Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Основные тенденции формирования и развития организационной культуры организации).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность организационной культуры организации
1.2. Современные модели организационной культуры
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «ВИНОГРАД»
2.1. Характеристика ООО «ВИНОГРАД» и его организационной структуры
2.2. Анализ организационной культуры предприятия
2.3. Характеристика типа существующей организационной культуры
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЛУЧШЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «ВИНОГРАД»
3.1. Разработка алгоритма формирования организационной культуры
3.2. Мероприятия по формированию и совершенствованию улучшенной организационной культуры
С помощью анкеты был определен тип культуры по методу Коула. В ходе анкетирования было опрошено 60 человек (25% от общего числа работников). Результаты проведенного исследования показали, что в компании преобладает органический тип организационной культуры.
Органический тип организационной культуры наблюдается в большинстве успешных крупных компаний во всем мире. На основе информации, представленной на сайтах таких компаний как American Airlines, Japan Airlines-JAL, SkyWest Airlines, Thomsonfly, British Airways, можно сделать выводы о наличии в их организационной культуре признаков органического типа культуры. В этих компаниях пропагандируется сплоченность команды, уделяется внимание клиентам как основной ценности, вся работа персонала призвана выполнять главные цели и задачи компании. Персонал предан компании, и каждый работник стремится принести пользу путем повышения своих знаний и улучшения качества работы. Опыт крупных компаний позволяет сделать вывод о целесообразности формирования организационной культуры органического типа.
Таким образом, можно сказать, что в ООО «ВИНОГРАД» сложилась культура, характерная для организаций этой отрасли и которая может позволить компании занять лидирующие позиции на существующем рынке и выйти на новый уровень развития.
Анализ, проведенный во 2 главе, показал, что в компании довольно развиты такие элементы, как товарный знак, гимн, четкое представление структуры компании сотрудниками, четко сформулированные цели и стратегия, доступность источника информации, налаженная система внутриорганизационных коммуникаций, удобство организации рабочего пространства и месторасположения офиса. Также респонденты отмечали наличие лозунга и профессионального жаргона.
Недостаточно осведомлены работники о миссии компании, кроме того, нет закрепленных правил поведения. Также из неразвитых элементов можно отметить мифы и легенды о компании и ее основателях, отсутствие конкурсов профессионального мастерства и ритуалов поощрения.
В связи с полученными в ходе анкетирования результатами можно переходить к следующему этапу. На основании проведенного анализа сформулируем имеющиеся разрывы в организационной культуре и предложим мероприятия по их устранению. Имеющиеся недостаточно развитые элементы представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Элементы организационной культуры, требующие разработки мероприятий по их совершенствованию
Элементы |
Органическая организационная культура |
Сложившаяся культура ООО «ВИНОГРАД» |
Недостающие элементы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Система ценностей, стандарты поведения |
|||||||
Миссия Этические кодексы Стратегия, цели Стиль общения |
Работники озабочены преимущественно социальными нуждами и стремятся к взаимодействию с другими людьми, основная потребность человека - в общественном признании; Главная цель – удовлетворение потребностей клиента |
Миссия сформулирована, представлена на официальном сайте компании. Отражает вид принципы деятельности компании, отношение к клиентам. Приоритеты в работе – удовлетворение клиента Сотрудники осведомлены о стратегии и целях компании Используется профессиональный жаргон |
Организационный кодекс не составлен |
||||
Девизы, символы |
|||||||
Рекламный лозунг Флаг Гимн Товарный знак |
Лозунги и гимн (если сформирован) компании говорят о желании и стремлении удовлетворить потребителя |
Компания имеет товарный знак АК «ВИНОГРАД» Форменная одежда персонала Разработан гимн и флаг |
Не сформирован четкий рекламный слоган |
||||
Ритуалы, традиции, мероприятия |
|||||||
Ритуалы поощрения Традиции праздников |
Сформированы ритуалы поощрения и порицания, призваны к стимулированию сотрудников выполнять работу качественно |
Существуют традиции поздравления с праздниками |
На данный момент в компании нет совместных мероприятий, конкурсов профессионального мастерства и ритуалов поощрения лучших сотрудников |
||||
Стиль управления |
|||||||
Лидерство основывается на разделяемых взглядах о направлении общего движения Руководство задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство |
Демократический стиль. Политика «открытых дверей» |
Не требует корректировки |
|||||
Кадровая политика |
|||||||
Внутриорганизационная коммуникация Подбор кадров Аттестация сотрудников Повышение квалификации Прием на работу Введение в организационную культуру |
Коммуникации ограничены и не существенны Информация и данные расцениваются как совместное знание, которое не нужно выносить вовне Повышение квалификации поощряется руководством Происходит наем работников, разделяющих |
Обмен информацией происходит быстро, обязательно с наличием обратной связи Воздушные суда оснащены системами ГЛОНАСС Источник информации доступен каждому сотруднику В компании нет отдела кадров Набор сотрудников осуществляет руководство Обучение и повышение квалификации |
Не осуществляются мероприятия по введению новых сотрудников в организационную культуру Процесс подбора кадров затруднен по причине отсутствия отдела кадров |
Проведенный анализ показал, что организационная культура компании сформирована на данный момент скорее стихийно и не имеет четко выраженных объективных элементов, таких как сформулированный рекламный слоган и организационный кодекс. Также компания имеет некоторые проблемы в связи с плохо развитой кадровой политикой, в структуре не выражен отдел по управлению персоналом, из-за чего прием на работу новых сотрудников приходится осуществлять непосредственно руководству, кроме того отсутствует система введения принятых работников в организационную культуру, что может существенно замедлять процесс адаптации. Сплоченность коллектива может быть достигнута путем проведения совместных мероприятий, введения ритуалов поощрения и формирование мифов об истории компании и ее руководстве. В целом, такие элементы как система ценностей и символы довольно развиты и разделяются сотрудниками. Также руководство придерживается приемлемого демократического стиля управления.
