Файл: Автономная некоммерческая организация высшего образования московский гуманитарноэкономический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Виды статусов товаров и транспортных средств как объектов таможенного контроля


Статус товаров и транспортных средств для таможенных целей появляется лишь в случае отсутствия ограничений и запретов на их использование и распоряжение или в соответствии с положениями Таможенного кодекса ЕАЭС. Установленные разграничения в составе понятийного аппарата позволяют избежать участникам ВЭД, декларантам и перевозчикам судебных споров, которые часто имеют место в сфере таможенного дела.

Контроль над соблюдением условий процедур возложен на таможенные органы (ст. 206 ТК ЕАЭС).

Таможенный контроль товаров и транспортных средств не ограничивается проверкой (формами контроля). Таможенный контроль - это также статус товаров (транспортных средств). Например, в соответствии с пунктом 2 пункта 1 статьи 360 ТК ЕАЭС использование и распоряжение таможенными органами товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускается в порядке и на условиях, которые определены ТК ЕАЭС. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации таможенные товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до момента (пункт 1 пункта 1 статьи 360 Таможенного кодекса ЕАЭС).

Российские таможенные товары (транспортные средства) считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, до момента пересечения таможенной границы (фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации). Кроме того, в соответствии с пунктом 1 ст. 391 ТК ЕАЭС при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу, повлекших неуплату таможенных пошлин, налогов либо к запретам и ограничениям, установленным в соответствии с законодательством РФ О государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у физических лиц, приобретших таможенные товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, такие таможенные товары изымаются, либо у таможни этих товаров изымаются помещения для временного хранения. Эти таможенные товары считаются находящимися под таможенным контролем для таможенных целей. Важной особенностью таможенного контроля является то, что он допускается даже после выпуска товаров в свободное обращение. В соответствии с пунктом 2 статьи 361 ТК ЕАЭС проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товаров статуса находящихся под таможенным контролем. При этом таможенные органы вправе применять такую форму таможенного контроля, как, например, таможенные проверки.


Кроме того, таможенные органы могут осуществлять таможенный контроль за оборотом товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров, а также путем проверки продукции-маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения законности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Возможность проведения этих проверок больше не ограничена никакими временными рамками. При этом таможенные органы осуществляют такие формы таможенного контроля, как специальные таможенные проверки, Проверка маркировки товаров специальными штампами, наличия на них опознавательных знаков, а также осмотр помещений и территорий.

При экспорте товаров из России за пределы таможенной территории ЕАЭС эти товары будут иметь статус товаров Союза, если они были произведены на таможенной территории ЕАЭС (в частности, в России) или имели ранее статус иностранных товаров (товары иностранного происхождения) и приобрели статус товаров Союза после таможенной очистки на таможенной территории ЕАЭС.

В целях подтверждения статуса товаров Союза, произведенных в России, можно представить таможенному органу документы о происхождении товаров (пп. 5 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС). Перечень таких документов приведен в разд. 6 Приложения № 8 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов». Как правило, на практике происхождение товаров подтверждается сертификатом происхождения, который имеет разные формы.

Согласно Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»:

«Все формы сертификатов происхождения товаров в России оформляются Торгово-промышленной палатой РФ (ст. 12 Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).

Иностранные товары приобретают статус товаров Союза после помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. п. 1 и 2 ст. 134 ТК ЕАЭС). Товары помещаются под процедуру выпуска для внутреннего потребления путем подачи декларации на товары (п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС).

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу ДТ и завершается выпуском товаров. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров (п. п. 2 и 3 ст. 128 ТК ЕАЭС)».



Следовательно, в целях подтверждения приобретения иностранными товарами статуса товаров Союза можно представить таможенному органу сведения о ДТ, поданной в отношении этих товаров и имеющей отметки об их выпуске.

Таким образом, при экспорте товаров из России за пределы таможенной территории ЕАЭС статус товаров Союза можно подтвердить путем представления сертификата происхождения товаров в РФ или сведений о ДТ, поданной ранее для помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Статус товаров и транспортных средств для таможенных целей – наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС.

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

2.1. Правовые основы таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств


Эффективность таможенного регулирования оказывает существенное влияние на экономику страны [7]. От деятельности таможенных органов зависит не только экономическая безопасность государства, но и пополнение ее бюджета за счет сбора налогов и пошлин. Таможенное регулирование представляет собой один из наиболее существенных методов государственного воздействия на экономику страны и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенный контроль в РФ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и Российской Федерации. С момента подписания Таможенного кодекса Таможенного Союза и вступление в силу с 1 января 2015 года договора ЕАЭС таможенные органы делают серьезные шаги в развитии системы таможенного контроля. Основной целью развития системы является упрощение и ускорение таможенных формальностей, что может негативно сказаться на эффективности таможенного контроля, особенно на фискальной функции таможенных органов. Поэтому основой совершенствования системы таможенного контроля должно быть соблюдение баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства.

Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации сформировала основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней торговли. Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные мероприятия организации таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Концепция основана на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Внешнеэкономической стратегии России и других концептуальных документов стратегического характера, определяющих развитие Федеральной таможенной службы на долгосрочную перспективу.


Согласно Концепции «одним из значимых звеньев системы администрирования является таможенный контроль». Для определения места и роли таможенного контроля в системе таможенного администрирования рассмотрим различные подходы к трактовке данного термина (Таблица 1). Таблица 1- Различные подходы к определению таможенного контроля

Определение

Источник

Примечание

Таможенный

контроль - это совокупность мер,

осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства

Российской Федерации.[2]



В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС)

Данное определение идентично понятию таможенного контроля, содержащемуся в главе II Генерального приложения (E7 F3) Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), где таможенный контроль определен как совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Таможенный контроль заключается в установлении порядка и

правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации и представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер

таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

[3]

Федеральный закон от 27.11.2010 N

311-ФЗ (ред. От

29.07.2017) "О таможенном

регулировании в Российской Федерации"

Статья 2.

Таможенное

регулирование и таможенное дело в Российской Федерации


В Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза ЕАЭС и законодательством Российской Федерации проводятся аналогичные процедуры.


В соответствии с философией Киотской конвенции таможенный контроль определяется как способ обеспечения надлежащего применения таможенного

законодательства и соблюдения предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий для международной торговли.

[4]

Киотская

конвенция об упрощении и

гармонизации таможенных процедур

Таможенный контроль должен ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, и должен осуществляться на основе выборочности и при максимально возможном применении методов управления рисками. Для совершенствования таможенного контроля таможенные службы должны, где это возможно, использовать информационные технологии.