Файл: Автономная некоммерческая организация высшего образования московский гуманитарноэкономический университет.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СТАТУС ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАК ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.2. Виды статусов товаров и транспортных средств как объектов таможенного контроля
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
2.1. Правовые основы таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств
2.2. Проблемы таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств
2.3. Пути совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств
, которую испытывают участники внешнеэкономической деятельности от проверок таможенных органов, в том числе проведенных совместно с иными государственными органами власти. Однако этот показатель не учитывает декларационный массив, включенный в основания проведения таможенной проверки и периодичность ее проведения в отношении одних и тех же лиц.
Основная доля таможенных проверок приходится на документальный контроль в форме камеральной таможенной проверки, частота проведения которой согласно статье 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) не ограничена периодичностью проведения в отличии от выездной таможенной проверки, которая может проводиться в отношении одного и того же проверяемого лица не чаще одного раза в год, что с другой стороны ставит под сомнения условия, способствующие облегчению ведения бизнеса участниками внешнеэкономической деятельности [2].
В таблице 3 представлены результаты таможенного администрирования по направлению контроля после выпуска товаров, которыми являются количество таможенных проверок и суммы взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов.
Таблица 1 - Результаты таможенных проверок после выпуска товаров
Источники: [12; 13; 14]
Несмотря на сокращение количества проверочных мероприятий в форме таможенной проверки на 20,8 % в 2019 г. по сравнению с 2018 г. возросла доля взысканных таможенных платежей почти в 2,5 раза по результатам таможенного контроля после выпуска товаров. Однако некорректно оценивать экономическую эффективность таможенных проверок без сопоставления с суммой начисленных таможенных платежей, так как взыскание задолженности в отношении товаров, выпущенных в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществляется в течение трех со дня истечения срока уплаты таможенных платежей согласно статье 71 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].
Одним из эффективных направлений развития таможенного контроля после выпуска товаров является организация взаимодействия таможенных и налоговых органов. За 2019 г. 23,5 % от общей суммы взысканных таможенных платежей, пеней, штрафов по результатам таможенных проверок после выпуска товаров или 1,6 млрд руб. приходится на совместные проверочные мероприятия с налоговыми органами, в 2018 г. – 672 млн руб. (соответственно 15,6 %), а в 2016 г. – 285,7 млн руб., что составляет соответственно 7,5 % [12; 13; 14].
Взаимодействие государственных органов власти является результативным, поскольку позволяет обеспечить поступление дополнительных платежей, администрируемых налоговыми органами или принятие решений об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, что представляет собой реализацию технологии непрерывного контроля, создание единого механизма контроля безопасности и прозрачности цепи поставок.
Следствием выявленных в ходе таможенных проверок фактов нарушения таможенного законодательства явилось привлечение участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) к административной и уголовной ответственности. Динамика количества дел об административных правонарушениях свидетельствует об их увеличении в 2019 г. на 49,4 % по сравнению с 2017 г. При этом количество возбужденных в 2019 г. уголовных дел сохранилось на уровне 2018 г. Рост дел об административных правонарушениях указывает на то, что при установленных фактах нарушений таможенного законодательства, совершенных проверяемыми в ходе таможенных проверок лицами, сумма неуплаченных таможенных платежей не превышала одного млн рублей. Проведенный анализ результатов, достигнутых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров, позволяет сделать вывод об удовлетворительной работе по таможенному администрированию после выпуска товаров.
Однако проведенные проверочные мероприятия и результаты таможенного контроля после выпуска товаров не демонстрируют комплекс мер по повышению результативности проверочных мероприятий и не определяют ориентиров развития таможенного контроля после выпуска товаров в свете изменений походов совершения таможенных операций, унификации правовых положений в соответствии с международными требованиями. Например, для усиления контроля за экспортом леса предполагалось каждое отправляемое на экспорт бревно маркировать электронной биркой с индивидуальным штрих-кодом. Поштучный учет необработанных лесоматериалов был признан успешным, однако не получил дальнейшего развития [7].
