Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каждый последующий этап оценки выступает конкретизацией предыдущего этапа, дополняя и уточняя его.
На первом этапе выявляется качественная и количественная определенность критерия эффективности управления. Достижение цели служит качественной, а величина социально-экономического эффекта - количественной характеристикой критерия эффективности управления организацией.
На втором этапе оценки определяется эффективность затрат на управление.
На третьем этапе определяется эффективность управления имеющимся потенциалом. Показатели формируются на базе обобщающих показателей эффективности использования производственных и управленческих ресурсов и удельных (приведенных) затрат на управление.
Особенно важна структуризация критериев и показателей эффективности управления в соответствии с многоуровневым и многоаспектным характером отношений и процессов управления, интеграции частных и локальных критериев и показателей в единую систему, возможности «включения» предлагаемых показателей.
В англоязычной литературе понятие эффективности управления выражается двумя ключевыми терминами:
-
managerial effectiveness - так называемая «системная» эффективность; -
management efficiency - так называемая «операционная» эффективность [13, c.65].
Системная эффективность зависит от того, насколько рационально организовано управление, т.е. от состава и количества звеньев, их подчиненности, распределения функций. Иными словами, эффективность системы управления определяется качеством организационной структуры, процессов управления, а от качеств конкретных управленцев не зависит.
Операционная эффективность, т.е. соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями, напротив, в первую очередь определяется деловыми качествами менеджеров, а также тем, насколько рационально используется их потенциал.
Экономика представляет собой сложную систему. При вертикальном рассмотрении ее структуры обычно выделяют три уровня: макро-, мезо- и микроуровень. Все уровни взаимосвязаны, но в конкретные периоды роль их в экономике страны различная. Если в командно-административной системе ключевая роль принадлежала макроуровню, то в настоящее время такая роль отводится микроуровню, непосредственным субъектам рыночной экономики — предприятиям и предпринимателям.
Говоря об эффективности управления, прежде всего, надо раскрыть понятие «стратегическое упрравление».
Термин «стратегия» имеет военное происхождение, известное еще из древнекитайских трактатов по военному искусству. В настоящее время он используется в различных сферах деятельности: стратегия предприятия, стратегия бизнеса, стратегия подготовки космонавтов, стратегия подготовки спортсменов, стратегия проведения игры с определенной командой и т. д. [11, c.45]
Мы будем рассматривать применение этого понятия в экономике, так как в последнее время стратегия нашла широкое применение в экономической науке и практике производственно-хозяйственной деятельности. Обусловлено это тем, что вместе со свободой предпринимательской деятельности рынок принес большую степень зависимости эффективности ведения бизнеса от внешних условий и факторов (спроса и предложения, политики государства, состояния законодательства, правового и информационного обеспечения, поведения других субъектов рынка и т. д.). Большая часть этих факторов обладает высокой степенью неопределенности, что вносит большой риск в принятие решений по многим принципиальным вопросам предпринимательской деятельности. Это требует от субъектов рынка предвидения возможного развития внешних факторов, оценки их влияния на успех той или иной деятельности, внесения изменений в поведение фирмы или предпринимателя (адаптации), т. е. возникает необходимость разработки долгосрочных целей и вариантов поведения предприятия, путей их достижения, т. е. стратегического управления предприятием. На Западе теория стратегического управления возникла относительно недавно (в 70-х гг. XX в.), большой вклад в ее развитие внесли такие крупные исследователи, как А. Чандлер, Г. Саймон, И. Ансофф, Г. Минцберг, К. Эндрюс, Д. Стейн-дер, М. Портер и др. [12, c. 64]
Развитию теории стратегического управления посвящены работы таких российских ученых-экономистов, как B.C. Соловьев, Е.С. Ефремов, А.П. Градов, Н.Д. Ильенкова и др. Наиболее полно теория стратегического менеджмента изложена в книге «Школа стратегии» [23, 27].
К настоящему времени существует множество определений понятия стратегии. Например, B.C. Ефремов определяет ее так: «Стратегия бизнеса — это образ действий, обуславливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном историческом интервале» [13].
Наиболее точное, с нашей точки зрения, определение стратегии дано Чандлером: «Стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей».
При изучении формулировок различных авторов можно заметить, что их объединяет понятие стратегии как процесса выработки и реализации субъектами рынка обоснованного экономического поведения на долгосрочный период.
По существу, стратегия предприятия. — это план его действия в рыночных условиях по наиболее полной реализации главной цели любого коммерческого субъекта — максимизации прибыли. То есть в стратегии должны быть увязаны цели предприятия, бизнеса и пути их достижения. Роль стратегии для предприятия состоит в том, что его работники, определившись в основных направлениях развития, целях и принципах действия, свободнее и увереннее принимают решения и, как правило, добиваются более высоких результатов.
В рыночных условиях любая компания (фирма, предприятие) имеет свою стратегию, свою линию поведения на рынке, свои подходы к принятию решений, свои принципы ведения хозяйственной деятельности, определяемые руководством, при этом не обязательно формализованные в документах.