Для эффективной работы компании в целом, а также увеличения качества работы всех функциональных групп, автором работы предлагается следующая система развития организационной культуры, представленная в виде дерева целей на рис.3.2.
Разработанное дерево целей предполагает определение в дальнейшем конкретных действий по изменению или поддержанию организационной культуры в компании. Система может пересматриваться и совершенствоваться в зависимости от условий внешней среды и развитии компании.
При составлении дерева целей внимание уделялось четырем ключевым элементам: ценности и стандарты, девизы и символы, ритуалы и традиции, кадровая политика.
Развитие системы ценностей и стандартов предполагает формулировку рекламного лозунга ООО «ВИНОГРАД», разработку организационного кодекса и повышение осведомленности о миссии компании всеми сотрудниками. Внедрение организационного кодекса в организации позволит ожидать следующих результатов:
- формирования желаемой организационной культуры;
- понимания персоналом и партнерами организации ее предназначения, целей, средств их достижения, стратегии;
- установленных общих ценностей, разделяемых руководителями и работниками;
- построенной эффективной системы внешних и внутренних коммуникаций.
Развитие организационной культуры ООО «ВИНОГРАД»
Развитие системы ценностей, стандартов поведения
Формирование девизов, символов
Создание ритуалов, традиций, мероприятий
Формирование кадровой политики
Составление организационного кодекса
Повышение осведомленности персонала о миссии компании
Переформулировка задачи компании
PR-мероприятия по продвижению товарного знака компании
Формулировка рекламного слогана
Поддержка инновационных проектов
Сотрудничество с ВУЗами
Проведение тренингов и мероприятий на командообразование
Поздравления и подарки работникам по случаю дня рождения или круглой даты службы на предприятии
Создание отдела кадров
Разработка мероприятий по введению в организационную культуру новых сотрудников, процесс подбора кадров
Внутриорганизационное обучение
Формирование кадрового резерва, ротация и развитие персонала
Льготное кредитование сотрудников
Рис. 3.2. Дерево целей ООО «ВИНОГРАД» по совершенствованию организационной культуры
Развитие этих элементов позволит сотрудникам ООО «ВИНОГРАД» знать цель не только своей работы, но и всей компании в целом, повысить статус компании в их глазах и в глазах людей, с которыми они общаются в бытовой жизни. Также поддержке бренд-имиджа ООО «ВИНОГРАД» поспособствует формирование рекламного слогана и проведение PR акций по продвижению товарного знака компании. Сплоченность и единство сотрудников, а также чувство причастности и ценности позволит сформировать проведение тренингов на командообразование, совместные выезды за город. Сотрудничество с ВУЗами и поддержка инновационных проектов привлечет к компании молодых и перспективных сотрудников. Важность каждого сотрудника для ООО «ВИНОГРАД» подчеркнет внимание и символические подарки в дни рождения и профессиональные праздники.
Так как текущий уровень развития элементов не полностью удовлетворяет необходимый уровень данного типа культуры, необходима разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры компании и доведению ее элементов до оптимального уровня.
Разработка мероприятий осуществлялась на основе проведенного анализа соответствия текущего развития элементов необходимому уровню.
Таким образом, внедрению подлежат следующие мероприятия.
Формирование ритуалов: поздравление сотрудников с днями рождения, поощрение сотрудников, осуществляющих дополнительные нестандартные задания, определение работника месяца (недели, года) с помещением его фото на сайте компании, представление новых сотрудников персоналу. Финансовое положение компании позволяет организацию совместных мероприятий – выездов на природу, спортивные состязания, организация субботников и др.
Также необходима разработка рекламного слогана и организационного кодекса. Кроме того, для большей осведомленности сотрудников о целях компании предлагается вывесить формулировку миссии на стенд в главном офисе и в офисах дивизиональных структур.
