ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.

ПО

1. Понятие и признаки правоохранительной деятельности и правоохранительных органов: их становление и эволюция. Функции правоохранительных органов в правовом государстве. Задачи и система правоохранительных органов: общая характеристика. Место суда в системе правоохранительных органов. Дискуссия о правоохранительной функции суда.
Понятие и признаки ПД и ПО: их становление и эволюция

Правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Правоохранительные органы - обособленная группа государственных органов, осуществляющая деятельность по защите прав и свобод человека, охране правопорядка и законности в обществе и государстве.

Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются:

1. Правоохранительная направленность (защита прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью).

2. Правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами.

3. Правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами.

Во времена Древней Руси функции правоохранительных органов выполняли князь, его дружинники и бояре-вотчинники. Помощь им в этом оказывали тиуны, мечники, доводчики, дворские, которые проводили розыск и суд.

С образованием единого централизованного государства в XV–XVI вв. был создан Разбойный приказ, из которого для поимки «лихих людей» (опасных преступников) на места посылались сыщики (или обыщики). Государственного жалованья они не получали и кормились поэтому за счет подношений и поборов с населения. Это вызывало большое его недовольство, которое переходило в бунты. С 30-х годов XVI в. вместо обыщиков на местах стало функционировать так называемое губное самоуправление. В округах – губах – из дворян выбирались губные старосты и их помощники – целовальники, которые присягали (целовали крест), что будут правдиво и добросовестно записывать показания и вершить справедливый суд. Губные
избы организовывали борьбу своих земляков, связанных круговой порукой, с лихими людьми и отчитывались перед Разбойным приказом.

В XVII в. для розыска беглых крепостных крестьян был создан Сыскной приказ.

С ростом городов особое внимание уделялось охране в них общественного порядка. В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем был издан «Наказ о градском благочинии», согласно которому в Москве выставлялась стража, были учреждены на улицах решетки, а на выездах из города – заставы. В городах назначались «объезжие головы» из бояр, к ним придавались стрельцы. Они задерживали нарушителей на съезжей избе. На московских рынках за порядком наблюдали ярыжки.

Учреждение регулярной полиции стало следствием укрепления абсолютной монархии при Петре I. В 1718 г. Петр I подписал указ о введении в Санкт-Петербурге Генерал-полицмейстерской канцелярии, руководимой генерал-полицмейстером, и утвердил для нее инструкцию. На эту должность был назначен Антон Девиер (1673—1745), который сформировал полицейский штат (10 офицеров, 180 нижних чинов), пожарную команду и начал проводить благоустройство города.

Так был введен в русский язык термин «полиция», который стал употребляться наряду с термином «благочиние». Слово «полиция» происходит от древнегреческого politeia, что означает форму городского управления, сочетающую принципы наследования (аристократии) и выборности (демократии) власти.

Среди первых полицейских было довольно много иностранцев. Русский самодержец постоянно приглашал их из европейских государств, чтобы перенять полезный опыт.

В последующие годы были учреждены должности обер-полицмейстера и полицмейстерская канцелярия в Москве и еще в 24 городах. При Екатерине II была создана сельская полиция — нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, который выбирался уездными дворянами. В 1782 г. Екатериной II был утвержден «Устав благочиния или полицейский», который стал правовой основой деятельности управ благочиния во главе с городничим, назначавшимся из отставных офицеров в городах.

В 1802 г. в ходе реформ государственного управления, проведенных по указанию Александра I, было создано Министерство внутренних дел Российской империи, которое наряду с решением проблем социального обеспечения населения занималось и охраной общественного порядка.



Первая русская революция 1905—1907 гг. сделала возможным провозглашение свободы слова, печати, собраний и союзов. Задачей МВД, губернаторов и полиции было реализовать эти свободы в рамках существовавшего закона. В 1906 г. министром внутренних дел стал Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911), один из крупнейших реформаторов России, сторонник идеи правового государства. При нем деятельность сыскных отделений российской полиции получила соответствующую требованиям времени правовую основу. Однако предложенный им проект дальнейших реформ полиции, направленный на ее усиление в рамках правового поля, не был принят Государственной думой.

