ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.


Для выражения интересов судей как носителей судебной власти в рф формируются органы судейского сообщества (ст 29 фкз о судебной системе, ст 3 фз об органах судейского сообщества)

*Органы судейского сообщества

Статья: Однако понятие органов судейского сообщества не определено. Словосочетание «органы судейского сообщества» в какой-то мере заимствовано, является широким и смысловое его содержание не однозначно.

В литературе существует мнение, что это органы самоуправляющегося сообщества судей, формируемые им для выражения интересов судей и осуществляющие возложенные на них федеральным законом полномочия по внутрисистемному управлению судами в целях обеспечения независимости органов судов и судей3. Иногда рассматриваются общие вопросы деятельности органов судейского сообщества, но при этом не раскрывается содержание их деятельности4. Данное положение нуждается в точном определении и законодательном регулировании.

(ст 3 фз об органах судейского сообщества)

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

Всероссийский съезд судей;

конференции судей субъектов Российской Федерации;

Совет судей Российской Федерации;

советы судей субъектов Российской Федерации;

общие собрания судей судов;

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

В Верховном Суде Российской Федерации формируются общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.

Задачи органов: содействовать совершенствованию судебной системы и судопроизводства, защищать права и законные интересы судей, участвовать в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности,, утверждать авторитет судебной власти,
обеспечивать выполнение судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

В этих целях органы судейского сообщества проводят съезды, конференции, собрания, пленарные заседания, семинары-совещания, на которых решаются вопросы перечисленные в задачах. Органы судейского сообщества проводят общественную экспертизу законов и иных нпа, касающихся деятельности суда и статуса судей, участвуют в рабочих комиссиях по подготовке таких актов, представляют интересы судей в государственных и общественных объединениях, избираются соответствующие коллегии судей.

Основные принципы организации и деятельности органов судейского сообщества – коллегиальность, гласность, неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Статья: Судейское сообщество современной России характеризуется: наличием классических демократических признаков, присущих всем подобным институтам, в связи с чем признается классическим институтом гражданского общества; является самоорганизацией судей в целях решения общих задач, достижения общих целей; является объединением судей по уровням, причем для объединения первого уровня - явочное, не добровольное, а для второго и последующего уровней - добровольное избрание и т.д. Органы судейского сообщества не могут считаться органами государства, поскольку не обладают их признаками, а именно: действуют не от имени государства, а от собственного имени; для реализации государственно-властных полномочий используют формы и методы, присущие самоуправлению, не имеют собственной материальной базы, а обеспечиваются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и его органами; не наделены правами юридического лица.



16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.




*Прокуратура как орган надзора

ФЗ О прокуратуре

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;


надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

*Правовые основы, цели, принципы

Правовое регулирование – Конституция РФ, ФЗ О прокуратуре РФ, другие фз, международные договоры, указы президента, постановления правительства, ведомственные нпа Генерального прокурора РФ.

Целями прокуратуры являются:

  1. обеспечение верховенства закона;

  2. обеспечение единства и укрепления законности;

  3. обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

  4. обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.



Принципы организации деятельности – основанные на конституции рф и фз основные руководящие положения, определяющие место и роль прокуратуры в государственном механизме страны, организационное построение и деятельность по осуществлению возложенных на прокуратуру функций и стоящих перед органами прокуратуры задач.

Они делятся на общие и внутриорганизационные.


Общие:

  1. законность - прокуроры обязаны действовать исключительно в пределах определенных законом полномочий, каждое требование прокурора, каждый исходящий от него правовой акт должны основываться на законе и выполняться в формах, предусмотренных законом.

  2. Централизации – прокуратура – это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Образование, реорганизация, ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. Генеральный прокурор представляет Президенту прокуроров субъектов, а также назначает на должность прокуроров городов, районов и приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров. Дает нижестоящим прокурорам обязательные к исполнению указания, поручения, контролирует их исполнение.

  3. Единства – как территориальные, так и специализированные прокуратуры организационно входят в единую систему органов прокуратуры. Этот принцип означает единство правового поля прокурорского надзора, общность целей, задач, правовых средств и методов осуществление надзора в стране. Также этот принцип находит свое выражение в установлении в фз единства статусов прокурорских работников, единого срока полномочий для прокуроров каждого звена.

  4. Независимости – осуществление своей деятельности независимо от федеральных органов гос власти, органов гос власти субъектов, омсу, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории рф законами.

  5. гласности – органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой тайне. Реализация данного принципа обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений, отвечающих за связь со СМИ.



Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации ФЗ О ПРОКУРАТУРЕ

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.