Файл: Практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль пм.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 372
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Образовательная программа, по которой работает МБДОУ
Перспективный и календарный планы работы в средней группы по физкультурно-оздоровительной работе
Планы-конспекты физкультурных занятий
8. Комплексы утренней гимнастики и закаливающих процедур для детей 4-5 лет
9. Конспекты подвижных игр для спортивного зала и игр на воздухе
Протокол педагогического анализа физкультурного занятия
Протокол хронометража двигательной деятельности ребёнка на физкультурном занятии
Статистический и письменный отчет по итогам учебной и производственной практики
Перспективный и календарный планы работы в средней группы по физкультурно-оздоровительной работе
Приоритетным в образовательном процессе МБДОУ является осуществление деятельности по проведению санитарно-гигиенических профилактических мероприятий и процедур.
Цель образовательного процесса – создание единого образовательного пространства, воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста.
Приоритетные задачи:
- совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу через обогащение двигательного опыта детей средствами современных технологий;
- активизировать работу с родителями с целью построения конструктивно-партнерского взаимодействия семьи и МБДОУ;
- повышать качество образовательного процесса.
В образовательном процессе используются здоровье сберегающие технологии:
- осмотр врачами-специалистами;
- сезонная профилактика заболеваний;
- профилактика гриппа;
- физкультурно-оздоровительная работа;
- лечебное питание;
- проветривание;
- кварцевание помещений;
- индивидуальная работа персонала с детьми;
- работа с детьми имеющими плоскостопие, нарушение осанки.
В ДОУ функционируют, оснащенные современным оборудованием помещения: медицинский кабинет.
Комплексный план мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе по детскому саду № 15
Таблица 2 - средняя группа
№ п/п | Мероприятия | Периодичность | Ответственные |
I Мониторинг | |||
1. | Определение уровня физической подготовленности детей | 2 раза в год (октябрь, апрель) | воспитатели |
2. | Диспансеризация | 1 раз в год | Специалисты детской поликлиники, старшая медсестра, врач |
II Двигательная деятельность | |||
1. | Утренняя гимнастика | ежедневно | Воспитатели |
2. | Физическая культура | 3раза в неделю | воспитатели |
3. | Подвижные игры | Ежедневно | Воспитатели |
4. | Гимнастика после дневного сна | Ежедневно | Воспитатели |
5. | Спортивные упражнения | 2 раза в неделю | Воспитатели |
6. | «Школа мяча» | 2 раза в неделю | Воспитатели |
7. | Физминутки, динамические паузы | Ежедневно | Воспитатели |
8. | Элементы корригирующей гимнастики | 1раз в неделю | |
9. | Физкультурные досуги | 1 раз в месяц | воспитатели |
10. | День здоровья | 1 раз в месяц | воспитатели, музыкальный руководитель, старшая м/сестра |
II Профилактические мероприятия | |||
1. | Витаминотерапия (поливитамины В,С, А,Е; сироп шиповника) | курсами 2 раза в год | Старшая медицинская сестра |
2. | Профилактика гриппа и простудных заболеваний - соблюдение санитарно-гигиенического режима (режимы проветривания, кварцевания; утренние фильтры, работа с родителями); - соблюдение дезрежима (обработка помещений, игрушек); - сезонная экстренная профилактика | по эпидпоказаниям | Старшая медицинская сестра |
IV Закаливание | |||
1. | Контрастные воздушные ванны в сочетании с физкультурными упражнениями и ходьбой по массажным дорожкам | После дневного сна, на физкультурных занятиях | воспитатели |
| высокое обливание рук, с постепенным понижением температуры | | |
2. | Босохождение | После дневного сна | Воспитатели |
3. | Облегченная одежда детей | В течение дня | Воспитатели |
4. | Глубокое умывание | В течение дня | Воспитатели, младшие воспитатели |
5. | Гигиенические процедуры: - полоскание рта после еды (после завтрака, обеда) - полоскание горла кипяченной водой комнатной | В течение дня (первая половина дня) | Воспитатели, младшие воспитатели |
6. | Прием детей на улице, проведение утренней гимнастики на воздухе | До 01.10 | Воспитатели |
V Организация питания | |||
1. | Соки натуральные, фрукты, свежие ягоды | В течение дня | Воспитатели, младшие воспитатели |
Система работы по разделу программы «Физическая культура» состоит из следующих направлений.
1. Утренняя гимнастика (ежедневно).
2. Занятия физкультурой (3 раза в неделю).
3. Пальчиковая гимнастика (ежедневно).