Участие в создании системы маркировки изделий из натурального меха и проведение проверочных мероприятий, в том числе реализуемых в крупных торговых сетях обеспечило увеличение сумм таможенных платежей на 80,0 % в 2019 г. по сравнению с 2018 г. (с 38,7 до 69,8 млн долларов США) в отношении данной категории товаров [14].
Не следует ожидать продолжающегося роста таможенных платежей в отношении изделий из натурального меха по результатам проведения проверок после выпуска товаров, а распространение данного механизма на иные изделия только рассматривается на национальном уровне [8].
Реформирование системы таможенных органов в настоящее время предполагает активную цифровизацию отношений, складывающихся в этой сфере. Одна из их основных задач – создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу – не может быть эффективно решена без разработки и внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования. В конце 2017 г. Высшим Евразийским экономическим советом были утверждены Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г. Цели реализации цифровой повестки заключаются в актуализации сложившихся механизмов интеграционного сотрудничества в рамках Союза с учетом глобальных вызовов цифровой трансформации, в обеспечении качественного и устойчивого экономического роста государств-членов, в том числе для ускоренного перехода экономики на новый технологический уклад, формирования новых индустрий и рынков, развития трудовых ресурсов. Реализация цифровой повестки позволит синхронизировать цифровые трансформации и сформировать условия для развития отраслей будущего в государствах – членах ЕАЭС.
Состоявшееся недавно выделение из системы таможенных органов электронных таможен и расширение круга центров электронного декларирования обусловлено масштабным развитием прогрессивных технологий, предполагающих осуществление таможенных формальностей в онлайн-режиме.
Упрощение таможенного регулирования и снижение административных барьеров в этой области – приоритетные направления реализации Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации. Основные источники таможенного права на уровне ЕАЭС и государств, входящих в него, ориентированы на цифровизацию таможенных отношений. Таможенное регулирование в ЕАЭС основывается на принципе максимального использования информационных технологий в деятельности таможенных органов. Данный принцип прямо установлен в п. 3 ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС). Отдельные главы кодекса посвящены информационным системам и технологиям, используемым таможенными органами (глава 48), а также их информационному и иному взаимодействию (глава 49).
В Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) предусмотрены такие формы взаимодействия таможенных органов и подконтрольных лиц, как предварительное информирование, подача заявления для принятия таможенными органами предварительных решений, обмен документами при предоставлении обеспечения обязанности уплаты таможенных платежей, совершение таможенных операций (в том числе электронное декларирование) и другие способы электронного документооборота. В п. 2 ст. 254
указанного закона прямо устанавливается, что к функциям таможенных органов относится применение современных информационных технологий, внедрение прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах – торговых партнерах Российской Федерации. С целью противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин предусматривается совмещение информационных ресурсов налоговых и таможенных органов.
Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации определены на период до 2030 г. В настоящее время российскими таможенными органами используется 81 программное средство и 67 баз данных. С их помощью ежедневно обрабатывается 12–15 тыс. деклараций. Ускорение товарооборота, благодаря внедрению передовых технологий, позволило таможенным органам максимально сократить время выпуска товаров: в отношении товарных партий низкого уровня риска среднее время выпуска товаров при импорте составляет 1 час 29 мин, а при экспорте – 40 мин.
Введение информационных технологий происходит и в области осуществления таможенного контроля после выпуска товаров. Еще в 2007 г. Федеральной таможенной службой (далее – ФТС России) было отмечено, что применение таких технологий и автоматизация деятельности позволят улучшить показатели эффективности работы таможенных органов, создать комплексную систему учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации.
Поскольку для таможенного контроля после выпуска товаров важное значение имеет аналитическая работа, цифровизация способствует осуществлению информационно-аналитического обеспечения.
