Файл: Формирование мотивации к обучению у младших школьников через систему оценивания знаний на уроках окружающего мира.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 443
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5 группа исследовала происхождение отчества.
Выступление групп оценивалось по известным критериям (табл. 6).
Младшие школьники с удовольствием выполняют разнообразные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет им воображать, преобразовывать образы окружающего мира.
Роль методов проблемно-развивающего обучения являлась важным аспектом в формировании мотивов учения. Формирование учебных мотивов происходило в процессе осуществления самой деятельности. Включаясь в учебную деятельность, у учащихся возникала и формировалась устойчивая мотивация. Учебная деятельность вызывала у них интерес, они испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, возникали потребности и мотивы к этой деятельности.
Организация учебной деятельности младшего школьника создавала благоприятные условия для усвоения знаний, для формирования учебно-познавательных мотивов и реализации широких социальных мотивов (мотивов самосовершенствования).
На третьем этапе, рефлексивно-оценочном, учащиеся учились анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами.
Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связана, прежде всего, с формированием индивидуального учебного действия, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания [1, с. 231].
Подводя итоги урока по теме: «Какими были славяне» (Приложение К) предлагалось детям дополнить предложения:
-
сегодня я узнал... -
было трудно… -
я понял, что… -
было интересно узнать, что… -
меня удивило…
Какой ответ можно дать на главный вопрос урока: Похожи ли мы на своих предков? Учащиеся заполняли листок рефлексии отражённый в Таблице 5. В процессе учебной деятельности мы ориентировались на индивидуальные достижения учащихся.
Перед каждым учеником ставились индивидуальные, ориентированные на его возможности цели и задания. По этим нормам оценивались полученные результаты. Поощрялись и подкреплялись достижения ученика, сравнивались с его же собственными результатами, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения являлось возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация и успешная работа.
Похвала стимулировала ученика в случае, когда задание ощущалось учеником как достаточно трудное, и в поощрении учителя ученик «прочитывал» высокую оценку своих возможностей и способностей. Таким образом, похвала стимулировала положительную мотивацию.
При подведении итогов урока по теме «Из истории имён» (Приложение И) проводился тест развивающего контроля. Тест построен так, что при прохождении его ребёнок видит свой результат, место ошибки и поэтому может сам оценить свой уровень усвоения нового материала. Ученики оценивали свою работу и определяли в чём трудности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования мотивов учения на уроках окружающего мира учителям необходимо строить процесс познания на уроке так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия, развивать интеллектуальную сферу обучающихся через творческие задания, которые позволяют расширять кругозор учащихся, выходящих за рамки программы по изучаемому предмету у младших школьников.
В результате проведённой работы можно предложить рекомендации по формированию мотивации обучения младших школьников.
-
Обучение должно быть ориентированно на развитие личности, на внутреннюю мотивацию учебной деятельности, обязательно должно быть связано с обеспечением саморегуляции. Саморегуляция, в свою очередь, должна быть основана на самооценке.
Контролируя свои действия, ребенок тем самым задает себе вопрос: «Так ли я делаю» (контроль процесса) и «Так ли я сделал?», «Такой ли получен результат?» (контроль результата). Таким образом, чтобы дать оценку тому, правильно ребенок выполнил то или иное задание, надо пересмотреть те действия, которые он выполнял, т. е. осуществлял учебную задачу. При таком подходе позиция учащегося принципиально меняется.
Оценка может мотивировать школьников к достижениям, если воспринимается как справедливая и объективная, может указывать способы улучшения деятельности, носить конструктивный характер.
Нужно, чтобы дети были вовлечены учителем в оценочную работу, в качестве субъекта, у них должно быть право на самооценку и оценки должны быть обоснованными.
Оценка должна носить мотивирующий характер, для этого учитель должен следовать правилам:
-
учеников, которые показали одинаковый результат, необходимо оценивать одинаково; -
при выставлении оценки, нужно подчеркнуть значимые стороны деятельности, для ученика; -
давая оценку, выявлять не только недостатки, но и успехи учеников; -
уважать мнение ребенка, самооценку, проявлять доброжелательность и сдержанность во всех случаях; -
уходить от негативных моментов в общении с ребенком, от эмоционального напряжения, раздражения и т. д.; -
необходимо обговаривать с детьми возможные причины их ошибок и пути исправления; -
добиться того, чтобы ребенок принял оценку и понимал, как можно ее улучшить; -
создать у детей положительный эмоциональный настрой, вселять уверенность в собственных силах.
Заключение
В теоретической части мы рассмотрели учебно-познавательную мотивацию младшего школьника и оценочную деятельность учителя, их взаимоотношение. Теоретическая часть базируется на исследованиях А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Ш. А. Амонашвили и др.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желаемого, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.
Объектом формирования мотивации следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться, поэтому предполагается обратить внимание на состояние (уровень) умения ученика учиться, на развитие навыков в учебной работе. Выделение этого блока в программе развития мотивации представляется необходимым, так как психологические исследования подтверждают взаимосвязь между отношением школьников к умению и сформированностью учебной деятельности. Следовательно, проникновение учителя в сущность отношения школьников к учению и влияние на него невозможно без учета умения школьников учиться, без увеличения степени развития их учебной деятельности.
Анализ психологической и педагогической литературы позволил выделить ряд условий, которые создают благоприятную почву для формирования мотивации учения. Это усвоение научных понятии, раскрытие условий их происхождения, формирование специфической учебной деятельности, создание противоречий между известным и неизвестным, положение ученика в системе межличностных отношений, организация коллективной деятельности, использование системы поощрений и порицаний, показ значимости знаний, создание перспектив и т. п. Все эти условия, выдвинутые различными авторами, очень важны, тем более, если они используются в совокупности. Каждое из этих условий рассчитано в большей степени на формирование определённых групп мотивов: либо широких социальных, либо учебно-познавательных.
Мотивация – сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Поэтому формирование мотивации не может идти по частям (сначала сформируем понимание значимости знаний, затем долг и ответственность и т. д.). Только целостный подход может обеспечить успех формирования мотивации. Цель – именно то звено, через которое можно управлять процессом формирования мотивации, чтобы обеспечить такой подход.
В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Важна внутренняя и внешняя мотивация учения младшего школьника. Для формирования внутренней мотивации учителю нужно уметь оценивать способ выполнения учебной деятельности ученика, а внешняя мотивация приобретает форму подсказок, намеков, требований и указаний.
Одной из основных задач учителя для формирования мотивации учения младшего школьника является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Таким образом, увлечь ученика учением можно в рамках такого процесса обучения, который не прибегает к мерам давления на ребенка, а находит стимулы именно во внутренне положительном расположении ученика к учению и стремится к воспитанию и формированию в нем такой установки.
Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения – сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу – желанной, доставляющей радость.
Учение как деятельность, формирующая учебные мотивы, представляет сложный процесс, обязательно включающий в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности принятия учебной задачи