4. Подвижные игры (ежедневно).
5. Самостоятельная двигательная деятельность детей (ежедневно).
6. Гимнастика пробуждения после дневного сна (ежедневно).
7. Индивидуальная работа с детьми на прогулке (ежедневно).
8. Динамические паузы во время занятий (ежедневно).
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий в смешанной группе на декабрь месяц представлено в табл
Таблица 3 - Физическое направление. Образовательная область «Физическая культура»
1. | Координация движений |
2. | Ориентировка в пространстве |
3. | Сохранение равновесия при ходьбе по ограниченной плоскости |
4. | Бросание мяча двумя руками вперёд снизу. |
5. | Ползание на четвереньках по ограниченной плоскости |
6. | Лазание по гимнастической стенке |
7. | Метание на дальность удобной рукой |
8. | Катание мяча двумя руками друг другу |
9. | Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд |
-
Анатомо-физиологические, психологические возрастные особенности и уровень физической подготовки детей средней группы
Физиометрические показатели развития детей 4—5 лет
Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчивается. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см.) Не заканчивается и окостенение опорных частей носовой перегородки. Эти особенности воспитатель должен учитывать при проведении подвижных игр и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа, уха могут привести к травмам. Наибольшая вероятность травм может возникнуть в упражнениях, связанных с уменьшением площади опоры (ходьба по скамейке); при спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом (у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо, поэтому необходимо давать детям точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру). Использование теннисных мячей в старшей группе возможно лишь при условии, если у детей на этом этапе хорошо сформирован соответствующий навык.
С этой целью следует систематически проводить игры и упражнения с мячами типа «Попади в обруч», «Добрось до флажка», «Сбей кеглю», по возможности разнообразя их (особенно на прогулке).
Позвоночный столб ребенка пяти—семи лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен цедить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выносу пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей.
Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, с рамы или багажника взрослого велосипеда, где любят катать дошкольников старшие братья- подростки). Причем часто наблюдается повреждение даже двух—четырех позвонков, что требует длительного лечения. Следует также учитывать, что при падении ребенка с горки, столкновении с санками, ударах лыжами легко могут возникать повреждения органов брюшной полости (печени, почек, селезенки).
Диспропорционально формируются у дошкольников некоторые суставы. Например, в период до пяти лет сумка локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Вследствие этого нередко возникает подвывих (если потянуть малыша за руку и даже при снимании рубашки с узкими рукавами).Педагог должен обязательно предупреждать родителей об этом.
У детей пяти—семи лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у ребенка плоскостопия, причиной которого могут стать обувь на жесткой подошве большего, чем нужно, размера; излишняя масса тела; перенесенные заболевания. Воспитателю следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и стоянии.К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных рефлексов (рефлексы, получаемые с мышц и сухожилий), вестибулярных рефлексов ( реакции вестибулярного аппарата (органа чувств, расположенного во внутреннем ухе человека) на изменения положения головы и туловища в пространстве.) и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшем возрасте детям по-прежнему легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, в которых требуется опора на одну ногу, например в подвижных играх «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка».
Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др.
Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что эти вещи сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность сообщения дошкольникам систематизированных знаний.
В учебно-воспитательном процессе необходимо широко использовать способность центральной нервной системы к образованию сложных межфункциональных связей. Так, при подготовке спектаклей кукольного театра детей возможно обучать некоторым приемам кукловождения, потому что ребенок старше четырех с половиной — пяти лет способен одновременно производить действия с игрушками, произносить реплики и следить за игрой другого кукловода-сверстника. Иначе говоря, в нужных случаях у ребенка проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. В ряде случаев возможно также использование межпредметных связей. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после одной—трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствующей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество очков, которое он
получил. (Прием разработан В. Н. Аванесовой.)
На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условный тормоз и др.). Совершенствование дифференцировоч- ного торможения благоприятно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Дети чаще поступают, «как надо», и воздерживаются от недозволенного.
Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных движений к более быстрым. Если во второй младшей и средней группах, играя в «ловишки», дети убегали при первом же движении водящего. Теперь они увертываются, отбегают, лишь оказавшись в непосредственной близости от него. Это пример запаздывающего торможения, обеспечивающего экономность реакций, действий.
Однако задания к детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.
Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) — сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость..
Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порою медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др.
У детей пяти-шести лет динамические стереотипы (т.е. —прочные системы связей в коре больших полушарий головного мозга, возникающие под влиянием постоянно повторяющихся в данный период времени воздействий), составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т. д.