Образованное в ходе Февральской революции 1917 г. Временное правительство объявило о ликвидации царской полиции и создании народной (гражданской) милиции, однако самоустранилось от руководства этим процессом. Он проходил стихийно. Как правило, милиция создавалась при органах революционной власти на местах – Советах рабочих и солдатских депутатов. Формировалась она по принципу добровольности службы; милиционеры не имели единого руководства и единой структуры.

Последовавшая Октябрьская революция 1917 г. привела к ликвидации всей правоохранительной системы России. Пришедшие к власти большевики в соответствии со своей политической программой слома старой государственной машины считали, что новая система будет принципиально иной как по названию центральных органов, так и по содержанию и методам их деятельности. 7–8 ноября 1917 г. в составе Советского правительства – Совета Народных Комиссаров был создан Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Первым народным комиссаром внутренних дел стал Алексей Иванович Рыков (1881—1938), который пробыл на этом посту всего 9 дней. Именно он подписал Постановление НКВД от 10 ноября 1917г. «О рабочей милиции», согласно которому, все городские Советы должны были учредить рабочую милицию. Первоначально она формировалась на добровольных началах, но с октября 1918 г. в основу формирования милиции были положены принципы классового отбора и штатной численности.

В годы гражданской войны (1918—1920) милиция была переведена на военное положение, продолжала борьбу с усилившейся преступностью, детской беспризорностью.

В годы Новой экономической политики (1921—1929) военные функции милиции отпали, усилилась борьба с экономической преступностью и налоговыми нарушениями, была введена должность участкового надзирателя (позднее – участкового инспектора), отвечавшего за общественный порядок на своем участке.


В процессе формирования административно-командной системы в конце 20-х годов усилилась тенденция к централизации милиции и всей правоохранительной системы. 10 июля 1934 года был создан новый Народный Комиссариат внутренних дел СССР, объединивший органы внутренних дел, государственной безопасности, пограничные и внутренние войска в масштабах всего Советского Союза. В составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции (РКМ) НКВД СССР были образованы новые специализированные подразделения: Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС); усилилась роль милиции по обеспечению правопорядка на железнодорожном транспорте; приняты инструкции участковым уполномоченным в городе и на селе.

Такая концентрация власти в одном органе административной власти, который оказался вне контроля государства и общества, с одной стороны, к сожалению, привела к многочисленным нарушениям законности, с другой стороны – это позволило органам внутренних дел успешнее бороться с общеуголовной преступностью и в определенной мере снизить ее.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) органы внутренних дел вместе с армией и чекистами успешно боролись с врагом. Помимо несения службы в тылу, они участвовали в боевых действиях на полях сражений, в составе партизанских отрядов, диверсионно-разведывательных групп. Тысячи бойцов – солдат и командиров внутренних войск, сотрудников милиции были награждены государственными наградами.

В марте 1946 г. НКВД СССР, как и другие наркоматы, был переименован в Министерство внутренних дел СССР. Некоторое время министерство выполняло еще и функции по обеспечению государственной безопасности, но затем органы госбезопасности были выведены из системы МВД. В результате проведения реформ в июле 1966 г. было образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка (МООП) СССР. В 1968 г. Оно было переименовано в Министерство внутренних дел СССР. До 1984 года им руководил Николай Анисимович Щелоков (1910—1984). На этом посту он прослужил дольше других министров и наркомов – 16 лет. При нем была усовершенствована структура центрального аппарата МВД СССР, укреплена материально-техническая база органов внутренних дел, открыты высшие школы милиции и Академия МВД; больше внимание стало уделяться профилактике преступности.


Функции ПО в правовом государстве

Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются: 1) конституционный контроль; 2) правосудие; 3) организационное обеспечение деятельности судов; 4) прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры; 5) выявление и расследование преступлений: - предварительное следствие; - дознание; - оперативно-розыскная деятельность; 6) уголовно-исполнительная деятельность; 7) нотариальная деятельность; 8) юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг). В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности: - судопроизводство (уголовный процесс); - обеспечение безопасности; - охрана общественного порядка ;

Соотношение конституционного контроля, правосудия, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам Ключевые направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство - это основной вид конституционного контроля. Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора, после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленой выявлением признаков преступления.

Задачи и система ПО: общая характеристика

Задачами правоохранительной деятельности признаются: 1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; 2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; 3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; 4) надзор за процессом правоприменения; 5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства; 6) оказание юридической помощи гражданам и организациям; 7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов; 8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.