Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 1 (при наличии) Студент.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Агрессивное поведение у детей
1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения
1.2 Типология агрессивного поведения
1.3 Детская агрессивность и её причины
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей
Обобщая данные анкетирования выявилось следующее: высокий уровень агрессивности выражен только у 1 ребенка - Олега А. (5,6%); средний уровень агрессивности у 4 человек (22,2%) - (Антон Г., Артем М., Катя С.,Марина М.); у остальных детей(13 человек - 5 мальчиков и 8 девочек) уровень агрессивности в норме (72,2% от общего числа детей). Графически результаты анкетирования отражены на рисунке 1 и 2.
Рисунок 1 - Общий уровень агрессии, чел. (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)
Рисунок 2 -Уровень агрессивности детей, балл (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)
Опросник Баса-Дарки по определению уровня и видов преобладающей агрессии, также подтвердил, что уровень агрессии у тестируемых детей находится в норме. Результаты тестирования представлены в табл. 3.
Таблица 3 - Результаты тестирования (Опросник агрессивности Баса-Дарки)
№ | Имя Ф. | Пол | Возраст, лет | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины | Индекс агрессивных реакций | Индекс враждебности | ||||||||||
1 | Андрей Н. | м | 8 | 4 | 3 | 5 | 1 | 7 | 3 | 9 | 3 | 21 | 10 | ||||||||||
2 | Антон Г. | м | 8 | 6 | 5 | 7 | 5 | 1 | 4 | 8 | 7 | 26 | 5 | ||||||||||
3 | Антон Ч. | м | 7 | 6 | 6 | 6 | 4 | 1 | 7 | 4 | 6 | 22 | 8 | ||||||||||
4 | Артем М. | м | 8 | 7 | 6 | 6 | 0 | 6 | 5 | 6 | 2 | 25 | 11 | ||||||||||
5 | Виктор У. | м | 7 | 4 | 5 | 3 | 4 | 1 | 7 | 7 | 6 | 19 | 8 | ||||||||||
6 | Вова Н. | м | 7 | 6 | 4 | 7 | 5 | 1 | 2 | 6 | 6 | 23 | 3 | ||||||||||
7 | Диана Л. | ж | 8 | 4 | 5 | 3 | 4 | 1 | 7 | 7 | 6 | 19 | 8 | ||||||||||
8 | Женя С. | м | 8 | 4 | 5 | 3 | 4 | 1 | 7 | 6 | 8 | 18 | 8 | ||||||||||
9 | Катя С. | ж | 7 | 5 | 4 | 4 | 2 | 4 | 6 | 8 | 5 | 21 | 10 | ||||||||||
10 | Ксения М. | ж | 8 | 6 | 6 | 6 | 4 | 5 | 4 | 4 | 6 | 22 | 9 | ||||||||||
11 | Лариса В. | ж | 8 | 4 | 3 | 5 | 1 | 7 | 3 | 9 | 3 | 21 | 10 | ||||||||||
12 | Лена Я. | ж | 7 | 6 | 6 | 6 | 4 | 1 | 7 | 4 | 6 | 22 | 8 | ||||||||||
13 | Марина М. | ж | 7 | 6 | 5 | 7 | 5 | 1 | 4 | 8 | 7 | 26 | 5 | ||||||||||
14 | Настя Ж. | ж | 8 | 4 | 5 | 3 | 4 | 1 | 7 | 6 | 8 | 18 | 8 | ||||||||||
15 | Настя К. | ж | 7 | 5 | 4 | 4 | 2 | 4 | 6 | 8 | 5 | 21 | 10 | ||||||||||
16 | Оксана М. | ж | 8 | 7 | 6 | 6 | 0 | 6 | 5 | 6 | 2 | 25 | 11 | ||||||||||
17 | Олег А. | м | 7 | 5 | 5 | 7 | 1 | 7 | 4 | 9 | 5 | 26 | 14 | ||||||||||
18 | Оля Т. | ж | 8 | 6 | 5 | 7 | 5 | 1 | 4 | 8 | 7 | 26 | 5 | ||||||||||
Всего баллов | 95 | 88 | 95 | 55 | 56 | 95 | 123 | 98 | | |
Индекс агрессивных реакций = Физическая агрессия + косвенная агрессия + раздражение + вербальная агрессия
Индекс враждебности = обида + подозрительность
По результатам тестирования, как показатель агрессивности, так и индекс враждебности находятся в норме, существенных отклонений в ходе исследования не замечено.
Рисунок 3 -Показатели агрессивности детей (Баса-Дарки)
В группе наблюдаются все виды агрессии, но преобладающей являются вербальная агрессия, однако четко просматривается достаточно высокий уровень физической агрессии, а также чувства вины, раздражения и подозрительности (рисунок 4).
