Файл: Автономная некоммерческая организация высшего образования московский гуманитарноэкономический университет.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СТАТУС ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАК ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.2. Виды статусов товаров и транспортных средств как объектов таможенного контроля
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
2.1. Правовые основы таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств
2.2. Проблемы таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств
2.3. Пути совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств
Таможенная проверка может быть камеральной (проводимой по месту нахождения таможенного органа) и выездной (предусматривающей выезд на объекты проверяемых лиц). В соответствии с п. 1 ст. 333 ТК ЕАЭС при выборе лиц, в отношении которых проводится плановая выездная таможенная проверка, используются сведения, полученные, в частности, из информационных ресурсов таможенных органов. В п. 16 ст. 333 ТК ЕАЭС содержатся основания для назначения внеплановых выездных таможенных проверок. Они включают в том числе:
1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов государств-членов, и свидетельствующие о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
2) информация, свидетельствующая о возможном нарушении таможенных правил.
Эти сведения могут показывать наличие риска, т. е. вероятности нарушения правовых положений, регулирующих отношения в области таможенного дела.
Выбор таможенными органами объектов таможенного контроля осуществляется с использованием системы управления рисками (далее – СУР) как основы для такой выборочности. Применение СУР предусматривает необходимость достижения максимальной эффективности при минимальных затратах на осуществление таможенного контроля (ст. 312 Закона о таможенном регулировании).
Признак или совокупность признаков, позволяющих выбрать объект таможенного контроля, именуется индикатором риска (ст. 376 ТК ЕАЭС). При реализации процесса управления рисками таможенные органы преимущественно используют информационные системы и информационные технологии. С их помощью определяются индикаторы риска, осуществляется оценка риска, применяются меры по минимизации рисков. При выборе объектов таможенного контроля используются также информационно-программные средства Единой информационной автоматизированной системы (ЕАИС) таможенных органов.
В целях дифференцированного воздействия на риски таможенные органы применяют риск-категорирование участников ВЭД (п. 2 ст. 377 ТК ЕАЭС), предусматривающее выявление в ходе совершения таможенных операций объектов таможенного контроля с признаками рисков, а также использование сведений об уровне риска участников ВЭД при применении мер по минимизации рисков. По его результатам все лица, в отношении деятельности которых проводился анализ, в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенных правил группируются по следующим категориям: низкий, средний и высокий уровни риска9. Автоматизация данного процесса исключает субъективный фактор в процессе отнесения лица к определенной группе. Федеральной таможенной службой установлено 30 критериев для итоговой
оценки деятельности участников ВЭД, в результате которой к лицам дифференцированно применяются контрольные мероприятия. В отношении субъектов низкого уровня рисков в основном проводится посттаможенный контроль.
Использование СУР предполагает проведение постоянного мониторинга деятельности участников внешнеэкономической деятельности и результатов совершения таможенных операций с перемещаемыми ими товарами, в отношении которых определена степень выборочности применения мер по минимизации рисков. Такая функция возложена на Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров как структурное подразделение ФТС России.
Использование информационных технологий в процессе посттаможенного контроля развивается по нескольким направлениям: модернизация системы управления рисками, совершенствование системы категорирования участников ВЭД, оптимизация информационного обмена между государственными органами как внутри России, так и в более широком масштабе: в рамках ЕАЭС и на глобальном международном уровне.
Одним из важных направлений посттаможенного контроля является контроль таможенной стоимости товаров. Автоматизированный контроль таможенной стоимости осуществляется с помощью информационно-справочной системы «Малахит». В основе работы данной системы находится анализ результатов таможенного оформления товаров и выявление фактов существенного отклонения заявленной таможенной стоимости товаров от аналогичных средних показателей по региональным таможенным управлениям и ФТС России.
Здесь важно своевременное получение таможенным органом ценовой информации, в том числе получаемой от представительств ФТС России за рубежом, а также от иностранных органов власти и объединений предпринимателей. Налаженный информационный обмен вкупе с автоматизацией позволяет проводить сравнение заявленной таможенной стоимости товаров с ценовой информацией, полученной от указанных источников. На основании такого сравнения должны быть сформированы профили рисков, сигнализирующие о возможных нарушениях таможенных правил.
В декабре 2018 г. делегациями ЕАЭС и Китайской Народной Республики был согласован проект соглашения об обмене информацией относительно товаров и транспортных средств международной перевозки, экспортируемых из Китая в государства – члены ЕАЭС и из Союза в Китай, а также следующих транзитом через территории участников соглашения. Получаемые сторонами данные будут способствовать повышению эффективности в сфере управления рисками и совершенствованию производства форм таможенного контроля, в том числе и проводимого после выпуска товаров.
В современных условиях широкомасштабного внедрения информационных технологий прогрессивные методы используются большинством таможенных органов. Так, в Чешской Республике программный продукт SPR позволяет накапливать и анализировать результаты контроля в целях развития и совершенствования системы анализа и управления рисками и системы посттаможенного контроля в целом. Используется и информационная система ERIAN, позволяющая в автоматическом режиме анализировать сведения из электронной базы данных таможенных деклараций на предмет выявления случаев ввоза (вывоза) товаров с рисками нарушений таможенных правил. Указанная программа содержит сотни типов индикаторов риска посттаможенного контроля по таким направлениям, как классификация товаров, их таможенная стоимость, иные характеристики товаров, а также субъекты, участвующие во внешней торговле (поставщики, отправители и пр.). Эти программы систематически актуализируются путем введения новых индикаторов риска.
