Файл: Структура органов местного самоуправления и оценка их деятельности.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Оценка деятельности органов местного самоуправления
2.1. Анализ деятельности местного самоуправления
2.2. Проблемы деятельности местного самоуправления
3. Система мероприятий по совершенствованию эффективности органов местного самоуправления
3.1.Предложения по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления обусловлена проводимой в Российской Федерации административной реформы, целью которой является повышение эффективности государственного и муниципального управления.
Повышение эффективности функционирования органов власти является одной из важнейших задач, стоящих перед страной, от выполнения которой во многом зависит возможность эффективного экономического роста Российской Федерации. Для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на законодательном уровне закреплены количественные показатели (например, общий объем расходов бюджета муниципального образования или среднегодовая численность постоянного населения). В настоящее время многие исследователи предлагают использовать критериальный и индикативный подходы к оценке эффективности системы местного самоуправления[1].
Цель исследования – изучить структуру местного самоуправления и провести оценку их деятельности на примере муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия.
Объект исследования – структура местного самоуправления на примере муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия.
Предмет исследования - организация процесса совершенствования структуры местного самоуправления на примере муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия.
Задачи исследования:
- Рассмотреть теоретическое обоснование структуры органов местного самоуправления и оценка их деятельности;
- Провести анализ местного самоуправления на примере муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия;
- Разработать систему мероприятий по совершенствованию эффективности органов местного самоуправления.
Теоретико – методологическая основа исследование базируется на основах функционирования органов местного самоуправления заложены в работах таких российских ученых, как С. Авакъян, Т. Авдеева, П. Анимица, В. Баранчиков, Г. Барабашев, В. Безобразов, Н. Бондарь, А. Васильчиков, И. Выдрин, А. Градовский, А. Кокотов, М. Краснов, Л. Мамута, Ж. Тощенко, В. Шрейдер, Е. Шугрина и др. Проблематика социально-экономического развития муниципальных образований нашла свое отражение и в работах таких зарубежных авторов, как А. Вебер, Р. Гнейст, В. Зомбарт, Э. Маркварт, А. Салливан, Дж. Форрестер, Э. Харлоф, Л. Штейн и др.
Методы исследования: анализ теоретических источников, анализ документов и обработки информации.
Практическая значимость исследования. Результаты курсовой работы могут быть использованы в совершенствование структуры органов местного самоуправления муниципальным образованием «Иволгинский район» Республики Бурятия.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
1.Теоретическое обоснование структуры органов местного самоуправления и оценка их деятельности |
1.1.Понятие и структура органов местного самоуправления |
По действующему федеральному законодательству (Конституция РФ, ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным[2].
Обращаясь к понятию местного самоуправления, в первую очередь необходимо определить, что представляет собой местное самоуправление, какой характер оно носит в современном Российском государстве.
Согласно закону, непосредственно регламентирующего местное самоуправление в РФ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Профессор А.А. Подсумкова дает в словаре следующее толкование понятия органов местного самоуправления[3]:
Органы местного самоуправления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. ОМСУ самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дает перечень органов местного самоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона[4].
Согласно данной статье, структуру органов местного самоуправления составляют:
- представительный орган муниципального образования,
- глава муниципального образования,
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования,
- контрольный орган муниципального образования,
- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В законе установлен перечень обязательных органов входящих в структуру местного самоуправления, которые в обязательном порядке должны быть в муниципальном образовании. Таковыми являются:
- представительный орган муниципального образования,
- глава муниципального образования,
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.
Данный закон хоть и устанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь каждое муниципальное образование, но и не ограничивает перечень органов и должностных лиц, которые могут иметь в своей структуре органы местного самоуправления.
Уставы ряда муниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления:
1) городская дума — представительный орган;
2) администрация города — исполнительно-распорядительный орган;
3) контрольно-счетная палата — контрольный орган;
4) глава города, который является председателем городской думы, — высшее должностное лицо.
Для малочисленных сельских поселений закон предусматривает возможность совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органа муниципального образования, что позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.
Согласно данному закону уставом муниципального образования определяются такие организационные вопросы, как[5]:
а) порядок формирования органов местного самоуправления;
б) компетенция органов местного самоуправления;
в) срок полномочий органов местного самоуправления;
г) формы подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления;
д) иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.
Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции различаются, как правило, в зависимости от следующих факторов[6]:
1) типа муниципального образования;
2) численности жителей муниципального образования;
3) возможностей социально-экономического развития муниципального образования;
4) исторических и иных местных традиций;
5) национальных обычаев;
6) политических интересов;
7) других особенностей.
В настоящее время наименования органов местного самоуправления весьма различны. В зависимости от исторических, национальных и иных местных традиций представительный орган местного самоуправления может называться дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание представителей, рада, курултай, хурал, джирге, круге и т. п. Исполнительный орган местного самоуправления также может иметь различные наименования: администрация, мэрия, управа, префектура и т. п.
Закон (в ст. 34) устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. В данном случае закон 2003 г. закрепляет два способа определения структуры органов местного самоуправления:
- непосредственно: населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек — на сходе граждан;
- опосредованно: представительным органом муниципального образования.
Установленная структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем же должны отражаться и любые изменения в структуре органов местного самоуправления.
1.2. Оценка деятельности органов местного самоуправления
Повышение эффективности функционирования органов власти является одной из важнейших задач, стоящих перед страной, от выполнения которой во многом зависит возможность эффективного экономического роста Российской Федерации. При разработке стратегически важных приоритетов развития страны в целом и ее отдельных регионов происходит осознание необходимости ориентирования на потребности, интересы и умения людей, проживающих в различных субъектах Федерации. По этой причине значительно возрастает роль активного участия органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития всей страны в качестве партнеров, имеющих равные с государственной властью права.
В тоже время проконтролировать степень вовлечения органов муниципальной власти в данный процесс невозможно без разработки и внедрения качественной системы оценки эффективности их деятельности. Органы местного самоуправления представляют собой органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий[7].
К органам местного самоуправления относятся: глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, которые предусматриваются уставом муниципального образования и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Основой нормативно-правового регулирования деятельности органов местного самоуправления составляет система нормативных правовых актов, которые определяют формы осуществления, организацию, гарантии местного самоуправления, его функции и задачи, ответственность и компетенцию органов и должностных лиц местного самоуправления, а также их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в РФ[8].
На законодательном уровне деятельность по оценке эффективности органов муниципального самоуправления регламентируется, прежде всего, следующими документами:
1 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г (Статья 18.1.);
2 Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;
3 Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р, в целях реализации указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 (содержит методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов);
4 Региональные нормативные правовые акты.
В Указе Президента РФ № 607 определяется необходимость для глав администраций ежегодно до первого мая года, следующего за отчетным, проводить оценку деятельности по 32 показателям с предоставлением отчетов в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район.