Формирование мифов, легенд о компании и ее героях не требует постороннего вмешательства, они должны быть сформированы сотрудниками и руководством.
График осуществления мероприятий предложена в таблице 3.3.
Таблица 3.2 – График осуществления мероприятий по совершенствованию организационной культуры ООО «ВИНОГРАД»
Группа элементов |
Цель |
Мероприятия |
Сроки реализации |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Система ценностей, стандарты поведения |
|||||
Миссия |
Повышение осведомленности сотрудников о целях и принципах работы компании |
Поместить стенд с формулировкой миссии в главном офисе и офисах дивизионов Ответственный: секретарь-референт |
В течение январь 2020 года |
||
Организационный кодекс |
Определение принципов деятельности компании, внутренних взаимоотношений между сотрудниками, отношений к клиентам, партнерам |
Разработка кодекса организационной культуры ООО «ВИНОГРАД» Ответственный: 1 зам. Генерального директора Знакомство сотрудников с положениями кодекса Ответственный: должность – юрисконсульт Поместить текст кодекса на сайте компании Ответственный: должность – секретарь-референт |
Разработка февраль-март 2020г. Знакомство сотрудников с положениями кодекса апрель-май 2020г. Публикация текста кодекса на сайте май 2020г. |
||
Символы |
|||||
Рекламный слоган |
Позиционирование компании на рынке |
Разработка рекламного слогана Размещение его на сайте компании Ответственный: Секретарь-референт |
Разработка слогана февраль 2020г. Размещение слогана на сайте компании март 2020г. |
||
Флаг |
Поместить флаг компании перед главным офисом и офисами дивизиональных структур Ответственный: должность – 1-й заместитель Генерального директора Разработать нашивку на форменную одежду с изображением флага Заказ новой одежды, выдача ее сотрудникам Ответственный: 1-йзаместитель Генерального директора |
апрель 2020г. |
|||
Май-июнь 2020г. |
|||||
Традиции, мероприятия |
|||||
Ритуалы поощрения |
Повышение мотивации сотрудников Повышение лояльности к компании и руководству Сплочение коллектива Формирование позитивного имиджа компании |
Формирование списка праздничных дат Составление графика мероприятий на год Ответственный: Помощник руководителя Организация совместных мероприятий Введение традиции поздравлений с днями рождения, профессиональными праздниками Введение системы поощрения лучших сотрудников Ответственный: должность – 1-й заместитель Генерального директора |
Формирование списка праздничных дат и графика мероприятий январь 2020г. |
||
Поздравления |
|||||
Совместные мероприятия |
Первостепенными являются мероприятия по составлению организационного кодекса компании.
Был разработан кодекс организационной культуры, включающий в себя три части (см. приложение 4). Первый раздел – Компания ООО «ВИНОГРАД» содержит информацию о миссии, основных целях, ценностях, принципах деятельности компании, ответственности перед сотрудниками, клиентами, деловыми партнерами. Второй раздел – Нормы и правила деловой этики включает информацию о сотрудниках компании, защите интересов компании, выполнение служебных обязанностей и личные взаимоотношения. Далее идет третий раздел – правила делового поведения. Отражает основные принципы работы компании в отношении с коллегами, отношении руководитель-подчиненный, отношений с деловыми партнерами, кроме того, включает информацию о проведении собраний и совещаний, правила телефонного общения, требования к одежде сотрудников компании.
Внедрение кодекса организационной культуры компании позволит добиться следующих результатов:
- формирования желаемой организационной культуры;
- понимания персоналом и партнерами организации ее предназначения, целей, средств их достижения, стратегии;
- установленных общих ценностей, разделяемых руководителями и работниками;
- построенной эффективной системы внешних и внутренних коммуникаций;
- оптимальной адаптации новых сотрудников.
Также необходимо сформулировать новую задачу деятельности ООО «ВИНОГРАД», так как действующая формулировка не связана с перечнем услуг, предлагаемых организацией. Предлагается следующая формулировка задачи: «Предложить потребителям качественную продукцию и предоставить полный спектр услуг, связанных с продукцией компании».
По результатам проведенного анализа типа и уровня развития организационной культуры компании ООО «ВИНОГРАД» разработаны следующие мероприятия: разработка кодекса организационной культуры (см. приложение 4). Кроме того, был предложен слоган «Go. There is nothing stopping you» («Вперед. Ничто не может остановить Вас»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, целью данного исследования являлось изучение, анализ и оценка существующей организационной культуры в организации социально-культурного сервиса и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для реализации поставленных задач был проведен анализ теоретических подходов к вопросу о формировании организационной культуры, проведены опросы персонала для выявления элементов и типа культуры компании, разработаны мероприятия по формированию необходимого уровня культуры ООО «ВИНОГРАД», определены эффекты от реализации данных мероприятий.