ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.



4) Культурные (право на участие в культурной жизни общества, на охрану интеллектуальной собственности, на свободу творчества и самореализации и т.д.)

Конституционные обязанности человека и гражданина в России:

Согласно Конституции РФ выделятся следующие конституционные обязанности:

1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и закон, т. е. федеральные законы и законы субъектов РФ является одной из самых универсальных и всегда распространяющихся на всех субъектов правоотношений, в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ. За не соблюдение Конституции РФ и законов в отношении человека и гражданина могут применяться соответствующие виды юридической ответственности.

2. Уважение прав и свобод других лиц. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать права и свободы других лиц.

3. Обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию, о чем предусматривается в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ.

4. Обязанность не наносить ущерб окружающей среде, о чем предусматривается в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ.

5. Обязанность заботиться о детях и их воспитании, о чем предусматривается в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. Реализуется конституционная обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании в ст. 63, 65 Семейного кодекса РФ [19] (далее — СК РФ).

6. Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях, о чем предусматривается в ч. 3 ст. 38 Конституции РФ. Реализуется в ст. 87 СК РФ.

7. Обязанность получить основное общее образование. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, о чем предусматривается в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ. Реализуется конституционная обязанность родителей в части образования детей в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [23]. В п. 1 ч. 4 ст. 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» данного закона закреплено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования». В тоже время невыполнение данной обязанности родителями (законными представителями) несовершеннолетних не может повлечь к какой-либо ответственности. Именно поэтому, правовой смысл этой обязанности невелик, он следует к разумному напоминанию людям о том, что необходимо получение их детьми основного общего образования.


8. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, о чем предусматривается в ч. 3 ст. 44 Конституции РФ.

9. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшающее положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, о чем предусматривается в ст. 57 Конституции РФ. Реализуется конституционная обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов в Налоговом кодексе РФ [26] (далее — НК РФ). При этом в ст. 12 НК РФ устанавливается следующие виды налогов и сборов в России: федеральные, региональные и местные.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие и виды

Под гарантиями прав, свобод и обязанностей человека понимается система социально-экономических, политических и юридических условий, средств и способов, обеспечивающих их фактическую реализацию, охрану и защиту.

Традиционно в правовой науке выделяют две основные группы гарантий прав и свобод — общесоциальные и юридические.

- Общесоциальные гарантии включают в себя политические, социально-экономические и культурные (духовные) гарантии.

- Юридические гарантии представляют собой нормы права, предусматривающие в своей совокупности правовой механизм, призванный способствовать реализации законов.

Важнейшими юридическими гарантиями являются конституционные нормы-принципы, обеспечивающие права и свободы человека и гражданина в РФ на основе Конституции РФ. К ним можно отнести следующие: защита прав человека и гражданина в суде, в международных судах или соответствующих международных организация; институт Уполномоченного по правам человека; возмещение материального и морального ущерба, причиненных государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; право на правовую помощь и др.

Наиболее значимой гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции РФ положение о государственной защите прав и свобод, которое не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Центральное место в системе конституционно-правовых гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод [1]. При этом к объекту обжалования могут относится решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.



Система государственных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, их компетенция:

Внутригосударственное обеспечение прав и свобод человека и гражданина осуществляется в РФ на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Федеральный уровень защиты ПСЧГ включает в себя:

1) Судебную защиту, которая обеспечивается деятельностью

– федеральных судов (КС РФ, ВС РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему судом общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.)

2) Внесудебную защиту, включающую в себя

- Президента РФ (является гарантом ПСЧГ),

- Администрацию Президента РФ (организация рассмотрения обращений граждан, охраны и защиты их прав и законных интересов),

- Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека,

- Федеральное Собрание РФ (определяет законодательное регулирование сферы по защите ПСЧГ),

- Правительство РФ, ФОИВ (организация рассмотрения обращений граждан)

- прокуратура РФ (надзор за соблюдением ПСЧГ органами власти, ОМСУ, а также должностными лицами)

- Счетная палата (обеспечение права граждан на участие в делах государства путем осуществления внешнего государственного аудита)

- Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

- Центральная избирательная комиссия (обеспечение избирательных прав граждан)

Конституционное закрепление ограничений прав и свобод человека и гражданина:

Все возможные ограничения прав и свобод человека и гражданина возможны только при условии того, что они преследуют конституционно значимые цели, а также необходимо соблюдение такого условия как соразмерность ограничения. Согласно Конституции РФ права и свободы могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо. Условия соразмерности соблюдены, если: 1) Ограничения вызваны исключительно необходимостью защиты социальных ценностей; 2) Устанавливая ограничения, государство использует не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные конституционными целями меры. Также законодатель определяет такой признак ограничения как форма ограничения. И такой формой является только федеральный закон. Федеральный законодатель может вводить ограничения прав и свобод не произвольно, а для достижения социально значимых целей. Их перечень дан в ст. 55 Конституции РФ и является закрытым. Таким образом, можно сказать, что ограничение прав и свобод человека и гражданина — это установленные федеральными законами в конституционных целях границы реализации человеком его прав и свобод, соразмерные с этими целями.



10. Понятие и принципы российского федерализма. Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства. Статус субъектов Российской Федерации: общие положения. Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Федерации.
Понятие и принципы российского федерализма:

Термин «федерализм» происходит от латинского слова foedus (соглашение). Исходя из значения термина, суть федерализма можно определить как: – указание на согласительный порядок происхождения государственного устройства (соглашение центральной, федеральной власти и субъектов федерации о соподчинении и установлении определенной системы власти либо соглашение субъектов федерации между собой относительно передачи части своих полномочий избранным (или установленным иным образом) субъектами федерации центральным органам).

Принципы российского федерализма:

1. Государственная целостность РФ. Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из РФ. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство системы государственной власти. Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.

3. Провозглашение равноправия субъектов РФ. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов РФ (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Равноправие субъектов РФ означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Естественно, различные субъекты РФ обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе, то есть наличном объеме реализуемых субъектом РФ прав и обязанностей.