравятся, и рассказать почему.

Методика «Маленький секрет».

Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.

Материалы: лист бумаги, цветные карандаши.

Процедура: «Сядь поудобней, сделай 2 -3 глубоких вдоха, закрой глаза. Сосредоточься и вспомни своё любимое место, где ты любишь быть, где тебе спокойно и хорошо, если такого нет, придумай его. Звуки, цвета, окружающие предметы в этом месте, какие они…. Поиграй там некоторое время. А теперь ещё раз глубоко вдохни, оглядись и запомни, открой глаза.


Попробуй нарисовать это место, что ты представил». Затем вместе с ребёнком обсудить картинку, о чём он думал, на что это всё похоже и т.д.

Время процедуры: час - час двадцать.

Методика «Мои эмоции».

Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия.

Материалы: картон, детский конструктор, кукольный театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики, куклы, машинки и т.д.)

Процедура: Проводится на примере сказок, либо вместе с ребёнком придумываются различные истории, где ребёнок придумывает персонажей и наделяет их определёнными качествами и поведением. Затем истории проигрываются, их можно записывать на камеру, а потом вместе с ребёнком просматривать и выделять персонажей, на сколько их задуманный образ получилось передать, какие качества этот образ подчёркивали, каким героем ему больше нравилось бать и почему. Если отрицательным, то побеседовать о том, что же не хватает положительному герою, что бы быть лучшим и как ему этого достичь. Придумать сказку, где положительный персонаж постепенно наделяется теми качествами, что нравятся ребёнку в отрицательном герое и что из этого в итоге получается.

Постараться переместить героев к концу 3 - 4 занятию в реальную жизнь.

Методика «Театр из пластилина».

Цель: выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина.

Материалы: коробка с пластилином, палочки, веточки, а так же маленькие игрушки и конструктор.

Процедура: первый этап может быть осуществлён по принципу методики «мои эмоции», но с добавлением агрессивной окраски. Например: игра крепость. Ребёнок строит один лагерь из пластилина, а другой из конструктора, одной из сторон объявляется война. Разыгрывается нападение, дальнейший ход придумывает ребёнок, будет ли кто - то победителем или он всё разрушит, консультант остаётся здесь зрителем и лишь поддерживает динамику процесса высвобождения агрессии. В момент, когда консультант почувствует, что агрессивные импульсы стали постепенно угасать в игре, ему следует постараться постепенно