ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.



4. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в РФ, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от РФ с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов РФ как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории РФ граждан (независимо от национальности).

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в РФ предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В РФ предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъектов, а также заключения договоров и соглашений.

Основные характеристики РФ как федеративного государства:

1) Для Российской Федерации как федеративного государства характерны наличие единого гражданства, права приема в гражданство и решения вопросов, связанных с прекращением гражданства. Конституция РФ в ст. 6 предусматривает единую федеральную законодательную основу гражданства в виде федерального закона. По Федеральному закону от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрено только единое гражданство Российской Федерации. Прием в российское гражданство и разрешение выхода из него являются компетенцией Федерации.

2) У Российской Федерации есть своя (т. е. федеральная) система государственных органов. В нее входят Президент, Федеральное Собра ние (парламент), Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы, федеральные агентства), Конституционный Суд, Верховный Суд, нижестоящие суды общей и арбитражной юрисдикции, Генеральный прокурор, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека и др.


3) Для Российской Федерации как федеративного государства характерна единая внутренняя и внешняя политика. Она формируется с участием субъектов РФ и осуществляется органами Федерации. У России имеется международное признание и международная право субъектность, т. е. она участвует в международных отношениях. А это означает, что международное сообщество воспринимает Россию с учетом ее федеративной природы и структурного состава.

4) Российская Федерация имеет единые Вооруженные Силы, которые подчиняются Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами РФ — им является Президент РФ. Практически все федеративные государства мира имеют единую армию и не позволяют создание войсковых формирований субъектов федерации.

Статус субъектов РФ: общие положения:

1. Как уже отмечалось, субъекты РФ равноправны, т. е. имеют равные права и равные обязанности в качестве субъектов Федерации. Все они, конечно, имеют разный экономический потенциал, неодинаково используют те или иные возможности, но это уже другой вопрос.

2. Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и субъектом. Об этом четко сказано в ст.66 Конституции РФ: статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики (ч. 1); статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и их уставом (ч. 2); статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5). В том числе это относится и к ситуации, когда субъекты хотят объединиться или разделиться. Таким образом, субъект РФ не может в одностороннем порядке определять основы своего конституционноправового статуса.

3. У каждого субъекта РФ имеется свой основополагающий акт: конституция — у республики, устав — у остальных субъектов. Каждый субъект имеет право на свое законодательство. Более того, есть гарантии самостоятельности правотворчества субъектов РФ по вопросам своего ведения — субъект обязан следовать актам федерального уровня, принятым по вопросам ведения Российской Федерации, но акт субъекта, изданный по вопросам его собственного ведения, не может быть «перекрыт» федеральным законом.

4. У каждого субъекта РФ есть своя территория, а также своеобразное территориальное верховенство. Оно состоит в том, что территорию субъекта РФ нельзя изменить без согласия этого субъекта. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ). Совет Федерации утверждает изменение границ между субъектами РФ, но делает это лишь по представлению заинтересованных субъектов и не вправе принимать соответствующих решений, если не проявлено их инициативы. Как говорилось ранее, внутри Российской Федерации не допускается установление (в том числе и субъектами РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.



5. Каждый субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ). Система органов государственной власти субъекта РФ представлена органом законодательной (представительной) власти, высшим должностным лицом, высшим коллегиальным органом исполнительной власти, иными органами исполнительной власти субъекта. В ряде субъектов созданы конституционные или уставные суды.

6. Все субъекты РФ имеют право на свои символы: герб, флаг, гимн, а также столицу (для республики) или административный центр (для остальных субъектов).

Особенности отдельных видов субъектов РФ:

Как уже отмечалось, в состав Российской Федерации входят республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Хотя по Конституции РФ все они равноправны, непринципиальные особенности у отдельных субъектов все таки есть.

Республики. Спецификой республик можно считать то, что они созданы по национально-территориальному признаку, отраженному в названии большинства субъектов, кроме Дагестана, название которого переводится на русский язык как «страна гор», при этом по пестро те национального состава Дагестан превосходит другие республики. Кроме того, республики по Конституции РФ обозначены как государства (ч. 2 ст. 5). Однако мы уже отметили, что в плане суверенитета и права на внешнеполитические отношения наименование республики государством не дает ей особых прав и привилегий. Правда, хотя по Конституции РФ республики юридически равноправны с другими субъектами, определенные последствия их особого положения можно наблюдать. Это проявляется в следующих моментах:

— республики поставлены на первое место в перечне субъектов РФ в ст. 65 Конституции РФ;

— они имеют в качестве своего главного правового акта конституцию, а другие субъекты — устав (по сути это не принципиально, тем более что некоторые субъекты в названии своего главного акта к слову устав в скобках добавляют «основной закон»);


— конституция республики может быть принята как ее органом законодательной власти, так и на референдуме субъекта, в то время как устав иного субъекта принимается только его органом законодательной власти;

— республики имеют право на установление своих государственных языков, которые употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации; для других субъектов такая категория не существует, хотя всем народам гарантируется Конституцией сохранение и использование их родных языков.

Края, области. Между этими субъектами РФ в настоящее время нет внешней разницы, они созданы и входят в состав Российской Федерации по территориальному признаку.

Города федерального значения. Эти города — Москва и Санкт-Петербург — всегда имели особое положение, в советское время их называли городами республиканского подчинения. Специфика Москвы состоит в том, что она выполняет сразу несколько функций: столица Российской Федерации, субъект РФ и административный центр Московской области. Санкт-Петербург является субъектом РФ и в то же время административным центром Ленинградской области.

Автономная область. В настоящее время в России существует лишь одна автономная область — Еврейская. До 1991 г. имелось пять автономных областей и они входили в края. Далее четыре автономные области были преобразованы в республики в составе Российской Федерации, а оставшаяся Еврейская автономная область стала входить не посредственно в Федерацию. У автономной области нет каких-либо особенностей в правовом положении. Тем не менее они в принципе не исключаются, и как гарантия согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области может быть принят федеральный закон об автономной области. Пока такого акта нет.

Автономные округа. Этот вид национально-территориальных единиц существует с 1930х гг. Тогда они назывались национальными округами. Наименование «автономные округа» впервые нашло отражение в Конституции СССР 1977 г. и в Конституции РСФСР 1978 г. Автономные округа входили в состав краев и областей.

Порядок принятия в РФ и образование в ее составе нового субъекта Федерации:

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

НОВОГО СУБЪЕКТА

Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию


1. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, является данное иностранное государство.

2. Президент Российской Федерации после поступления указанного в пункте 1 настоящей статьи предложения уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного договора на ратификацию и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта

1. В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции Российской Федерации, указанный международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

2. Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации

1. Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.

3. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора.

4. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.