Файл: Автономная некоммерческая организация высшего образования московский гуманитарноэкономический университет.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СТАТУС ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАК ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.2. Виды статусов товаров и транспортных средств как объектов таможенного контроля
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
2.1. Правовые основы таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств
2.2. Проблемы таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств
2.3. Пути совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств
Таким образом, исходя из данных таблицы, можем дать обобщенное определение таможенного контроля, так таможенный контроль - это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, представляющее собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства.
Повышение эффективности взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти на сегодняшний день является актуальной и значимой проблемой для таможенных органов Российской Федерации. Таможенное и налоговое администрирование повышает качество таможенного контроля для мобилизации доходов федерального бюджета и противодействует незаконным схемам оттока капитала из РФ во взаимодействии с ФНС России
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей. Соответственно, опираясь на таможенное и налоговое законодательство, основной функцией ФТС РФ и ФНС РФ является фискальная.
Важную роль в результативности проведения скоординированных контрольных мероприятий двумя ведомствами в отношении лиц, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях риска совершения таможенных и налоговых правонарушений, сыграли скоординированные решения [2]. Однако, невзирая на общие функции ведомств, автор выявил ряд проблем, которые будут рассмотрены далее.
Одной из ключевых проблем взаимодействия таможенных и налоговых органов является особенность порядка и сроков проведения аналитической работы таможенными органами и предпроверочного анализа налоговыми органами.
Выбор объекта таможенной проверки, её назначение идентично с выбором и назначением налоговой проверки, но на законодательном уровне у налоговых органов при предпроверочном анализе возможности шире, чем у таможенных органов.
Совершенствование таможенного администрирования по направлению таможенного контроля после выпуска товаров связано с проведением мероприятий, направленных на:
-
воспрепятствование незаконному перемещению товаров через таможенную границу и предотвращение их обращения на внутреннем рынке; -
создание контроля, включающего подачу предварительной информации и заканчивающегося выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, что обеспечивает его непрерывность во времени и пространстве [5].
Показателями, характеризующими выполнение поставленных задач, могут выступать индикаторы, представленные на рисунке 3.
Рис. 3 - Показатели эффективности таможенного контроля после выпуска товаров
Сам предпроверочный анализ налоговых органов, идентичен аналитической работе таможенных органов и представляет комплекс мероприятий, направленных на сбор, изучение и анализ информации, целями которых является установление налоговых рисков и формирование всевозможных нарушений налогового характера налогоплательщика. Его целью является принятие решение о целесообразности или нецелесообразности назначения налоговой проверки, направления и условий ее проведения. Для проведения выездных налоговых проверок выбор объекта невозможен без многостороннего анализа информации, которая может поступать в налоговые органы, в том числе, из других государственных органов РФ, банков, иностранных налоговых органов.
2.2. Проблемы таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств
Рост международной торговли и высокий уровень конкуренции в коммерческой деятельности потребовали от таможенных служб перехода от глобального таможенного контроля к выборочному [6]. Продолжается активная работа по дальнейшему развитию системы управления рисками на основе обеспечения контроля за качеством и полнотой применения мер по минимизации рисков, совершенствования нормативной правовой базы, модернизации специальных программных средств, обеспечивающих функционирование процесса управления рисками в таможенных органах. Перед таможенными органами стоят важные проблемы с одной стороны содействовать торговле, а с другой обеспечить качественный контроль и основная нагрузка этого контроля переносится с этапа декларирования товаров на этап после выпуска товаров [4]. Это позволяет минимизировать риски, непосредственно влияющие на полноту взимания платежей в федеральный бюджет.
Степень развития и реализации системы таможенного контроля в общем, и таможенного контроля после выпуска в частности определяется при помощи ряда индикаторов заложенных в контрольные показатели эффективности деятельности таможенных органов (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты проверочных мероприятий за период 2016-2018 гг.
Показатели | 2016 | 2017 | 2018 | 2017/2016 | 2018/2017 |
Проведено проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей | 7678 | 4125 | 3725 | -46,3% | -9,6% |
Взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов млрд рублей | 3,8 | 4,3 | 6,8 | +13,0% | +58,8% |
Средняя сумма взысканных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на одну таможенную проверку млн.руб | 0,8 | 1,0 | 1,4 | +31,0% | +36,0% |
Средняя сумма взысканных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на одну штатную единицу млн.руб | 4,4 | 5,0 | 7,9 | +14,0% | +56,0% |
Возбуждённо дел об административных правонарушениях и уголовных дел | 3723 | 4180 | 5527 | +12,3% | +32,2% |
Результативность таможенных проверок, % | 43 | 87 | 87 | +102,3% | 0 |
За анализируемый период наблюдается одновременный рост эффективности таможенного контроля после выпуска товаров, как по обеспечению поступления в федеральный бюджет дополнительно начисленных денежных средств, так и количеству результативных проверок на фоне снижения общего количества проведенных проверочных мероприятий. Количество таможенных проверок снижено на 9,6% при росте их результативности до 87%.