Стратегия любой компании должна ответить, как минимум, на следующие вопросы:
-
Каковы цели компании, какие виды бизнеса она имеет, их состояние, эффективность? В рыночных условиях выбор направлений деятельности — самый ответственный процесс, определяющий будущий успех деятельности компании, ее прибыль и рентабельность. -
Какова миссия предприятия, его имидж? -
Каковы сильные и слабые стороны каждого вида бизнеса, что способствует и что мешает его дальнейшему развитию? -
Какова степень риска сохранения бизнеса, каковы угрозы его существованию? -
Имеются ли альтернативы развития нового бизнеса, новых направлений деятельности? -
Каковы возможные варианты поведения фирмы при возникновении отрицательных влияний различных факторов?
Некоторая стабилизация в России условий работы предприятий делает разработку стратегии возможной и даже необходимой для успешного развития бизнеса. В связи с вышесказанным считаю необходимым пояснить, что автор различает понятия миссии и главной цели предприятия. Так, главная цель предприятия связана, в нашем понимании, с достижением максимальной прибыли как необходимого условия эффективного функционирования в рыночных условиях,
а миссия — это формулирование общественного предназначения предприятия, его конкурентных преимуществ, смысла его существования с учетом наилучшего обеспечения интересов всех групп — участников рынка: собственника (акционеров), потребителей продукции и услуг, поставщиков МТР, акционеров, работников предприятия, государственных органов.
Миссия может быть сформулирована в виде одного-двух предложений как набор девизов, перечень принципов и конкурентных преимуществ предприятия или всесторонне отражать сущность и направления ее деятельности. По своему содержанию она может:
-
указывать на сущность и назначение предприятия; -
отражать конкурентные преимущества, особенности продукции и услуг; -
говорить о перспективных направлениях развития; -
устанавливать принципы ведения бизнеса и взаимоотношений с потребителями продукции и услуг; -
говорить о политике фирмы в области ценообразования; -
провозглашать социальные задачи фирмы, ее общественную полезность, политические приоритеты; -
раскрывать структуру компании и принципы работы ее отдельных подразделений и служб [15].
Если в миссии заложены высоконравственные идеалы взаимоотношений предприятия с потребителями продукции и услуг, обществом, и другими субъектами рыночной экономики и они реализуются на практике, то такие фирмы имеют сильный имидж, обеспечивающий им продолжительный и устойчивый финансово-экономический успех.
1.2. Краткая характеристика факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия
Для разработки стратегии, выработки принципов поведения предприятия на рынке необходимо, в первую очередь, определить факторы, которые в наибольшей степени влияют на эффективность ведения той или иной деятельности.
И хотя каждое предприятие индивидуально, имеет свои особенности, обусловленные влиянием как внутренних, так и внешних факторов, всегда можно выделить основные, наиболее значимые факторы.
По своей сущности предприятие представляет собой открытую хозяйственную систему, которая взаимодействует со многими субъектами и факторами окружающей среды. В целом теория выделяет 4 уровня хозяйствования:
-
микроэкономика, когда за основу изучения берется наименьшая хозяйственная единица (отдельное подразделение, фирма, объединение и т. д. и их подразделения); -
мезоэкономика, когда изучаются, анализируются более крупные подсистемы народного хозяйствования (отрасли, промышленные или территориальные комплексы); -
макроэкономика, когда изучаются законы и проблемы экономики страны в целом (общественное богатство, принципы налогообложения, темпы роста национального дохода, рост доходов населения и т. д.). Часто при анализе работы предприятий (микроуровень) объекты мезо- и макроуровня объединяются и изучаются как объекты макроуровня; -
мегаокономика, когда изучаются законы и проблемы мировой экономики [18, c.54].
Факторы мега-уровня непосредственно не оказывают влияния или оказывают слабое влияние на экономику предприятия. Каждое предприятие может построить свою модель с выделением факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на результаты его деятельности.
Характерно, что степень влияния внутренних факторов на эффективность деятельности предприятия напрямую зависит от менеджмента самой компании, а степень влияния внешних факторов обусловлена состоянием окружающей среды и практически не поддается управлению со стороны предприятия. Практика показывает, что основная часть ошибок при разработке стратегии связана с неточным определением и оценкой влияния внешней среды. Это усиливает значимость внешних условий и обуславливает необходимость постоянного отслеживания и анализа их состояния и динамики изменений. Поэтому каждый фактор внешней среды предприятия должен быть объектом анализа и мониторинга. Эффективное использование возможностей, представляемых внешней средой, учет отрицательных последствий изменения отдельных факторов — главная задача менеджмента фирмы.
В целом разработка стратегии делится на 3 крупных этапа: анализ, выбор и обоснование стратегии, реализация стратегии.
В реальных условиях анализ внешней и внутренней среды предприятия может, в зависимости от поставленных целей и задач, производиться с учетом большего или меньшего количества факторов. Это определяется степенью влияния того или иного фактора на результаты деятельности предприятия, его эффективность.
При разработке стратегии у предприятия иногда возникают проблемы с персоналом из-за амбициозности ее руководителей, ставящих нереальные дели и не понимающих, что экономические системы обладают большой инертностью и низкой степенью адаптации при изменении условий, что вызывает сопротивление части коллектива при реализации стратегии.
Как видно из схемы, формулирование стратегии — только начало работы по ее разработке. Главное — это поиск мер и действий по ее реализации, выполнение которых должно перевести предприятие из существующего финансово-экономического состояния в намеченное в соответствии с принятой методикой.
Таким образом, разработка стратегии - это не отдельная, кампания по ее формированию, а постоянный, взаимосвязанный процесс разработки и корректировки целей предприятия и путей по их реализации.