Основной формой таможенного контроля после выпуска товаров является таможенная проверка. В соответствии с п. 1 ст. 331 ТК ЕАЭС она может быть сопряжена с иными формами контроля (проверка документов и сведений, получение объяснений и др.) и мерами, обеспечивающими его проведение (например, устный опрос, идентификация товаров, таможенная экспертиза). Цель ее проведения – проверка соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Основная доля таможенных проверок приходится на документальный контроль в форме камеральной таможенной проверки, частота проведения которой согласно статье 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) не ограничена периодичностью проведения в отличии от выездной таможенной проверки, которая может проводиться в отношении одного и того же проверяемого лица не чаще одного раза в год, что с другой стороны ставит под сомнения условия, способствующие облегчению ведения бизнеса участниками внешнеэкономической деятельности [2].
В таблице 3 представлены результаты таможенного администрирования по направлению контроля после выпуска товаров, которыми являются количество таможенных проверок и суммы взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов.
Таблица 1 - Результаты таможенных проверок после выпуска товаров
Показатели | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. |
Количество таможенных проверок, шт. | 4 703 | 4 125 | 3725 |
Сумма взысканных таможенных платежей, пеней, штрафов, млрд руб. | 2,8 | 4,3 | 6,8 |
Источники: [12; 13; 14]
Несмотря на сокращение количества проверочных мероприятий в форме таможенной проверки на 20,8 % в 2019 г. по сравнению с 2018 г. возросла доля взысканных таможенных платежей почти в 2,5 раза по результатам таможенного контроля после выпуска товаров. Однако некорректно оценивать экономическую эффективность таможенных проверок без сопоставления с суммой начисленных таможенных платежей, так как взыскание задолженности в отношении товаров, выпущенных в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществляется в течение трех со дня истечения срока уплаты таможенных платежей согласно статье 71 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].
Одним из эффективных направлений развития таможенного контроля после выпуска товаров является организация взаимодействия таможенных и налоговых органов. За 2019 г. 23,5 % от общей суммы взысканных таможенных платежей, пеней, штрафов по результатам таможенных проверок после выпуска товаров или 1,6 млрд руб. приходится на совместные проверочные мероприятия с налоговыми органами, в 2018 г. – 672 млн руб. (соответственно 15,6 %), а в 2016 г. – 285,7 млн руб., что составляет соответственно 7,5 % [12; 13; 14].
Взаимодействие государственных органов власти является результативным, поскольку позволяет обеспечить поступление дополнительных платежей, администрируемых налоговыми органами или принятие решений об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, что представляет собой реализацию технологии непрерывного контроля, создание единого механизма контроля безопасности и прозрачности цепи поставок.
Следствием выявленных в ходе таможенных проверок фактов нарушения таможенного законодательства явилось привлечение участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) к административной и уголовной ответственности. Динамика количества дел об административных правонарушениях свидетельствует об их увеличении в 2019 г. на 49,4 % по сравнению с 2017 г. При этом количество возбужденных в 2019 г. уголовных дел сохранилось на уровне 2018 г. Рост дел об административных правонарушениях указывает на то, что при установленных фактах нарушений таможенного законодательства, совершенных проверяемыми в ходе таможенных проверок лицами, сумма неуплаченных таможенных платежей не превышала одного млн рублей. Проведенный анализ результатов, достигнутых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров, позволяет сделать вывод об удовлетворительной работе по таможенному администрированию после выпуска товаров.
Однако проведенные проверочные мероприятия и результаты таможенного контроля после выпуска товаров не демонстрируют комплекс мер по повышению результативности проверочных мероприятий и не определяют ориентиров развития таможенного контроля после выпуска товаров в свете изменений походов совершения таможенных операций, унификации правовых положений в соответствии с международными требованиями. Например, для усиления контроля за экспортом леса предполагалось каждое отправляемое на экспорт бревно маркировать электронной биркой с индивидуальным штрих-кодом. Поштучный учет необработанных лесоматериалов был признан успешным, однако не получил дальнейшего развития [7].
Участие в создании системы маркировки изделий из натурального меха и проведение проверочных мероприятий, в том числе реализуемых в крупных торговых сетях обеспечило увеличение сумм таможенных платежей на 80,0 % в 2019 г. по сравнению с 2018 г. (с 38,7 до 69,8 млн долларов США) в отношении данной категории товаров [14].