Рост эффективности таможенного контроля объясняется применением комплексного субъектно-ориентированного подхода с использованием системы управления рисками. Функционирование данной системы предусматривает развитие взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими и правоохранительными органами, так совместно с налоговыми органами проведено 24% всех таможенных проверок (в 2017 году проведено 897 проверочных мероприятий). Выработаны предложения по закреплению основ единого механизма таможенного и налогового администрирования, совершенствованию системы прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента передачи потребителю посредством интеграции информационных систем таможенных и налоговых органов [5].
Но, несмотря на рост результативности проведения проверочных мероприятий в рамках таможенного контроля после выпуска товаров и в целом роста эффективности таможенного контроля, в практики деятельности должностных лиц существует ряд системных проблем в реализации данной функции таможенных органов. Основываясь на аналитических данных таможенных органов и научной литературе, посвященной вопросам реализации таможенного контроля, можно выделить основные проблемы реализации данной функции актуальные в настоящее время (рис. 4).
Рисунок 4 - Основные проблемы таможенного контроля
На сегодняшний день, существует проблема ввоза санкционных товаров в Россию через другие страны ЕАЭС. Они свободно проникают в РФ по причине того, что единая таможенная территория ЕАЭС подразумевает довольно прозрачные внутренние границы. Деятельность таможенных органов, направленная на предотвращение незаконного ввоза и оборота на территории Российской Федерации санкционных товаров, в целях реализации мер государственной политики и защиты экономической безопасности страны находится на этапе становления, следовательно, осуществляется не в совершенной мере и имеет ряд проблем. В первую очередь, для осуществления эффективного контроля основной проблемой для таможенных органов является недостаточное оснащение людскими, техническими и прочими ресурсами. Для борьбы с ввозом санкционной продукции были разработаны специальные мобильные группы. На сегодняшний день, на территории РФ функционирует 35 мобильных групп, которых недостаточно для осуществления эффективной работы.
Сопряжение налогового и таможенного законодательства по срокам проведения аналитической работы и предпроверочного анализа, а также прямое взаимодействие таможенных органов с банками, кредитными и другими организациями повысят результативность работы ведомств и сделают их равноправными в осуществлении фискальной функции.
Проблема выбора таможенным органом объекта контроля после выпуска товаров обострится не только из-за отсутствия методик выбора объектов контроля, но и из-за переноса этапа контроля декларирования товаров в центры электронного декларирования, создание которых планируется в каждом субъекте Российской Федерации [3].
Необходимо сказать, что особое место среди этих форм взаимодействия занимает информационный обмен между Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой, который осуществляется исключительно на безвозмездной основе [1].
При этом еще одной существенной проблемой взаимодействия ФТС РФ и ФНС РФ является отсутствие в системе межведомственного взаимодействия информационной базы данных (далее –ИБД), которая даст возможность быстрого взаимообмена документами и сведениями, а также поспособствует оперативному получению информации, касающейся уплаты таможенных пошлин и налогов в бюджет РФ. Наличие множества субъективных факторов при принятии решений должностными лицами таможенных органов в области таможенного контроля после выпуска товаров, а также отсутствие у таможенных и налоговых органов единого информационного ресурса усложняет их взаимодействие.
Таким образом, проанализировав вышесказанное можно сделать вывод что таможенный контроль важный компонент в системе управления государством выполняющий множество важных функций, и как любой компонент имеет свои проблемы и недостатки, которые надо решать и совершенствовать, что и делается в рамках принятой «Стратегия развития таможенной службы России до 2020 года», где запланирован ряд мероприятий
направленных на решение рассмотренных выше проблем, на совершенствование системы таможенного контроля и как следствие более тщательного контроля за работой системы.
Анализ деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров показал, что в 2017 г. количество проведенных таможенных проверок сократилось на 978 проверочных мероприятий (или на 20,8 %) по сравнению с 2015 г., что свидетельствует о снижении контрольной нагрузки