В рамках производства таможенного контроля особую актуализацию приобретает организация системы прослеживаемости товаров, начиная от их производства и заканчивая моментом выпуска в свободное обращение и получением конечным потребителем. Ее предшественником стала обязательная маркировка ввозимых товаров. В настоящее время она введена, например, в отношении меховых изделий, в 2019 г. планируется сделать обязательной маркировку обуви, молочной продукции и некоторых других товаров.
Функционирование ЕАЭС предполагает необходимость разработки наднациональной системы прослеживаемости. В 2019 г. прогнозируется ее запуск для определенных категорий товаров (бытовые электротовары, тяжелая техника, детские коляски, металлическая мебель, интегральные электронные схемы) в рамках проведения эксперимента.
Особое значение эта система имеет для взаимодействия налоговых и таможенных органов. По оценке специалистов, при предоставлении в налоговые органы бухгалтерской отчетности «участник ВЭД замыкает единую цепочку документарной прослеживаемости. Таможня и налоговая в полном объеме видят движение товара и денежных средств, что сокращает число возможных проверок в будущем». Цели введения такого продукта – выявление возможных схем уклонения от уплаты таможенных и иных обязательных платежей, борьба с контрафактным оборотом продукции, противодействие нелегальному ввозу товаров.
Возможности цифровой прослеживаемости товаров могут быть востребованы при переходе к полномерной автоматической работе системы управления рисками как основы таможенного контроля.
Обращаясь к перспективам возможного развития посттаможенного контроля, следует отметить целесообразность учета таможенными органами аудиторских заключений.
Таможенные органы КНР сотрудничают с посредническими агентствами, оказывающими помощь в решении отдельных вопросов, возникающих в ходе аудита. В рамках проведения анализа данных они нередко используют профессиональные услуги финансовых, бухгалтерских и иных организаций в части информационных технологий.
Изучение данного опыта может быть востребовано и в ЕАЭС. Например, использование аудиторских заключений возможно в рамках рассмотрения вопросов о включении лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, в таможенные реестры. Кроме того, в целях установления финансовой устойчивости уполномоченных экономических операторов могут использоваться материалы аудиторских проверок. Для решения данного вопроса возможно образование аудиторских компаний, наделенных полномочиями по проведению аудита с возможным включением их в реестры (по типу таможенных представителей, таможенных перевозчиков и пр.).
Введение института таможенных аудиторов позволит решить ряд задач: эффективно перераспределить контрольные функции между таможенными органами и таможенными аудиторами; предупредить возможные нарушения таможенных правил со стороны плательщиков таможенных платежей; обеспечить проведение мониторинга финансово-хозяйственной деятельности частных субъектов и сферы внешней торговли в целом. Кроме того, это придаст импульс рынку аудиторских услуг за счет введения нового направления, которое в настоящее время 149 остается недостаточно развитым и востребованным.
Рассуждая в целом о цифровизации таможенных отношений, следует особое внимание уделить выравниванию уровней внедрения и использования информационных технологий в государствах – членах ЕАЭС. В настоящее время они различны и только стремятся к параллельному развитию. Игнорирование этих проблем, отсутствие согласованности в действиях органов публичной власти неминуемо приведет к
росту рисков нарушений таможенных правил, непрозрачности взаимодействия субъектов, невозможности качественной цифровизации таможенных отношений на союзной территории.
В настоящее время эти вопросы в определенной степени решаются Объединенной коллегией таможенных служб государств – членов Таможенного союза. В числе функций коллегии – координация разработки, совершенствования и внедрения информационных систем и информационных технологий, применяемых таможенными службами государств. В рамках Евразийской экономической комиссии данные вопросы разрабатываются Департаментом информационных технологий. Выравнивание уровней развития информационных технологий в государствах – членах ЕАЭС будет способствовать скорейшей разработке единой информационной системы, благодаря которой будет налажен мгновенный обмен информацией между таможенными и иными государственными органами внутри ЕАЭС. Запуск такого механизма станет важным шагом на пути к созданию интегрированной информационной системы Союза, предусмотренной Договором о ЕАЭС.
Одним из перспективных направлений развития и повышения качества таможенного контроля после выпуска товаров может стать непрерывный контроль. Однако в сфере таможенного дела отсутствует четкое понимание определений понятий «непрерывный таможенный контроль», «сквозной таможенный контроль». По мнению Л. А. Поповой и Д. Г. Власова повышение результативности и качества таможенного контроля возможно за счет создания системы сквозного таможенного контроля, включающего предварительное информирование, декларирование и проведение выездной таможенной проверки с привлечением фискальных государственных институтов [9].
Принимая во внимание реализацию технологии таможенного контроля при предварительном информировании и координацию мероприятий с учетом информации из налоговых органов, возможно предложить определение понятия «непрерывный таможенный контроль», под которым следует понимать период проверки товаров после выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, который начинается с этапа предварительного информирования и заканчивается уплатой налогов на территории Российской Федерации. При этом период проверки будет включать как информационный обмен данными, межведомственное взаимодействие, а также развитие методологических баз для решения задач совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров.