Файл: Повышение эффективности управления организацией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 316

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждый последующий этап оценки выступает конкретизацией преды­дущего этапа, дополняя и уточняя его.

На первом этапе выявляется качественная и количественная опреде­ленность критерия эффективности управления. Достижение цели служит ка­чественной, а величина социально-экономического эффекта - количествен­ной характеристикой критерия эффективности управления организацией.

На втором этапе оценки определяется эффективность затрат на управ­ление.

На третьем этапе определяется эффективность управления имеющимся потенциалом. Показатели формируются на базе обобщающих показателей эффективности использования производственных и управленческих ресурсов и удельных (приведенных) затрат на управление.

Особенно важна структуризация критериев и показателей эффектив­ности управления в соответствии с многоуровневым и многоаспектным ха­рактером отношений и процессов управления, интеграции частных и локаль­ных критериев и показателей в единую систему, возможности «включения» предлагаемых показателей.

В англоязычной литературе понятие эффективности управления выра­жается двумя ключевыми терминами:

  • managerial effectiveness - так называемая «системная» эффектив­ность;

  • management efficiency - так называемая «операционная» эффектив­ность [13, c.65].

Системная эффективность зависит от того, насколько рационально ор­ганизовано управление, т.е. от состава и количества звеньев, их подчиненно­сти, распределения функций. Иными словами, эффективность системы управления определяется качеством организационной структуры, процессов управления, а от качеств конкретных управленцев не зависит.

Операционная эффективность, т.е. соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями, напротив, в пер­вую очередь определяется деловыми качествами менеджеров, а также тем, насколько рационально используется их потенциал.

Экономика представляет собой сложную систему. При вертикальном рассмотрении ее структуры обычно выделяют три уровня: макро-, мезо- и микроуровень. Все уровни взаимосвязаны, но в конкретные периоды роль их в экономике страны различная. Если в командно-адми­нистративной системе ключевая роль принадлежала ма­кроуровню, то в настоящее время такая роль отводится микроуровню, непосредственным субъектам рыночной экономики — предприятиям и предпринимателям.


Говоря об эффективности управления, прежде всего, надо раскрыть понятие «стратегическое упрравление».

Термин «стратегия» имеет военное происхождение, из­вестное еще из древнекитайских трактатов по военному ис­кусству. В настоящее время он используется в различных сферах деятельности: стратегия предприятия, стратегия бизнеса, стратегия подготовки космонавтов, стратегия под­готовки спортсменов, стратегия проведения игры с опре­деленной командой и т. д. [11, c.45]

Мы будем рассматривать при­менение этого понятия в экономике, так как в последнее время стратегия нашла широкое применение в экономи­ческой науке и практике производственно-хозяйственной деятельности. Обусловлено это тем, что вместе со свободой предпринимательской деятельности рынок принес боль­шую степень зависимости эффективности ведения бизнеса от внешних условий и факторов (спроса и предложения, политики государства, состояния законодательства, пра­вового и информационного обеспечения, поведения других субъектов рынка и т. д.). Большая часть этих факторов об­ладает высокой степенью неопределенности, что вносит большой риск в принятие решений по многим принципи­альным вопросам предпринимательской деятельности. Это требует от субъектов рынка предвидения возможного раз­вития внешних факторов, оценки их влияния на успех той или иной деятельности, внесения изменений в пове­дение фирмы или предпринимателя (адаптации), т. е. воз­никает необходимость разработки долгосрочных целей и вариантов поведения предприятия, путей их достижения, т. е. стратегического управления предприятием. На Западе теория стратегического управления возникла относитель­но недавно (в 70-х гг. XX в.), большой вклад в ее разви­тие внесли такие крупные исследователи, как А. Чандлер, Г. Саймон, И. Ансофф, Г. Минцберг, К. Эндрюс, Д. Стейн-дер, М. Портер и др. [12, c. 64]

Развитию теории стратегического управления посвя­щены работы таких российских ученых-экономистов, как B.C. Соловьев, Е.С. Ефремов, А.П. Градов, Н.Д. Ильенкова и др. Наиболее полно теория стратегического менеджмента изложена в книге «Школа стратегии» [23, 27].

К настоящему времени существует множество опреде­лений понятия стратегии. Например, B.C. Ефремов опре­деляет ее так: «Стратегия бизнеса — это образ действий, обуславливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерче­ской организации на достаточно продолжительном истори­ческом интервале» [13].


Наиболее точное, с нашей точки зрения, определение стратегии дано Чандлером: «Стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, приня­тие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей».

При изучении формулировок различных авторов можно заметить, что их объединяет понятие стратегии как про­цесса выработки и реализации субъектами рынка обоснован­ного экономического поведения на долгосрочный период.

По существу, стратегия предприятия. это план его действия в рыночных условиях по наиболее полной реали­зации главной цели любого коммерческого субъекта мак­симизации прибыли. То есть в стратегии должны быть увя­заны цели предприятия, бизнеса и пути их достижения. Роль стратегии для предприятия состоит в том, что его работники, определившись в основных направлениях раз­вития, целях и принципах действия, свободнее и увереннее принимают решения и, как правило, добиваются более вы­соких результатов.

В рыночных условиях любая компания (фирма, предпри­ятие) имеет свою стратегию, свою линию поведения на рынке, свои подходы к принятию решений, свои принципы ведения хозяйственной деятельности, определяемые руководством, при этом не обязательно формализованные в документах.

Стратегия любой компании должна ответить, как ми­нимум, на следующие вопросы:

  1. Каковы цели компании, какие виды бизнеса она име­ет, их состояние, эффективность? В рыночных условиях выбор направлений деятельности — самый ответственный процесс, определяющий будущий успех деятельности ком­пании, ее прибыль и рентабельность.

  2. Какова миссия предприятия, его имидж?

  3. Каковы сильные и слабые стороны каждого вида биз­неса, что способствует и что мешает его дальнейшему раз­витию?

  4. Какова степень риска сохранения бизнеса, каковы угрозы его существованию?

  5. Имеются ли альтернативы развития нового бизнеса, новых направлений деятельности?

  6. Каковы возможные варианты поведения фирмы при возникновении отрицательных влияний различных факто­ров?

Некоторая стабилизация в России условий работы пред­приятий делает разработку стратегии возможной и даже необ­ходимой для успешного развития бизнеса. В связи с вышеска­занным считаю необходимым пояснить, что автор различает понятия миссии и главной цели предприятия. Так, главная цель предприятия связана, в нашем понимании, с достиже­нием максимальной прибыли как необходимого условия эф­фективного функционирования в рыночных условиях,
а мис­сия — это формулирование общественного предназначения предприятия, его конкурентных преимуществ, смысла его существования с учетом наилучшего обеспечения интересов всех групп участников рынка: собственника (акционеров), потребителей продукции и услуг, поставщиков МТР, акцио­неров, работников предприятия, государственных органов.

Миссия может быть сформулирована в виде одного-двух предложений как набор девизов, перечень принципов и конкурентных преимуществ предприятия или всесторонне отражать сущность и направления ее деятельности. По сво­ему содержанию она может:

  • указывать на сущность и назначение предприятия;

  • отражать конкурентные преимущества, особенности продукции и услуг;

  • говорить о перспективных направлениях развития;

  • устанавливать принципы ведения бизнеса и взаимо­отношений с потребителями продукции и услуг;

  • говорить о политике фирмы в области ценообразова­ния;

  • провозглашать социальные задачи фирмы, ее обще­ственную полезность, политические приоритеты;

  • раскрывать структуру компании и принципы работы ее отдельных подразделений и служб [15].

Если в миссии заложены высоконравственные идеалы взаимоотношений предприятия с потребителями продук­ции и услуг, обществом, и другими субъектами рыночной экономики и они реализуются на практике, то такие фир­мы имеют сильный имидж, обеспечивающий им продолжи­тельный и устойчивый финансово-экономический успех.

1.2. Краткая характеристика факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия



Для разработки стратегии, выработки принципов пове­дения предприятия на рынке необходимо, в первую очередь, определить факторы, которые в наибольшей степени влияют на эффективность ведения той или иной деятельности.

И хотя каждое предприятие индивидуально, имеет свои особенности, обусловленные влиянием как внутренних, так и внешних факторов, всегда можно выделить основные, наиболее значимые факторы.

По своей сущности предприятие представляет собой открытую хозяйственную систему, которая взаимодей­ствует со многими субъектами и факторами окружающей среды. В целом теория выделяет 4 уровня хозяйствования:

  • микроэкономика, когда за основу изучения берется наименьшая хозяйственная единица (отдельное подразде­ление, фирма, объединение и т. д. и их подразделения);

  • мезоэкономика, когда изучаются, анализируются более крупные подсистемы народного хозяйствования (от­расли, промышленные или территориальные комплексы);

  • макроэкономика, когда изучаются законы и проблемы экономики страны в целом (общественное богатство, прин­ципы налогообложения, темпы роста национального дохода, рост доходов населения и т. д.). Часто при анализе работы предприятий (микроуровень) объекты мезо- и макроуровня объединяются и изучаются как объекты макроуровня;

  • мегаокономика, когда изучаются законы и проблемы мировой экономики [18, c.54].


Факторы мега-уровня непосредственно не оказывают влияния или оказывают слабое влияние на экономику пред­приятия. Каждое предприятие может построить свою модель с выделением факторов, оказываю­щих наиболее существенное влияние на результаты его де­ятельности.

Характерно, что степень влияния внутренних факто­ров на эффективность деятельности предприятия напря­мую зависит от менеджмента самой компании, а степень влияния внешних факторов обусловлена состоянием окру­жающей среды и практически не поддается управлению со стороны предприятия. Практика показывает, что основная часть ошибок при разработке стратегии связана с неточным определением и оценкой влияния внешней среды. Это усили­вает значимость внешних условий и обуславливает необходи­мость постоянного отслеживания и анализа их состояния и ди­намики изменений. Поэтому каждый фактор внешней среды предприятия должен быть объектом анализа и мониторинга. Эффективное использование возможностей, представляемых внешней средой, учет отрицательных последствий изменения отдельных факторов — главная задача менеджмента фирмы.

В целом разработка стратегии делится на 3 крупных этапа: анализ, выбор и обоснование стратегии, реализация стратегии.

В реальных условиях анализ внешней и внутренней сре­ды предприятия может, в зависимости от поставленных це­лей и задач, производиться с учетом большего или меньшего количества факторов. Это определяется степенью влияния того или иного фактора на результаты деятельности пред­приятия, его эффективность.

При разработке стратегии у предприятия иногда возника­ют проблемы с персоналом из-за амбициозности ее руководи­телей, ставящих нереальные дели и не понимающих, что эко­номические системы обладают большой инертностью и низкой степенью адаптации при изменении условий, что вызывает со­противление части коллектива при реализации стратегии.

Как видно из схемы, формулирование стратегии — толь­ко начало работы по ее разработке. Главное — это поиск мер и действий по ее реализации, выполнение которых должно перевести предприятие из существующего финансово-эко­номического состояния в намеченное в соответствии с при­нятой методикой.

Таким образом, разработка стратегии - это не от­дельная, кампания по ее формированию, а постоянный, вза­имосвязанный процесс разработки и корректировки целей предприятия и путей по их реализации.