Не следует ожидать продолжающегося роста таможенных платежей в отношении изделий из натурального меха по результатам проведения проверок после выпуска товаров, а распространение данного механизма на иные изделия только рассматривается на национальном уровне [8].
2.3. Пути совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств
Реформирование системы таможенных органов в настоящее время предполагает активную цифровизацию отношений, складывающихся в этой сфере. Одна из их основных задач – создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу – не может быть эффективно решена без разработки и внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования. В конце 2017 г. Высшим Евразийским экономическим советом были утверждены Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г. Цели реализации цифровой повестки заключаются в актуализации сложившихся механизмов интеграционного сотрудничества в рамках Союза с учетом глобальных вызовов цифровой трансформации, в обеспечении качественного и устойчивого экономического роста государств-членов, в том числе для ускоренного перехода экономики на новый технологический уклад, формирования новых индустрий и рынков, развития трудовых ресурсов. Реализация цифровой повестки позволит синхронизировать цифровые трансформации и сформировать условия для развития отраслей будущего в государствах – членах ЕАЭС.
Состоявшееся недавно выделение из системы таможенных органов электронных таможен и расширение круга центров электронного декларирования обусловлено масштабным развитием прогрессивных технологий, предполагающих осуществление таможенных формальностей в онлайн-режиме.
Упрощение таможенного регулирования и снижение административных барьеров в этой области – приоритетные направления реализации Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации. Основные источники таможенного права на уровне ЕАЭС и государств, входящих в него, ориентированы на цифровизацию таможенных отношений. Таможенное регулирование в ЕАЭС основывается на принципе максимального использования информационных технологий в деятельности таможенных органов. Данный принцип прямо установлен в п. 3 ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС). Отдельные главы кодекса посвящены информационным системам и технологиям, используемым таможенными органами (глава 48), а также их информационному и иному взаимодействию (глава 49).
В Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) предусмотрены такие формы взаимодействия таможенных органов и подконтрольных лиц, как предварительное информирование, подача заявления для принятия таможенными органами предварительных решений, обмен документами при предоставлении обеспечения обязанности уплаты таможенных платежей, совершение таможенных операций (в том числе электронное декларирование) и другие способы электронного документооборота. В п. 2 ст. 254
указанного закона прямо устанавливается, что к функциям таможенных органов относится применение современных информационных технологий, внедрение прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах – торговых партнерах Российской Федерации. С целью противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин предусматривается совмещение информационных ресурсов налоговых и таможенных органов.
Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации определены на период до 2030 г. В настоящее время российскими таможенными органами используется 81 программное средство и 67 баз данных. С их помощью ежедневно обрабатывается 12–15 тыс. деклараций. Ускорение товарооборота, благодаря внедрению передовых технологий, позволило таможенным органам максимально сократить время выпуска товаров: в отношении товарных партий низкого уровня риска среднее время выпуска товаров при импорте составляет 1 час 29 мин, а при экспорте – 40 мин.
Введение информационных технологий происходит и в области осуществления таможенного контроля после выпуска товаров. Еще в 2007 г. Федеральной таможенной службой (далее – ФТС России) было отмечено, что применение таких технологий и автоматизация деятельности позволят улучшить показатели эффективности работы таможенных органов, создать комплексную систему учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации.
Поскольку для таможенного контроля после выпуска товаров важное значение имеет аналитическая работа, цифровизация способствует осуществлению информационно-аналитического обеспечения.
Основной формой таможенного контроля после выпуска товаров является таможенная проверка. В соответствии с п. 1 ст. 331 ТК ЕАЭС она может быть сопряжена с иными формами контроля (проверка документов и сведений, получение объяснений и др.) и мерами, обеспечивающими его проведение (например, устный опрос, идентификация товаров, таможенная экспертиза). Цель ее проведения – проверка соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.