Рисунок 4 -Средний показатель агрессии (Баса-Дарки), балл
Таблица 4 - Результаты по методике «Несуществующее животное»
№ | Имя Ф. | Пол | Возраст, лет | Балл | Уровень агрессивности, чел. | ||
| | | | | низкая | средняя | высокая |
1 | Андрей Н. | м | 8 | 3 | | | |
2 | Антон Г. | м | 7 | 9 | | | |
3 | Антон Ч. | м | 8 | 6 | | | |
4 | Артем М. | м | 8 | 11 | | | |
5 | Виктор У. | м | 7 | 6 | | | |
6 | Вова Н. | м | 7 | 4 | | | |
7 | Диана Л. | ж | 7 | 3 | | | |
8 | Женя С. | м | 8 | 7 | | | |
9 | Катя С. | ж | 7 | 2 | | | |
10 | Ксения М. | ж | 8 | 5 | | | |
11 | Лариса В. | ж | 8 | 6 | | | |
12 | Лена Я. | ж | 7 | 7 | | | |
13 | Марина М. | ж | 7 | 8 | | | |
14 | Настя Ж. | ж | 8 | 1 | | | |
15 | Настя К. | ж | 7 | 8 | | | |
16 | Оксана М. | ж | 8 | 11 | | | |
17 | Олег А. | м | 8 | 14 | | | |
18 | Оля Т. | ж | 8 | 1 | | | |
Всего баллов | 112 | 15 | 3 | 0 |
Результаты исследования уровня агрессивности по тесту «Несуществующее животное» показал также низкий уровень агрессии детей младшего школьного возраста, причем детей с высоким уровнем агрессии в классе не выявлено вообще и всего 3 ребенка показали средний уровень, остальные дети имеют нормально выраженную агрессию (рис. 5, 6). Это подтверждает наше предположение о том, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких методов.
Рисунок 5 - Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», чел.
Рисунок 6 - Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», балл
Таким образом, подводя итог данного исследования, в совокупности вышеназванных методик выявлено, что в данной группе преобладают дети с нормальной степенью агрессии. Однако, при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий видно, что определенные формы проявления агрессии имеют почти все дети. У большинства испытуемых проявляется вербальная агрессия, менее выражены физическая агрессия, обида, подозрительность, чувство вины. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости, и свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где могут проявлять агрессивно, сердиться на окружающих и т.д.
2.3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей
Методы коррекции агрессивного поведения разделяют на подходящие к индивидуальному консультированию детей с агрессивными проявлениями и не подходящие. К первым относятся все игры и методы, направленные на усвоение иных форм поведения, когда ребёнок посредством игры и с помощью консультанта постепенно осознаёт свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично её контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее. Сюда подходят некоторые игры, в которых проигрывается та или иная ситуация.
Ко вторым относятся методы, подразумевающие выражение агрессивных импульсов. Выход агрессии через действия или их имитацию в игре - такая форма больше проходит для групповой коррекции агрессии.
Приведем несколько методик, которые можно эффективно использовать для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей.
Методика «Наши чувства».
Цель: посредством ознакомления детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением, а так же отреагированием негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией.
Материалы: карточки с названием чувств: радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.
Процедура: предложить ребёнку разделить карточки на две группы, в которой одни чувства будут положительными, а в другой, отрицательные. А потом постараться вместе придумать разные ситуации, в которых они будут проявляться. После этого, дать ребёнку задание нарисовать те чувства, которые ему больше всего нравятся, и рассказать почему.
Методика «Маленький секрет».
Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.
Материалы: лист бумаги, цветные карандаши.
Процедура: «Сядь поудобней, сделай 2 -3 глубоких вдоха, закрой глаза. Сосредоточься и вспомни своё любимое место, где ты любишь быть, где тебе спокойно и хорошо, если такого нет, придумай его. Звуки, цвета, окружающие предметы в этом месте, какие они…. Поиграй там некоторое время. А теперь ещё раз глубоко вдохни, оглядись и запомни, открой глаза.
Попробуй нарисовать это место, что ты представил». Затем вместе с ребёнком обсудить картинку, о чём он думал, на что это всё похоже и т.д.
Время процедуры: час - час двадцать.
Методика «Мои эмоции».
Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия.
Материалы: картон, детский конструктор, кукольный театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики, куклы, машинки и т.д.)
Процедура: Проводится на примере сказок, либо вместе с ребёнком придумываются различные истории, где ребёнок придумывает персонажей и наделяет их определёнными качествами и поведением. Затем истории проигрываются, их можно записывать на камеру, а потом вместе с ребёнком просматривать и выделять персонажей, на сколько их задуманный образ получилось передать, какие качества этот образ подчёркивали, каким героем ему больше нравилось бать и почему. Если отрицательным, то побеседовать о том, что же не хватает положительному герою, что бы быть лучшим и как ему этого достичь. Придумать сказку, где положительный персонаж постепенно наделяется теми качествами, что нравятся ребёнку в отрицательном герое и что из этого в итоге получается.
Постараться переместить героев к концу 3 - 4 занятию в реальную жизнь.
Методика «Театр из пластилина».
Цель: выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина.
Материалы: коробка с пластилином, палочки, веточки, а так же маленькие игрушки и конструктор.
Процедура: первый этап может быть осуществлён по принципу методики «мои эмоции», но с добавлением агрессивной окраски. Например: игра крепость. Ребёнок строит один лагерь из пластилина, а другой из конструктора, одной из сторон объявляется война. Разыгрывается нападение, дальнейший ход придумывает ребёнок, будет ли кто - то победителем или он всё разрушит, консультант остаётся здесь зрителем и лишь поддерживает динамику процесса высвобождения агрессии. В момент, когда консультант почувствует, что агрессивные импульсы стали постепенно угасать в игре, ему следует постараться постепенно